В Калуге замерзающий дом обещают отремонтировать уже 14 лет
Звонок из прошлого
Недавно в редакции раздался звонок:
— Здравствуйте, это Николай ОБРЕЗКОВ из дома №2 по улице Болотникова. Прошел почти год, как мы с вами общались, а мы все с той же проблемой – дома холодно, батареи не греют. Всем звоним, пишем, а толку нет.
Напомним, историю калужан из дома № 2 по улице Болотникова мы рассказывали почти год назад. Еще в СССР в это общежитие временно заселяли строителей, обещая позже переселить их в квартиры. Но страна перестала существовать, равно как и перспектива для людей получить жилье.
За несколько десятилетий жилое строение пришло в негодность: разрушенные лестницы, осыпающиеся стены, протечки и постоянные проблемы с отоплением (в морозы в комнате некоторых жильцов было около +14 градусов), – в таких условиях все эти годы жили калужане, чьими руками в городе когда-то возводились новенькие многоэтажки.
В январе 2023 года, после выхода нашей статьи, жильцы звонили и с радостью сообщали, что проблема, наконец, решена, батареи стали теплыми.
А воз и ныне там…
Наступил новый отопительный сезон. Тепло в дома жителей Калуги пустили 6 октября, но в доме № 2 по улице Болотникова батареи по-прежнему не греют. В начале ноября мы встретились с жильцами, чтобы узнать, какие изменения у них произошли за этот год?
В день нашего приезда во дворе дома работала крупная техника – с земли собирали остатки спиленного дерева. Как оказалось, «Калугатеплосеть» проводила здесь работы по ремонту теплотрассы, дерево, которое мешало проведению работ, спилили.
В грузовик на наших глазах загружали спиленное дерево.
— Здесь меняли трубы отопления, от второго подъезда и далее все перекопали, недели три делали, – поясняет встречающая нас Галина ОБРЕЗКОВА.
— Удачно?
— Они только до дома нашего вели, свои хвосты подобрали: дерево вот увозят и щебеночки нам подсыпали, а УК систему не перезапускает, в комнатах тепла нет. Пойдемте, посмотрим.
Проходим за хозяйкой в уже знакомые нам помещения, трогаем батареи – холодные.
— Вы тогда приезжали, так все потом зашевелились, батареи стали теплые, мы радовались, а в этом году опять мерзнем, – говорит Галина. – После того, как сейчас «Теплосеть» закончила свои работы, я и несколько жильцов ходили в управляющую компанию (далее – УК, прим. ред.). Они нам сказали: будем перезапускать отопление в вашем доме на следующей неделе. Но на следующей неделе и после к нам никто так и не пришел. Мы везде писали, звонили. В УК теперь трубку не берут, на 112 звонила, принимали заявку, сказали, что передадут, и нам перезвонят – не перезвонили.
Соседка с другого подъезда восемь заявлений собрала и отнесла в ГЖИ, другие жильцы ходили. От ГЖИ приходила комиссия, теперь ждем ответ.
Батареи с начала этого отопительного сезона еще ни разу не нагревались, все время холодные, окна текут постоянно, конденсат вытираю.
Галина признается, что даже дома не всегда снимет куртку - иногда невозможно холодно.
Конденсат на окнах постоянно.
«Собака, и та мерзнет»
Вместе с Галиной снова выходим во двор, на встречу с нами спешит жительница третьего подъезда Ольга КАТКОВА.
— Никаких текущих работ наша УК не делает, – берет слово Ольга. – Мы просили подъезд отремонтировать, нам ответили, что на счете дома недостаточно денег для этого. Сказали, мало собираете. Мы написали заявление, запросили отчет, какая же сумма у нас набрана. Ответ еще ждем.
Поднимаемся с калужанкой к ней домой.
— Одна комната у меня теплая, а другая – ледяная, они по разной стороне дома идут, – рассказывает Ольга. – Три года я хожу в ГЖИ, пишу, они приходят с проверкой, видят, отопление не работает, но 18 градусов в день последней проверки было, а значит, вроде как норма. Из-за холодных батарей каждый месяц просим сделать перерасчет по оплате.
В этих комнатах живет вся моя семья: я, муж, мама, папа и брат. В холодной комнате плесень на стенах. Она не оттирается. Мы делали ремонт, пытались ее убрать, через полгода она расползлась снова. Окна, стены промерзают, и вода по ним стекает. Ко мне привозят племянницу, я ее спать укладываю только в той комнате, где окна во двор, та сторона дома теплее. Да что говорить, у нас маленькая собака живет, и та, бывает, мерзнет.
Плесень в комнате Ольги облюбовала угол.
