В Калуге рассказали, как мастера Митины разбогатели на игрушках: продавали свистульки по 3 копейки и купили кирпичный дом
В Палатах Коробовых сейчас можно увидеть работы последнего мастера романовской игрушки.
Виктору Васильевичу Митину 87 лет. Он живёт в Подмосковье, там у него свой дом. Летом – огород, сад, пчёлы. А зимой садится за глину.
Виктор Васильевич – последний мастер самой известной династии липецких крестьян Митиных, мастеров романовской игрушки. В народе их прозвали Царьковы. Возможно, потому что Романово якобы принадлежало родственникам царя.
Лепили Митины не только обычные свистульки, но и Николая II, попа Гапона и целые композиции: «Лев Толстой читает свои книги
Николаю II», «Смерть Льва Толстого», выезды знати в карете, японская война, паровоз...
Виктор Митин - последний потомственный мастер романовской игрушки.
Романовскую игрушку сначала делали многие жители села Романово Тамбовской губернии (ныне с. Ленино Липецкой области).
Но в середине ХIХ века главными мастерами стали Митины, и в первую очередь Иван Митин – дед Виктора Васильевича. Его игрушек сохранилось мало, коллекционеры их очень ценят. Но судьба Ивана Митина, да и всей его семьи, сложилась трагически.
В «холодную» за царя
Последнего из романовских мастеров лишь недавно разыскал коллекционер, собиратель глиной игрушки Александр Быков, он и привёз в Калугу его игрушки.
- Сначала мы с Ириной Беликовой связались с мастером Гункиным, гончаром из соседнего села Поды, - рассказывает Александр БЫКОВ. – А в 2018 году удалось найти Виктора Митина.
Попросили его слепить игрушки. Лепил он их только в детстве, лет до 16, но быстро вспомнил. Простейшие массовые товары - свистульки, дерево, зверей - делал, не глядя.
Но ему это скоро наскучило, и он стал создавать более сложные композиции: постовой, милиционер, пограничник, охотник с ружьём и собакой.
Композиции лепил ещё его дед Иван Митин. И использовал штамповку. Однажды он сделал 60-70-сантиметровую фигуру Николая II, верхняя часть которого (по плечи) была оттиском с металлической фигурки.
Понёс её на базар, и сходство с царём было настолько очевидно, что жандарм арестовал мастера и посадил в «холодную».
Виктор Митин уже не помнит про Николая, хотя лепит похожие фигурки. Костюмы сам придумывает, интернетом не пользуется.
«Офицер». Мундиры Виктор Митин придумывает сам.
- Большинство изделий посвящено его воспоминаниям детства, юности. Он лепит ту жизнь, которую помнит. Это не классическая романовская игрушка. А игрушка, выросшая на базе романовского мастера, - говорит Александр Быков.
Раньше, в советское время это называлось самодеятельным искусством, сейчас - наивным. На мой взгляд, совершенно замечательные вещи!
«Постовой и стоящий офицер».
Сложная жизнь
- По профессии Виктор Митин агроном. Его дед Иван в начале 1930-х годов был раскулачен и расстрелян. В то время семья Митиных состояла из 7 человек, у них был кирпичный дом, корова, лошадь, 7 овец, баран, куры, 5 рублей денег и 75 рублей на книжке. Это не много, но их раскулачили.
У отца Виктора Митина – Василия Ивановича – образование всего один класс. Он всю жизнь работал в колхозе. Не мог занимать никакие должности, потому что был сыном расстрелянного кулака.
Ездил по разным поручениям на лошади. И вот эта лошадь рожает мертвого жеребенка, а Василию дают 5 лет. Он отсидел три года, вышел и сразу - на фронт.
Василий Иванович Митин с женой Любовью Михайловной.
-Прошёл всю войну. Вернулся раненый, это было к осени. А зимой, в январе, поехал за глиной, налепил игрушек и отправился на базар. Имел большие шансы, что его возьмут за все мягкие места. Но тут ему повезло: заключил договор с «Вторсырьем». И жизнь наладилась.
Всей семьей они лепили простейшие свистки, продавали их по 3 коп. И через полтора года купили кирпичный дом. Это было в 1947 году. Представляете, как они работали!
«Женщина с мальчиком». Роспись Ирины Беликовой.
Экономит глину
- Виктор Васильевич до сих пор лепит, похуже, трудно, но лепит. Сейчас сказал, что летом делать ничего не будет, ему садом надо заниматься.
Глину ему привозим мы, а потом сырые игрушки забираем. И для нас это крайне мучительно. Раньше перед любым деревенским мастером стояла проблема, как доставить игрушки на базар. Поэтому в них не должно было быть хрупких и торчащих деталей.
Митин с этим не сталкивался, потому что делал игрушки ребёнком, ему не надо было возить их на продажу. А это же глина! Многие игрушки мы вынуждены сажать на картон, иначе всё развалится, пока сырую довезём. Например, ружьё у охотника отвалится.
«Свадьба: жених и невеста»
- Расписывать игрушки Митин сперва не решался. Потому что расписывали их только женщины. И первые его росписи были детские: чуть ли не карандашом покрашены. Поначалу их расписывала Ирина Беликова. А потом он как пошел, пошёл расписывать.
Делать простейшие свистульки Виктор Митин научит любого ребёнка.
- Митин - классический народный мастер. Экономит материал. Подставки делает тонкие, они неправильно вырезаны. Бережёт каждый кусочек глины.
Умирающий промысел
- Игрушка крестьянская умерла, - вздыхает Александр Быков. - Её сейчас делают профессионалы, поддерживая традиции, и это уже все равно авторская игрушка.
Романовская игрушка – последняя стадия развития крестьянской игрушки. Когда проще делать не игрушку, а печатать её в форме. Это уже товар.
Зачем возиться с глиной, когда можно делать из гипса. На такую грань вступила дымковская игрушка. Её в Кирове делали. И когда туда в начале ХХ века приехал исследователь Деньшин, чтобы восстановить промысел, там оставалась одна-единственная мастерица Мезрина.
Считается, что дымковская игрушка из глубины веков, но мы даже не знаем, какой она была раньше. Мы знаем её по одной-единственной мастерице. А ведь мастерица имеет свою руку, свой вкус, какие-то сюжеты любит, какие-то нет.
«Знакомство» из серии «Воспоминания о семье и детстве»
Редкие работы последнего из мастеров Митиных можно увидеть в течение мая в Палатах Коробвых. И поближе познакомиться с историей этой семьи.