Свинство с фигами в кармане показали в калужском драмтеатре

09:20 06.11.2023
18 13004
Владимир Андреев. Фото Виктора Кропоткина.

Премьера спектакля «Недоросль» в калужском драмтеатре, показанная 3 и 4 ноября 2023 года, вызвала противоречивые эмоции зрителей.

Поставленный режиссером Кириллом Солёновым спектакль по пьесе Дениса Фонвизина классической постановкой назвать сложно.

В антракте входные двери драмтеатра как-то особенно раздраженно хлопали, выпуская недоуменную публику в осеннюю непогоду Калуги. Уходили в основном люди старшего поколения.

- Где здесь Фонвизин? Сплошное кривлянье, - возмущался пожилой театрал, застегивая пальто. 

- Слушайте, а прикольно, я думала, что Фонвизин – это душнила какой-то, - делилась впечатлениями с подругами молодая девушка, прогуливаясь в антракте между снующих с бокалами коньяка и бутербродами с красной икрой записных театралов.

Так что же показал Кирилл Солёнов привыкшей к понятным действам калужской театральной публике? Давайте разбираться.

Русская дурь

Если бы Денис Иванович Фонвизин сел в карету времени и переместился из осени 1782 года в начало ноября 2023-го и пристроился на стульчике сбоку в темном уютном зале калужского театра, то его на 10-й минуте спектакля хватил бы как минимум апокалиптический шок. Не спасли бы большого русского драматурга даже модные в его время лавровишневые капли.

И действительно, на сцене творится чудовищная фантасмагория вперемешку с зоофилией. Его забитый женой Терентий Простаков то строит из себя энтомолога и ловит бабочек, нежно прижимая к старческой груди собранную коллекцию. Этакий лепидоптерофил – божий одуванчик. То, вдруг он с топором в руках носится по сцене и рубит фамильный дубовый стол. А в промежутках, на авансцене прихлебывает из припасенной в кармане фляжечки что-то явно горячительное.

Сама госпожа Простакова тайно, да и почти открыто, вожделеет учителя французского языка Вральмана, выписанного из столицы. Кстати, в спектакле к Вральману неровно дышит вся женская часть действующих лиц. Разве что Софья ходит мимо. 

На заднем плане два других учителя, Кутейкин и Цыфиркин, дубасят от души Митрофанушку. Тарас Скотинин угощает всех чем-то сыпучем, похожем на сухой корм для свиней. Кстати, в то время, как женская половина желает соития с Адам Адамычем Вральманом, некоторые представители мужского населения этого сумасшедшего дома заглядываются на свинок. Благо их – больших муляжей – на сцене полным-полно.

Тайный зоофил Тарас, похоже, приучил к своей страсти и Митрофана. Тот даже репетирует соитие со свиньей прямо у всех на виду.

Такой дури Фонвизин, как и часть калужского зрителя, явно не ожидали. А если прибавить сюда кривые колонны дома, где разворачивается эта вакханалия, кособокую карету с чемоданами на крыше и заднюю часть сцены из сбитых кое-как досок, то реально создается впечатление шабаша в сумасшедшем доме. В выходной день, когда санитаров нет рядом. Хорошо хоть, что все эти "непотребства" не показаны в стиле Серебренникова или Богомолова, но все же маркировку спектакля можно было поднять с 12+ до 16+.

«Не ведают, что творят»

Эта фраза звучит в спектакле ближе к концу постановки. Дословно ее в пьесе нет. Однако, она – ключ ко всему, что, вероятно, хотел донести режиссер. Фонвизин описывал нравы своего времени, Солёнов – нравы сегодняшние. Если посмотреть на «Недоросль», представленный калужскому зрителю, под этим углом зрения, то многое становится понятным, точным и немного жутковатым.

Жизнь напоказ. Снесенные ветрами «либерализма» порядочность, скромность, чувство стыда. Эти распахнутые давно и хлопающие, как дверцы покосившейся кареты в спектакле, пресловутые окна Овертона. Нынешние нравы и не снились Денису Ивановичу в его чопорные времена. Однако, и тогда, и сейчас остаются люди, которым претит открытое восхваление пороков.

