Зачем в мае в Калуге парни запасались семечками, орехами и баранками
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
18 мая православная церковь вспоминает Ирину Македонскую.
На Руси на Арину высаживали рассаду на грядки, обычно, капусту и огурцы. Этот день называли Арина-Рассадница или Капустница.
По традиции, посадкой овощей занимались только женщины: «если посадит мужик, то они зацветут, но не дадут плода».
Бабы, сажая капусту, заговаривали её: «Не будь голенаста - будь пузаста, не будь пустая - будь тугая, не будь красна - будь вкусна, не будь стара - будь молода, не будь мала - будь велика!»
Для жадной души
Этнографическое бюро Тенишева по Калужской губернии зафиксировало такой обряд в Жиздринской уезде в 1899-1900 годах:
«Когда сажают капусту, то берут большой горшок и опрокидывают на грядке вверх дном. Это делают для того, чтобы были большие кочаны. Горшок берут худой, так как его оставляют на грядах. По окончании работ говорят: «Шмонда, полей нашу капусту!»
Посадку делают перед вечером, и стараются посадить перед дождем. Для предохранения капусты от мошкары, земляной блохи и червей, обставляют ольховыми ветками или обсевают коноплей».
Горшок использовали и в Медынском уезде. «Когда рассаживают рассаду по грядам, то в начале первой гряды в землю сажают листочек рассады и крапиву и покрывают их горшком или ставят опрокинутый горшок подле.
Это делают затем, чтобы капуста вышла крепкая и тугая, при этом приговаривают: «Пусть моя капуста будет тугая, как этот горшок».
При посадке капусты, моркови, огурцов и других овощей говорят: «Уроди, Господи, про всякую душу, а про жадную душу уроди больше того». Жадной душой в этом случае считают того, кто крадет чужое».
Верили в лёгкую и тяжёлую руку. Считалось, что тяжёлая рука бывает у скупых людей.
Девушки в этот день водили хоровод «Вейся капустка»: они как бы «завивали капусту» в обрядовых хороводах, повторяя в узоре «виток за витком, чтобы остаться осенью с вилком».
Во всякой избе
22 мая - Никола Вешний. В народе праздник называли Никола летний, Никола тёплый, Никола травный, Никола милостивый в противовес Николе зимнему, который отмечается 19 декабря.
Крестьяне любили святого Николая. К нему обращались чаще, чем к другим святым. Народ считал его самым старшим и самым близким к Богу угодником.
Этнографы писали, что в Мещовском уезде «чаще других икон встречали икону Николая Чудотворца - во всякой избе, а дни, посвященные его памяти, считаются большими праздниками».
Крестьяне Жиздринского уезда Калужской губернии готовились к празднику заранее.
«Праздник начинается с вечера накануне, канун соблюдается строже, чем самый праздник. Песни, пляски и игры строго воспрещаются, вечер стараются провести чинно и степенно.
После ужина, который под праздник подается рано, хозяйка подметает и прибирает избу, покрывает стол чистой скатертью, кладет ковригу хлеба и ставит солонку соли.
Во многих семьях хозяин зажигает перед образом свечку, и вся семья молится вместе. Народ верит, что в ночь под праздник ангелы Божьи посещают каждый христианский дом. И где чистота, мир и тишина ангел с радостью благословляет дом и всех живущих, а где грязь, сор, брань и пляски, он печально покидает дом и не дает благословения.
Идя в церковь, крестьяне стараются принарядится, надеваются в самые лучшие наряды. Благоговейное отношение к празднику продолжается только до окончания обедни. После церковной службы молодежь свободно отдается веселью, а людям постарше позволяется идти в кабак».
А в Медынском уезде в этот день «вся молодежь ходит на луга, т.е. избирает местом гуляния какую-нибудь большую поляну, иногда верст за две, за три от села.
Здесь водят хороводы, поют песни, причем парни угощают девушек гостинцами, т.е. незатейливым десертом, как-то подсолнечным семячком, орехами, пряниками, баранками, а также пьют красное вино, пиво и водку.
Это гулянье продолжается с утра и до позднего вечера».
Но не все крестьяне любили водить хороводы. Этнографы Жиздринского уезда приводят такой рассказ: «Из молодых я знаю одного, кто воскресные дни проводит за чтением духовных книг и очень богомолен. Это крестьянин деревни Красный Бор Максим Фомин.
Учился он в школе грамотности. Когда вырос, хотел поступать в монахи. Но родные его удержали, на том основании, что он старший сын и им без него будет трудно. И решили его женить.
Максим жениться не хотел, долго отказывался, но потом уступил родителям и женился. С женой живет очень хорошо, жена его любит и уважает.
- Мой муж не такой, как другие, - говорит жена Максима. – Весь заработок приносит домой и отдает отцу. Ничего не утаивает от отца. Только тратит деньги на книжки.
- Какие ж книжки он себе покупает?
- Книжки все хорошие: Евангелие, псалтырь, молитвенник и много акафистов. Как праздник, он сядет читать, и меня посадит слушать. В кабак ни за что не пойдет.
- Стало быть ты на улицу в праздник не ходишь? И верно, сидя за книжками, скучаешь?
- Иной раз хочется в хороводы. Но не потому, что дома скучно, а потому что все подруги там. Но муж скажет: «Не ходи», я его и послушаю, мужа нельзя не слушаться. Книжки он читает хорошие, слушая их не соскучишься».
Хождения в жито
Николай Угодник в деревне почитался как святой, дающий изобилие, плодородие и богатство. Ко дню Николы были приняты «хождения в жито» - обходы полей и осмотр посевов.
В Калужской губернии верили, что именно Никола обходит поля в канун своего праздника и подсевает жито там, где оно плохо взошло.
С Николы Вешнего трава начинала активно расти, поэтому после Николина дня «заказывали луга», т.е. переставали выгонять скот на луга, предназначенные для косьбы. Втыкали в землю на межах прутья и ветки, это означало, что пасти скот здесь нельзя.
«Прежде, чем ехать запахивать поле, крестьяне заезжают на усадьбу, где из борозд делают круг, в котором пропахивают подобие четырёхконечного креста.
Сеять выезжают по возможности ночью, чтобы никто не встречался, иначе лучше вернуться домой. Засевают левой рукой. Перед началом каждого дела - запашка, посев – чтобы был успех, никогда никого ничем не ссужают».