«В горячей воде холодно мыться»: жильцы многоэтажки в Калуге годами живут без горячей воды
К нам в редакцию обратились жители дома № 28 по улице Степана Разина. Калужане рассказали, что многие годы страдают от проблем с горячей водой.
Относительно новый двухподъездный многоэтажный дом расположился рядом с корпусом калужского университета. Первый этаж - нежилые помещения, со второго по девятый - квартиры.
- Мы проживаем в доме с марта 2020 года постоянно, а квартиру купили в 2014 году, - рассказывает местный житель Игорь Герасимов. - Я живу на девятом этаже. Когда приезжали сюда периодически, то проблемы с горячей водой не так бросались в глаза. А когда переехали - ощутили по полной.
По всему дому падает напор горячей воды, в квартиры она поступает чуть теплой. Лично у нас особенно ухудшилась ситуация с 2023 года. Чтобы помыться, не надо включать плюсом холодную воду. Моемся, условно, только горячей, потому что она вовсе не горячая - температура составляет 38-40 градусов. Напор слабый. Утром и вечером, когда все жители дома, вода в квартире вообще пропадает.
Из душа не помыться
- Мы живем здесь с самого начала, с 2014 года, - рассказывает пенсионерка Тамара Дмитриевна. - У нас восьмой этаж. Мы заехали, и буквально через два-три года начались такие же проблемы с водой. Писала я в ГЖИ не раз за все эти годы. После обращений на какое-то время ситуация улучшалась.
Наверное, уже года через три у нас на кухне заменили первый стояк. Сначала помогло, все было хорошо, но со временем проблема вернулась. Горячая вода у меня 45 градусов максимум, но часто 40 градусов, для меня это уже холодная. Сильно падает напор, когда вода течет струйкой 2-3 мм, то из душа не помыться.
В первый месяц подачи отопления батареи то топят, то не топят. Завоздушиваются у всех, спускаем воду. За день, бывало раз по пять спускала. Месяц у нас уходит, чтобы отопление наладилось. Правда, сантехники всегда приходят, откликаются.
О проблемах не сообщали
Пока разговариваем с калужанами, в подъезд заходят другие жители - к вечеру люди возвращаются домой.
- Я еще только месяц, как живу в доме, - отвечает на наш вопрос о наличии горячей воды вошедшая в подъезд Татьяна Ивановна. - Когда покупала, краны не открывала, не проверяла - привыкла людям верить. У меня даже мысли не было что-то подозревать. А пришла на следующий день и просто заплакала - не было горячей воды!
Мне сразу сказали, что местные слесари могут поменять стояки, потому что внизу уже кто-то менял, и у них улучшилась ситуация. Я согласилась. Сделали. Стояк был весь забит! Даже миллиметровой щели не было! Пока вода идет хорошо, но я уже думаю наперед, что нужно, наверное, ставить бойлер.
- Но если это сделать, то, теоретически, пойдет двойной разбор холодной воды, - отвечает кто-то из собравшихся на первом этаже жителей.
- А что тогда делать? Вообще без горячей сидеть? - прозвучал риторический вопрос.
- Вы заменили стояки, сейчас пока все в порядке, но постепенно снова все трубы будут зарастать - не проводится промывка системы! - говорит Игорь Герасимов. - Я считаю, нужно добиваться от УК, чтобы они промыли систему!
С улицы в подъезд заходит еще группа жильцов.
- Я здесь человек новый, живу второй год на шестом этаже, - рассказывает пенсионерка Людмила Ивановна. - Как только приехала, сразу начались проблемы с водой. Мы даже в ванную поставили бойлер, чтобы можно было помыться. Когда квартиру покупала, никто, естественно, о проблемах не сообщил.
Как в фильме ужасов
Собравшиеся соседи еще некоторое время дискутировали по поводу установки бойлеров, потом в квартиру к себе несколько человек пригласила калужанка Олеся, как оказалось, старшая по дому.
