История одного экспоната: почему жительница Аргентины передала Калуге старинную коллекцию отца
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
В 2015 году в Калужский музей изобразительных искусств поступили 84 старинные гравюры, собранные русским офицером, героем Первой мировой войны Александром Сергеевичем Гершельманом. В ней много царских портретов и изображений Санкт-Петербурга.
Передала музею коллекцию его дочь Марина Аксакова. Но почему она выбрала именно в Калугу? Историю коллекции рассказала искусствовед, сотрудник Калужского музея изобразительных искусств Марина Зверева.
Предан монархии
Александр Гершельман был интересной личностью. Потомственный дворянин, монархист, участник Белого движения, Георгиевский кавалер, полковник артиллерии Северо-Западной армии. За боевые отличия в Первую мировую войну награждён орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость».
Александр Гершельман скончался 24 декабря 1977 года в Буэнос-Айресе.
В 1920-х годах он жил в Берлине, Мюнхене, Вене. В 1948-м переехал в Аргентину. Александр Сергеевич увлекался искусством. И в 1961-м стал одним из организаторов выставки старинного русского искусства в Буэнос-Айресе.
Женат он был на Марии Александровне Мосоловой, дочери начальника канцелярии Министерства Двора, военачальника, дипломата Александра Мосолова. У них было две дочери – Ирина и Марина, которая на 10 лет младше сестры.
По воспоминаниям Марины, будучи преданным российской монархии Гершельман, везде старался приобретать гравюры, касающиеся императорской фамилии: «в какую бы страну он ни попадал, при первой же возможности он разыскивал старьёвщиков-антикваров и копался в их залежах.
Таким образом ему часто удавалось приобретать искомое, пополнявшее его собрание, большинство вставлялось в рамки и висело на стенах наших жилищ, придавая им вид музея».
В память о муже
Марина Гершальман родилась в Вене в 1927 году. Окончила немецкую гимназию (русских гимназий там не было), «русской грамоте училась дома, но не очень основательно (по старой орфографии), а для уроков Закона Божия приходил настоятель нашего прихода, организованного моим отцом».
В конце войны вместе с семьёй эвакуировалась в Зальцбург, где было много русских беженцев. Там Марина и погрузилась в русскую культуру. По её словам, она никогда не скрывала, что русская, наоборот, гордилась этим.
А с 1948 года, когда Гершельманы переехали в Аргентину, Марина Александровна жила в Буэнос-Айресе. Там она служила в разных фирмах, работала в кондитерской, на заводе по выпуску телефонов, секретаршей у начальника-венгра, которому надо было переводить на немецкий письма. А в церковном сестричестве помогала больным русским эмигрантам.
Однажды её отец поселил во флигеле дома своего друга Сергея Сергеевича Аксакова. Когда Аксаков заболел, Марина Александровна ухаживала за ним. А в 1982 году, они поженились, Сергею Сергеевичу тогда было 83 года.
В начале 1990-х Марина Александровна дважды приезжала в Россию, участвовала в съёмках российского документального исторического фильма о роде Аксаковых. Незадолго до смерти она через российское посольство в Буэнос-Айресе передала художественную коллекцию своего отца в дар Калужскому музею изобразительных искусств.
Марина рассказала, что такое решение приняла в память о муже - Сергее Сергеевиче Аксакове, который родился в селе Верхние Прыски Козельского уезда Калужской губернии.
Его отцом был Сергей Николаевич Аксаков - член Калужской губернской земской управы, родственник знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. В детстве Сергей жил в Калуге на Нижней Садовой улице, в доме № 46.
Воспитывался в Морском кадетском корпусе Петра Великого, стал мичманом императорского флота. До 1920 занимал должность воспитателя Морского корпуса. Известно, что Сергей Сергеевич некоторое время находился в составе частей, предпринимавших попытки отбить у красных царскую семью.
В 1924 году Аксаков переехал в Париж, где сотрудничал с монархическим движением. А с 1948 года и до самой смерти жил в Буэнос-Айресе.
Досталась от фрейлины
- Поскольку художественная коллекция много лет находилась в условиях высокой влажности, все листы, поступившие в музей, были в весьма плачевном состоянии. Реставраторам пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть их к жизни, - говорит Марина ЗВЕРЕВА. - Но предстояла ещё работа по определению авторства, времени и места их создания.
Краткая опись, составленная Мариной Аксаковой, включала лишь приблизительные названия произведений .Историю большей их части она не знала.
Однако помнила, что серию из двадцати гравюр, начинающуюся, по её словам, изображением царя Михаила Фёдоровича Романова и заканчивающуюся изображением великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I), её отец купил у Сергея Леонидовича Милорадовича после смерти его тётушки Марии Александровны Васильчиковой.
Значит, гравюры хранились в имении Васильчиковой, бывшей фрейлины великой княгини Елизаветы Фёдоровны и дочери директора Императорского Эрмитажа Александра Васильчикова. Имение её находилось близ горного массива Ракс в Нижней Австрии.
Так удалось узнать, что в калужский музей попала серия гравюр из знаменитого «Собрания двадцати четырёх портретов членов Императорской фамилии».
Выполнены они французскими мастерами ХVIII-ХIХ веков: Жозефом Меку, Шарлем Жоанно, Антуаном Купе, Фридрихом Йоном (Джоном) по миниатюрам Жана-Анри Беннера, создавшим в 1817–1825 гг. так называемую «Романовскую сюиту» - серию миниатюр на эмали с портретами семьи Романовых.
Миниатюры художник исполнил по живописным оригиналам, находившимся в галерее Императорского Эрмитажа.
В коллекции Гершельмана - двадцать из двадцати четырёх портретов, входивших в этот альбом.
Фантастический портрет
- Помимо «Романовской сюиты» коллекция Гершельмана содержит двадцать пять гравюр с портретами царствующих особ и некоторых известных персон того времени. В составе коллекции оказались редкие по иконографии и во многих случаях прижизненные портреты. Большая часть портретов создана немецкими, австрийскими и французскими литографами.
Самый ранний лист в этом ряду - портрет царя Бориса Годунова, выполненный в технике резцовой гравюры неизвестным западноевропейским мастером. На гравюре Борис Годунов изображён в высокой меховой шапке и в кафтане, без бороды.
Поскольку до наших дней не дошло ни одного достоверного портрета Годунова, остаётся лишь гадать, насколько то или иное его изображение правдиво. По мнению выдающегося исследователя гравюры Дмитрия Александровича Ровинского, этот портрет «фантастический», то есть недостоверный, вымышленный.
Кроме того, из восьмидесяти четырёх графических листов, входящих в состав коллекции Гершельмана, двадцать девять относятся к жанру видовой гравюры -это архитектурные пейзажи Санкт-Петербурга и его окрестностей, есть несколько листов различной тематики: батальные сцены, исторические и жанровые сюжеты.
Александр Гершельман по крупицам собирал всё, что касалось старой России, её истории, традиций и обычаев.