С этой стороны понятен и образ Терентия Простакова (Михаил Кузнецов). Пожилой человек не может принять обрушившийся на него мир. Он уходит в свой мир бабочек. А когда не выдерживает – взрывается. Нет, конечно, скачки с топором в руках не стоит воспринимать дословно. Это взбунтовавшаяся душа пожилого человека.

Кстати, все эти «кривлянья», на которые сетовали многие зрители, скорее всего визуальный показ, через пластику и жест, того, что внутри человека. Его внутренняя реакция на события. И здесь стоит отметить отличную работу режиссера по пластике Филиппа Каплана. Его решение спектакля, нарочито за гранью привычного, с немыслимыми выкручиваниями рук, с этими то ли танцами, то ли мистическими хороводами бьют в точку.

Мы действительно, ошалев от возможностей того же интернета, от псевдосвободы собственного самовыражения, не ведаем, порой, что творим. Все эти недалекие ролики в Тик токе, все эти одинаковые холеные лица с надутыми губами и манерой разговора умственно-отсталых, но довольных своей жизнью бесполых существ – это те же недоросли XVIII века. Нам просто показали зеркало. А уж, задуматься или ругать его, каждый решает для себя сам.

Сквозь дым дурдома

То, что все эти дикие пляски и кривляния не просто так, начинаешь понимать уже минут через двадцать после начала спектакля. Происходит это неожиданно и заставляет буквально откинуться в кресле. Госпожа Простакова (Елизавета Лапина) вдруг резко меняет тон, сбрасывает выкрутасы и говорит несколько фраз в зрительный зал. Говорит то, что скопилось на душе у этой несчастной женщины. Тут и боль за своего сына-дурачка, и неизбывное желание хоть как-то обустроить его будущее. Она на минуту снимает маску свиньи и затем вновь ее надевает. Этот микроскопический выход из чада кутежа ставит все на свои места.

А ее короткий финальный монолог заставляет ёкнуть сердце даже закоренелого циника. И это не Фонвизин. В его пьесе Простакова кондовый отрицательный персонаж жены-матери властительницы, тирана, беспринципного существа. Попытка увидеть за маской живого человека в таком материале дорогого стоит.

Неожиданные откровения режиссер несколько раз вставляет в общий шалманный тон спектакля. А точку ставят все исполнители уже на поклоне, когда, выйдя все в этих свиных масках, снимают их. Это посыл: ребята, оглянитесь вокруг, задумайтесь, вам не надоело жить с пластмассовыми лицами?

По-иному видится и образ Тараса Скотинина (Кирилл Бессонов). А ведь и правда, чем жить с оскотинившимися людьми, не лучше ли любить милых хрюшек? Ешьте их корм, быть может станете такими же безобидными как свиньи. Говоря о работе Кирилла Бессонова, нельзя пройти мимо его прелестного общения со своей ручной хрюшкой. Скотинин держит куклу на руках, и она ему отвечает. На самом деле, это Скотинин разговаривает с ней отвечая за нее сам измененным голосом. Это его защита, его уход из человеческого дурдома.

Лекарями всей этой палаты номер шесть становятся Правдин (Валерий Смородин), Стародум (Сергей Вихрев) и отчасти Милон (Дмитрий Трифонов). Аналогии последних лет жизни России здесь настолько реальны, что просто диву даёшься. Написанная Фонвизиным 250 лет назад фраза, обращенная к Митрофану: «С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить...»  будто взята из текстов политологов телеграма.

И ещё про фиги

Есть в «Недоросле» Кирилла Солёнова моменты, в которых режиссер, возможно, подшучивает и над своими коллегами по цеху. Их там несколько, например, эпизод с топором. После Протасова, этот предмет реализации своих желаний хватает Скотинин, да так и застывает с ним в руках в кроваво-красном свете театрального фонаря. Почему-то сразу возникает ассоциация с прошлой премьерой калужского драмтеатра – спектаклем «Борис Годунов», поставленным в классическом стиле. Там эти «топоры в красном» присутствуют в достаточном количестве.

Конечно, между «Недорослем» и «Борисом Годуновым» бездна. Эти два спектакля нельзя никоим образом сравнивать. Они про разное. И если на «Бориса» можно идти, даже не читая Пушкина, то перед «Недорослем» все же стоит заставить себя открыть книжку Фонвизина.

Лента настроения
75 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 18 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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