- Наша история, как в фильмах ужасов, когда ты купил прекрасный замок, а оказывается, что там водятся привидения, - говорит Олеся. - Когда я в 2014 году заезжала, соседи предупредили, что у нас плохое отопление, что слабо топят, стены промерзают, покрываются плесенью. Я с перепугу установила себе электрические полы. Но в первые несколько лет жизни проблем с отоплением у меня в квартире не было вообще. Они начались потом.
В одной комнате батареи и стояки были горячие, а в другой стояк холодный. Проблемы с отоплением у дома есть и сейчас, но они как-то хаотично разбросаны, в разных квартирах по-разному. У меня в последний год все нормально, хотя опять же никаких дополнительных мер не предпринималось.
По поводу горячей воды, у меня первые проблемы появились в 2020 году: напора практически не было, вода была холодная. Хорошо, если из горячего крана лилась достаточно теплая вода, чтобы ею можно было помыться, не замерзнув. Но зачастую мыться было холодно. Это продолжалось до конца 2022 года.
Разбить стены, предоставить доступ
Жильцы сообщали о проблемах в управляющую компанию, и она начала решать проблему через замену стояков в квартирах, просила всех жителей предоставлять к ним доступ.
Некоторые специалисты говорят, что если плохую по качеству воду сильно нагревают, то образуется осадок, который забивает трубы. В доме №28 трубы полипропиленовые, к ним осадок не прилипает, из-за этого вся грязь осыпается вниз. Поэтому УК и приняла решение периодически менять стояки в нижних этажах.
- Первые пять этажей им предоставили доступ, - продолжает рассказывать Олеся. - Кто кухню разобрал, кто - что. При этом рабочие некоторых жильцов простили разбомбить стены еще больше, так как где-то им было неудобно подлезть. После чего они к нам пришли на замену стояков. Это было весной 2023-го.
После проведенных работ ситуация значительно улучшилась. Но прошел год, и все повторяется. Стояки снова меняют. Правда, не все собственники предоставляют к ним доступ. И их можно понять.
Представьте, вы сделали ремонт, вложились. Спустя время к вам приходят и говорят:
«У тебя сосед наверху сидит без горячей воды». Ты отвечаешь: «Но у меня все нормально!» Ну и что. А там проблемы. Ты должен разнести свою кухню и предоставить.
Люди идут в отрицание, потому что не видят связи, зачем ломать все у них, если у них проблем нет. В доме много пенсионеров, ипотечников, семей с детьми, а демонтировать кухню и снимать плитку - это дорого! Они не найдут деньги на другой ремонт. Плюс, эта замена помогает на короткий период времени. Потом снова все ломать?
Специалисты испугались
Калужане считают, что решением проблемы может стать единовременная промывка системы всего дома. Для этого на консультацию приглашались специалисты.
- Мы приглашали несколько компаний, которые могут провести промывку, они готовы были взяться, но в последний момент отказались, - рассказывает Игорь Герасимов. - Испугались того, что у нас цокольный этаж - частный, там выполнен ремонт. Он может пострадать при промывке, частное имущество будет испорчено.
Технология промывки такая, что они должны открыть вентиль и просто сливать все, что оттуда выйдет. А там же не голый бетон, а свежий ремонт, чистые помещения, просто все убьется.
- У Татьяны на пятом этаже срезанные трубы оказались просто наглухо забиты, а их год назад меняли, - продолжает Олеся. - Другие специалисты посмотрели на их состояние, отказали. Опасались, что при промыве просто ком грязи что-то наглухо забьет. Боятся брать на себя такую ответственность.
С работниками УК у нас хорошие отношения, лично к ним вопросов нет. Если сравнить с другими, наши пытаются что-то сделать. Может, у них не хватает навыков или знаний, но они действия предпринимают, не сидят на месте. За это им спасибо. А все остальные отписываются.
Проверка подтвердила
5 июня жильцов посетила комиссия от «Калугатеплосети» и управляющей компании. Акт проверки калужане предоставили редакции.
