Цирк дрессированных собак
Театр кошек Юрия Куклачева известен на весь мир. А об уникальном и, пожалуй, единственном в России обнинском молодежном творческом коллективе «Цирк дрессированных собак», увы, знают немногие.
Он существует уже 18 лет. И его представления неизменно проходят при полном аншлаге. При этом ни один артист, независимо от того, есть у него хвост или нет, зарплату не получает.
— Когда-то мои дети были очень стеснительными, — вспоминает художественный руководитель цирка Наталья ПАВЛОВА. — Чтобы раскрепостить, мы завели для них по две маленькие собачки. Стали дрессировать, а затем выступать в детских садах, школах, на городских площадках. Подобралось еще несколько детей. Вот так и образовалась наша бродячая цирковая труппа.
Первые юные артисты давно выросли, обзавелись семьями. Теперь уже их малыши вместе с мамами, папами, бабушками и, конечно, собаками удивляют публику.
Первое выступление
— В 1996 году нас пригласили на детский праздник в ДК, — рассказывает Наталья Петровна. — Все коллективы выступали внутри, а нам выделили крыльцо. Здесь нас и увидела директор кинотеатра «Мир» Татьяна Корнилова. И в прямом смысле слова предложила идти к ней жить в кинотеатр. 1 сентября мы дали первый, пробный маленький концерт. Ей эта идея очень понравилась, и в середине января у нас уже было большое представление. Переживали все: и Татьяна, и мы. Стоимость билетов — условная. К каждому прилагался подарок: шарик и билет на мультики. Как она нам сказала: «Уж если не понравится выступление, то хотя бы чтобы не побили». Но все были в восторге. Последовали другие концерты, которые проходили при полном аншлаге.
Несмотря на популярность и востребованность, в коллективе сразу решили, что стоимость билетов должна оставаться символической.
— Для нас важно, чтобы на концерт смогли прийти всей семьей: мама, папа и дети, — объясняет художественный руководитель. — К сожалению, этих денег едва хватает на костюмы, реквизит. Что-то докупаем на собственные средства.
Заграничные предложения
Это на сцене они артисты цирка, а в обычной жизни — представители различных профессий, школьники и любимые домашние питомцы. Сейчас в труппе 18 человек и 12 собак.
— За эти годы было много программ. К сожалению, наш вид искусства быстротечен. Уже третье поколение собак выступает. 3–4 года мы их готовим к выступлениям, 3–4 года они показывают номера, а потом наблюдается спад, — рассказывает Наталья Петровна. — Мы постоянно участвовали в телевизионной программе «Дог-шоу», равных нам не было. Были у нас и совместные выступления с детским композитором Григорием Гладковым. А после участия во втором Международном фестивале циркового искусства в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре нам предлагали турне по США, Корее, Абхазии, Грузии, сроком от 3 до 8 месяцев. Но тогда нам пришлось бы оставить семью, работу. Этого мы себе позволить не могли.
За 18 лет существования цирк объездил всю Калужскую область. Его представления проходили и в Калуге, и в Людиново, и во многих других городах.
— Обычно нас приглашают выступать, — рассказывает Наталья Петровна. — Мне самой звонить и предлагать свой коллектив неудобно.
Собачья работа
— Собаки с удовольствием выступают на сцене?
— Сначала для животного это стресс: яркий свет, аплодисменты, много запахов. Потом они начинают привыкать, даже любить. После выступления собаку обязательно вкусно кормят.
— А во время выступлений что вы им даете за хорошо выполненный трюк?
— У каждой собаки свое лакомство: одни любят хлеб, другие — сырое мясо. Все индивидуально.
— Я обратила внимание, что в первый ряд не продаются билеты. Почему?
— У нас был замечательный черный кокер-спаниель Рюша. А кокеры все обжоры. Мы показывали чудесный номер — адажио из «Лебединого озера». В первом ряду сидят зрители, жуют попкорн. В итоге кокер вместо того, чтобы включиться в номер, бежит в зал и возле каждого зрителя делает стойку, выпрашивая лакомство. И пока всех в первом ряду не обошел, на сцену не вернулся.
— В чем принципиальное отличие ваших номеров от выступлений в профессиональных цирках?
— В цирках есть сценки с собачками, каждое животное выполняет один элемент и убегает. У нас большие номера, и все под живую команду. Мы ставили целые спектакли — «Тараканище», «38 попугаев», «Снегурочку». Таких коллективов больше нет.
Как-то в Обнинске гастролировал цирк-шапито. Его артисты побывали и на нашем представлении, похвалили, сказали, что многие номера без обработки можно брать на манеж, кое-что у нас даже позаимствовали. Мы видели наши элементы потом в их выступлениях. Отличие лишь в том, что у нас это делали 1–2 собаки, у них — 6.
— Я некоторое время работала в одном из московских цирков с лошадьми, — рассказывает артистка Анастасия Павлова. — Собак там держат в клетках. Для них единственная возможность подвигаться, попрыгать — репетиции и выступления. У нас все животные — домашние любимцы. Был случай: один из наших артистов пошел гулять, а его собака убежала в кинотеатр, рвалась на сцену.
— Многие меня спрашивают, не жестоко ли заставлять собак выступать, — берет слово Наталья Кононова. — Я отвечаю, что люди на кусок хлеба зарабатывают своим трудом, вот и собаки тоже трудятся.
Среди четвероногих есть и хвостатые легенды. Например, Вайс. Это в прошлом он пес, живущий на помойке, а сейчас — киноактер.
Артисты «Цирка дрессированных собак» хором признаются, что не представляют своей жизни без хвостатых любимцев.
— Мы все особаченные!
У цирка все еще нет площадки для репетиций. Поэтому отрабатывать элементы приходится буквально за час до спектакля, на сцене. Остается удивляться, как собаки при этом не теряются и блестяще выполняют все элементы под несмолкаемые аплодисменты восторженной публики.
Приобрести PDF версию номера можно уже сейчас всего за 5 рублей.