Казалось, на холод в комнатах пришел пожаловаться даже этот жилец.
Пенсионерка Лариса Григорьевна ЛАПИНА живет в доме более 40 лет и за все эти годы капитального ремонта не видела.
— Такие деньги платим! – возмущается пожилая женщина. – У нас есть заявление еще от 16 июня, просили сделать козырек у подъезда. До сих пор его нет, зима на носу. Сейчас снег пойдет, будем падать.
Капитальный ремонт у нас не делали, но деньги на него с нас не забывают собирать. Вы ступеньки видели? А подъезды? Все обвалено! Так мы и живем. К губернатору идти надо, нас никто не слышит!
Встречаем еще одну знакомую нам с прошлого года жительницу: Ольга Игумнова ведет нас показать холодные батареи и у себя дома.
— У нас сейчас в подъездах поспокойнее стало, миграционная служба поработала хорошо, – поднимаясь по лестнице, рассказывает Ольга. – Они тут рейды делали, наверное, каждый месяц, поквартирно ходили.
Вот, видите, в комнате по-прежнему конденсат. Да ведь наша УК, оказывается, еще в Куровских себе дома взяла. Не понимаю, зачем им эта рухлядь, зачем они набирают такие дома и ничего не делают!?
Отметим, коммуникациям указанного дома уже пошел 64-й год, при том, что срок службы трубопроводов составляет 40-50 лет. Еще год назад УК сообщала, что инженерные системы требовали капитального ремонта.
Есть с кого спросить
Напомним, в далеком 2009 году суд возложил обязанность по капитальному ремонту этого дома на Городскую управу Калуги. Однако за 14 лет чуда не произошло: решение суда есть, а его исполнения нет.
Мы снова напомнили Горуправе о замерзающих жителях дома № 2 пор улице Болотникова. Получили ответ:
— Управление многоквартирным домом № 2 по ул. Болотникова осуществляет управляющая организация МБУ «СЖО», в обязанности которой входит организация техобслуживания общего имущества, обеспечение технической исправности инженерных коммуникаций, предоставление коммунальных услуг, в том числе услуги по отоплению, – проинформировали нас в Горуправе, подчеркнув право жителей потребовать перерасчет за неоказанные услуги.
По информации МБУ «СЖО», задвижки на дом были открыты 06.10.2023 года, но просьбы перезапустить воздух в стояках от жителей к ним по-прежнему поступали. По данным на середину ноября, управляющей компанией велись регулировочные работы по одному стояку.
По информации Горуправы, сроки ремонта дома снова сдвинулись: так, ремонт кровли теперь назначили на 2024 год. Ремонт фасада, балконных плит, отмостки обещают в 2025 году, ремонт инженерных систем центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации – в 2027 году.
Главный инженер УК в разговоре с жителями признавался, что сколько ни ремонтируй, тепла нет по основной причине – изношенности труб отопления на 80%. По нашему субъективному мнению, расселение жильцов этого дома выглядит уже, наверное, менее затратным, чем капитальный ремонт всего здания. Но, конечно, об экономической целесообразности могут говорить только специалисты, а пока в комнате Галины Обрезковой с каждым днем становится все холоднее из-за пришедших в город морозов.
Система отопления пришла в негодность по всему дому.
Комментарий бывших жильцов
Один из сотрудников нашей редакции в период с 2003 по 2006 года проживал в этом доме и поделился воспоминаниями.
— Мы жили во втором подъезде на втором этаже. Из шести комнат тогда были заняты две, наша была третьей. Соседи у нас были хорошие. Ближайшая соседка – мать с сыном, всю жизнь ждала квартиру, стояла в очереди, так и не дождалась, все рухнуло.
Помню, на первом этаже жила семья с достатком: мужчина купил себе дорогущий джип, жена ходила в норковой шубе – люди были уверены, что им предоставят жилье.
Лестница уже тогда была разрушена, балконы осыпались. Ничего с тех пор не изменилось. Никаких ремонтов там не проводилось. Мы сами создавали себе условия проживания, установили душевую кабину. Но с отоплением у нас тогда проблем не было, было тепло, хорошо. Мое мнение – дом брошенный, а жители всю жизнь ждут, когда что-то изменится. У нас, к сожалению, ничего не будет делаться, пока не возьмешь все в свои руки.
Мы держим связь с жильцами, и на сегодняшний день, увы, тепла в их комнатах до сих пор нет, как и результатов проверки ГЖИ.
Во дворе убирают остатки спиленного дерева, в доме сбоку ремонтируют крышу. Лишь дом № 2 по улице Болотникова сиротливо стоит, рассыпаясь от времени.