В подающем трубопроводе температура горячей воды была равна 60 градусам, тем временем:
- в кв. 58 на кухне 18 градусов, ванная 43, вода коричневая, с примесями;
- в кв. 65 в ванной 43,5 градуса, на кухне воды нет;
- в кв. 64 в ванной 46 градусов, на кухне 32, напора нет;
- в кв. 63 - воды нет нигде.
В перечне указан еще ряд квартир, везде проблемы с температурой и напором.
Официально
За комментариями редакция обратилась в Государственную жилищную инспекцию. Там сообщили, что обращения жителей поступали, инспекцией была проведена собственная проверка температуры воды, которая тоже подтвердила несоответствие нормам: 45-55 градусов при положенных 60-75. Управляющая и ресурсоснабжающая организация получили предостережение.
Инспекция считает, что для решения проблемы необходимо:
- провести качественную промывку системы горячего водоснабжения;
- частично заменить участки трубопроводов со сниженной пропускной способностью;
- полностью обследовать многоквартирный дом на незаконные подключения к системе горячего водоснабжения (теплые полы);
- провести анализ воды на соответствие нормам.
Также жители дома рассказали, что 30 мая Центр гигиены и эпидемиологии отобрал пробы горячей воды. По результатам, превышена жесткость и железо.
- 24 мая 2024 года поступило обращение от жителей по поводу некачественного предоставления услуги по горячему водоснабжению в доме № 28 по ул. Степана Разина, - сообщает МУП «Калугатеплосеть». - Специалистами были произведены замеры параметров горячей воды на вводе в дом. Температура подаваемой горячей воды на вводе в дом на момент обследования составила 60˚С, давление - 4,6 кгс/см2, что соответствует нормам.
На основании вышеизложенного, МУП «Калугатеплосеть» в полном объеме исполняет свои обязательства. Многоквартирный жилой дом подключен к тепловым сетям котельной ул. Мичурина, 9в, жалоб от других потребителей, подключенных к данной котельной, на качество теплоснабжения не поступало.
Собственник цокольного этажа
ГЖИ и сами жители говорят о промывке системы горячего водоснабжения, как возможном варианте решения проблем. Однако сделать это пока не представляется возможным.
Напомним, коммуникации дома выводятся на цокольный этаж, который стал частной собственностью. Владелец вложил немалые деньги, провел хороший ремонт помещения, подготовил для аренды. Промывка же подразумевает долгий процесс сливания всего содержимого из системы на пол. Отремонтированное помещение, вполне вероятно, придет в негодность. Кто тогда будет возмещать владельцу ущерб, оплачивать ремонт? Вопрос риторический.
Но следом появляется еще один вопрос: как такое помещение, включая коммуникации всего дома, могли попасть в частную собственность? Кто подписал это разрешение не глядя? В неприятную ситуацию попали и собственники цокольного этажа - они купили площади, провели ремонт, а все основные коммуникации выводятся к ним. Были ли они в курсе? Предупреждали ли их? Что вообще владельцы думают о проблеме жильцов?
Мы позвонили представителю собственника и попросили дать комментарий на этот счет.
- Можем сказать, что у нас те же самые проблемы с горячей водой, как и у всего жилого дома. Других комментариев не будет.
От редакции
Ситуация, в которой оказались калужане, проживающие на Степана Разина, 28, сейчас выглядит тупиковой. В квартирах людей раз за разом меняют стояки, и этот процесс как будто не заканчивается. Жители с напряжением ожидают, кого попросят разобрать стену в кухне в следующий раз.
Не было ли изначально проблемы в проектировании коммуникаций дома? А может, все пошло не так на стадии воплощения проекта в жизнь?
Пока жители ищут ответы на вопросы и стучатся во все инстанции, заканчивается первый месяц лета. Еще два месяца - и снова на пороге отопительный период, когда заниматься проблемой глобально никто из специалистов не станет.