Нелегальная торговля табаком в Калужской области: быть или не быть
В прошлом году Калужская область оказалась на последнем 85-м месте в сводном отчёте Минпромторга России, оценивающем борьбу с нелегальным оборотом табачной продукции в российских регионах. Каждая четвёртая пачка сигарет в области оказалась контрафактом или контрабандой. Такая непростая ситуация и стала предметом публичного всестороннего обсуждения в рамках круглого стола, состоявшегося 28 мая по инициативе Агентства «Комсомольская правда — Калуга» и Союза промышленников и предпринимателей Калужской области.
Антилидерство
По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) на конец 2023 г., Калужская область оказалась среди пяти лидирующих субъектов РФ по доле нелегальных сигарет в 28%. При этом ещё в начале 2022 года нелегальных сигарет было всего 3%. На аномально высокие показатели «нелегалки» в прошлом году обратили внимание в Москве. Минпромторг России, курирующий работу Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, отметил, что доля нелегальной торговли сигаретами в Калужской области в 2 раза выше, чем в целом в России (12,6%).
На этом фоне статистические показатели по противодействию этой проблеме, наоборот, крайне низкие. Впечатляет и финансовая сторона вопроса: на основании оценок ННЦК получается, что за прошлый год бюджетная система России недополучила из-за реализации нелегальных сигарет в Калужской области более 1,7 млрд рублей. С учётом таких утекающих доходов, наверное, убеждать федеральный центр в необходимости финансирования крупных социальных проектов в регионе затруднительно.
Своим видением ситуации в отрасли поделился и недавно уполномоченный Президентом РФ новый регулятор отрасли в лице Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками.
— Высокий уровень нелегальной торговли сигаретами впечатляет. Учитывая, что регион находится на пересечении многих логистических путей, бороться с нелегальным товаром только в розничном канале недостаточно, нужна совместная работа всех органов власти. Одно из последних нововведений в отрасли с 1 марта — лицензирование производства, импорта, учёт оборудования. Этот этап реализован, на территории Калужской области есть лицензированные участники рынка. Надо двигаться дальше, реализовывать инструмент и внеплановых проверок. Полномочия есть, — отметил начальник Управления разрешительной и контрольной деятельности в сфере табачного рынка Тимур Татаринцев, выступавший по видеосвязи.
Градус дискуссии повышался с каждым новым выступающим. Директор по защите легального оборота продукции ООО «Оператор-ЦРПТ» (оператора государственной системы маркировки «Честный Знак») Максим Курганский, приехавший на круглый стол лично, обратил внимание собравшихся на то, что в третьем и четвёртом кварталах прошлого года в регионе не изъято ни одной нелегальной пачки сигарет.
А они есть. В этом наши журналисты убедились сами, сопроводив общественников в двух рейдах в Калуге и Жукове. В Жукове во время контрольной закупки общественникам продали пачку сигарет за 20 рублей. И это при официальной минимальной розничной цене в 129 рублей за пачку!
Анализируя данные, мы видели до недавнего времени и продажу ниже установленной государством минимальной цены и повторную реализацию через кассу пачек, коды маркировки которых уже были использованы ранее. Но этой проблеме сейчас как раз будет дан отпор: с 1 апреля начал внедряться так называемый разрешительный режим работы касс. Но вот борьба с той же белорусской продукцией — это, конечно, работа в полях, — продолжил Максим Курганский. И вот вокруг работы на местах возник жаркий спор.
В чём проблема
На круглый стол пришли представители территориальных управлений МВД и Роспотребнадзора по Калужской области, а также прокуратуры и ФНС. Градус обсуждения существенно повысился после того, как речь зашла о границах полномочий ведомств и предмете проверок. Мнения участников разнились. И если такие обстоятельства, как нехватка личного состава на своевременную реакцию по полученным сигналам вполне понятна, то использование доступных механизмов работы с данными государственной системы точно можно и нужно улучшать, полностью реализовывая функционал.
Сбор за одним столом всех участников столь сложного процесса определённо прокладывает путь к решению. Одним из узких мест, ставших предметом дискурса, стал доступ к данным Честного знака различных ведомств в регионе.
— Почему вы не даёте информацию о контрафакте нам, правоохранительным органам? — спрашивал представитель ОПАЗ УОООП УМВД России по Калужской области
— Мы оператор государственной информационной системы и работаем по запросу. Соответственно, если к нам поступает запрос, то мы конечно же отвечаем на него, — сказал Максим Курганский.
В результате обсуждения стало понятно, что специфика сбора данных, ограничение права раскрывать некоторую конфиденциальную информацию и ряд технических особенностей не позволяют сегодня в полной мере пользоваться аккумулируемыми данными всем, кому это нужно в работе. Участники заседания сошлись во мнении, что этот вопрос требует проработки и обязательно войдёт в резолюцию по итогам заседания.
Надо чаще встречаться
Многие из калужских проблем вполне можно решить, используя опыт других регионов, поскольку регуляторная среда со всеми её ограничениями едина для всех в стране. К примеру, в Брянской области два года назад количество нелегальной продукции превышало 35%, а сегодня этот показатель снизился до 15%. Одним из подходов, способствовавших такому улучшению ситуации в Брянской области, стало создание межведомственной рабочей группы по теме табачной продукции, которая работает по этой узкой, но острой теме на постоянной основе и встречается ежеквартально. В неё входят представители власти, правоохранительных органов, общественных организаций и бизнеса. Кстати, решение о создании такой комиссии в Брянске родилось именно на подобном калужскому круглом столе.
Инициативу поддержала и депутат Законодательного Собрания Калужской области Елена Алёшина. По её мнению, договориться о продуктивном межведомственном взаимодействии просто необходимо, и органы власти на местном уровне должны всё для этого сделать.
Елена Алёшина считает, что создание при профильной комиссии губернатора рабочей группы по табаку должно помочь делу, а депутатский корпус поддержит эту инициативу на пользу общества.
Тонны контрафактных сигарет, оседающие на прилавках калужских магазинов, среди прочего, бьют по бизнесу как легальных производителей, так и других законопослушных участников рынка.
В целом по России ситуация не такая драматическая, как в Калужской области, поэтому определённо и решать её нужно преимущественно на уровне субъекта федерации. Сфера оборота табачной продукции — одна из самых зарегулированных на сегодняшний момент инструментов, норм уже достаточно, ими надо эффективно пользоваться. Даже когда проблема масштабная, как сейчас, шаг за шагом можно прийти к значимому результату. Для этого нужен импульс, внимание первых лиц региона.
В ходе обсуждения участниками не раз поднималась тема необходимости широкого информационного освещения проводимой работы по борьбе с нелегальным оборотом. Очевидно, что и предприниматели, и покупатели, будучи вовлечёнными в такую теневую экономику становятся толерантными к нарушению закона в целом. Участники дискуссии единогласно резюмировали, что есть общая задача формирования непринятия обществом вовлечения в нелегальный оборот табачной и никотинсодержащей продукции.
Эти и другие итоги экспертной дискуссии будут отражены в резолюции, которую направят на рассмотрение губернатору Калужской области Владиславу Шапше по итогам круглого стола. Широкое обсуждение темы должно стать началом реальных изменений, и мы рассчитываем, что оценить первые результаты в работе по борьбе с нелегальной торговлей табачной и никотинсодержащей продукцией можно будет уже до конца года.