На Егория в Калужской губернии проводили особый обряд
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
6 мая православная церковь почитает память одного из самых любимых святых наших предков - Георгия Победоносца. В народе 6 мая (23 апреля старому стилю) называли Юрьев день, Егорий Вешний, либо Егорьев день.
Для защиты животных
В этот день совершались разные обряды для защиты скота от волков, укусов змей, нечистой силы, различных болезней. Потому что начиналось время выпаса, и крестьяне выгоняли скотину в поля.
По свидетельству этнографов начала века, в Калужской губернии: «Богач обычно имеет две лошади, две коровы, подтёлка, молчника и с десяток – полтора обычных овец. Крестьянин среднего достатка имеет всего наполовину.
Бедняк же ограничивается лошадью и захудалой коровёнкой, да то подчас взятой исполу (пополам с другими)»...
В 1898 году в Жиздринском уезде зафиксирован такой обряд: «В день святого Георгия каждая семья поднимается с восходом солнца, хозяин зажигает свечу перед образами, и все молятся о том, чтобы святой Георгий сохранил скотину от зверья и от всякой болезни.
После молитвы хозяйка сгоняет вербой весь скот на середину двора, хозяин берет образ, ковригу хлеба и зажженную свечу, три раза обходит вокруг скота. Потом отворяет ворота, и хозяйка в сопровождении почти всей семьи прогоняет скот на ржаную зелень.
Все собравшиеся хозяйки втыкают каждая в свою ниву освященную вербу, молятся вместе с пастухом, и каждая дает ему десяток яиц, кусок сала и пирог. В этот день в поле не работают, но исполняют легкие домашние работы, например, шить и починить сбрую не считается грехом»
А в 1900 году в том же уезде этнографы отмечали: «На Егория в первый раз выгоняют скот на росу, при этом окропляют его святой водой, в поле гонят вербой, с которой стояли в церкви на Вербное, все это делается для предупреждения бед над стадом.
Лечат скот какими-либо лекарствами редко, большей частью в этих случаях обращаются к тем, кто отговаривает от жабы, змеи, притчинки. От притчинки отговаривают, когда нет явных признаков, что болит у скотины.
Причиною этой болезни они считают дурной глаз или что скотина станет не на то место. На вопрос: «Какое это место?», крестьяне отвечали: «Есть такие места, как станет на него человек или скотина какая, так и заболеет. Вот во дворе есть такое место, как на него станет скотина, так и заревёт. Место это между погребом и амбаром. Сама она оттуда не выйдет, пока мы не выведем».
Между этими двумя стенками такой узкий проход, что скотина должна пятиться назад, чтобы выйти.
Когда кружится овца, её три раза поворачивают в противоположную сторону и разрезают ей ухо.
Когда корова теряет жвачку, ей дают селёдку и в рот кладут лыко, а концы привязывают к рогам. Когда у свиней распухает шея, её натирают горячим железом. Это помогает...
Лечить и ухаживать за больной скотиной народ не умеет, и большей частью сильно заболевшая скотина околевает».
В Мещовском уезде был такой обряд: «На Егорьев день непременно выгоняют скот в первый раз, гонят прутиками вербы, с которыми стояли во время службы в Вербное воскресение, а некоторые и с зажжёнными свечами.
Чтобы скот не болел, обходят вокруг двора со свечой, принесенной из церкви на Крещение».
А в деревне Прудки Кировского района Калужской области подбный ритуал существовал до нашего времени. В 1995 году записан такой заговор:
«Спасителю Победоносцу и чудотворцу!
Отче наш, Георгий,
Спаси и сохрани нашу скотину Милку
В темных лесах,
В жидких местах,
От диких зверей,
От плавучих змей и от злых людей».
Пастухи праздновали до утра
В Калужской губернии в этот день было принято купать лошадей и постригать хвосты жеребятам. Юрьев день считался пастушечным праздником.
Этнографы писали: «Вообще гостей, особенно священников, пастухов и родных стараются угостить по возможности лучше.
Таким требованиям отвечают чай с баранками или белым хлебом, лапша молочная или с говядиной, щи с бараниной, жареная баранина или курица, молочная каша и неизменная при этом водка».
В этот день пастухи совершали обходы выпущенных первый раз на пастбище коров и овец. Пастух брал с собой икону с изображением святого Георгия, веточку вербы, освященную в церкви, горбушку хлеба, замок и др. и трижды обходил стадо, читая специальный заговор.
После того как стадо было отдано под покровительство пастуха и святого Георгия в деревне начиналось гулянье с песнями, плясками и коллективной трапезой.
Пастухи же праздновали Егория до самого утра, получив от хозяев скота пиво, яйца, пироги.