Не дерзко ли – мужчина говорит о женских проблемах
Новый спектакль Александра Баранникова в Калужском драмтеатре.
Это удивительный спектакль! Обрывок разговора в антракте: «Как будто в женской бане побывал!»
Автор реплики, конечно, мужчина в расцвете сил. И, главное, он регулярно посещает женскую баню. А если серьезно — никого не удивляют «мужские» фильмы и спектакли (та же «Белая гвардия» М. Булгакова в постановке А. Баранникова). А тут — 16 (шестнадцать!) женских ролей и один бессловесный юноша в финале. Драматург В. Красногоров и режиссер А. Баранников в «Комнате невесты» сумели занять практически всю женскую половину труппы Калужского драмтеатра.
Пьесы Валентина Красногорова шли и идут на сценах двухсот театров в России и за рубежом. А значит они — о наболевшем. Согласимся, что счастливая и мирная свадьба — не лучший материал для театра и кино. А вот со скандалом и мордобоем!.. «Комната невесты» — это не раз обыгранный сюжет: все готово к регистрации брака, но кто-то из брачующихся опаздывает, что дает возможность в замкнутом пространстве и в накаляющейся атмосфере ожидания обсуждать жизнь, не стесняясь в выражениях. И скандал тут не главное. Несомненно, что одна из центральных тем искусства вообще — взаимные отношения мужчины и женщины. Что до А. Баранникова, то он исследует эту тему с завидным упорством. Обрывок разговора в антракте: «Заметно, что эту пьесу написал мужчина!» Добавим от себя: и поставил-таки мужчина. А что — нельзя? Кому из милых дам-с не нравится — есть пьесы Надежды Птушкиной («Пока она умирала» и еще 69).
Художественная консультация по вопросам брака
Тем из зрителей, кто всегда хочет смотреть «что-нибудь повеселее», откроем секрет: этот спектакль вовсе не оставляет тягостного впечатления. Режиссеру удалось в нужных пропорциях смешать улыбки и слезы, заставить публику смеяться, при этом всплакивая, и сострадать, размышляя. Попробуем понять, насколько все серьезно в этом, в общем, легком спектакле. Зачем люди женятся? В каком возрасте и по каким причинам это нужно делать? А если нужно, то сколько раз? И нужно ли вообще? Должны ли при этом чувства быть взаимными или достаточно чувств одной из сторон? А если к родству идут семьи условных интеллигентов и не менее условных пролетариев — не слишком ли взрывоопасный коктейль? Держись, «Калужский перекресток», одно перечисление этих насущных вопросов может занять половину объема газеты! Самое главное, однако, что после такого спектакля многие с удивлением ощущают, что не только развлеклись, но и получили ощутимую пользу и она будет прорастать вглубь еще долго после увиденного.
Ювелир Александр Баранников и его женская бригада
Не могу удержаться, чтобы не поделиться яркой картинкой из собственного мозга. Александр Баранников напоминает мне того скромного, бородка с проседью, посетителя аукциона, который зорко следит за торгами и, никем не замеченный, покупает лучшие камушки.
А перевезя купленное с предосторожностями к себе в мастерскую, садится к любимому станку и, тихонько напевая, гранит бриллианты. Смотрите — вот сидит Александр Георгиевич скромненько так, в уголочке, на экзамене по мастерству актера в Театральном институте им. Б. Щукина, к студенткам приглядывается. А там, смотришь, они уже в его спектакле посверкивают. Анастасия Бешлиу — в роли внешне колючей, но доброй внутри девочки-подростка Светы. Екатерина Буреничева — Лена, трогательная и наивная в своем жгучем желании выйти замуж немедленно, до восемнадцати. Первая главная роль — невесты Нади — досталась Татьяне Селиверстовой. Сыграть так много и разнообразно — любовь к жениху, сочувствие к сестре и матери, симпатию к бабушке жениха, юношескую мягкость и настоящую женскую стойкость — тяжелая задача. Но все это и многое другое Татьяна воплотила в роли искренне и с большими душевными затратами. Добавим сюда тоже студентку, но уже Ярославского театрального института Наталью Бушину, жестко сыгравшую подругу невесты Аллу, и вырисовывается приятная перспектива. У театра есть будущее — наши поздравления актрисам и нам всем.
Ювелир Баранников продолжает огранку актрис, хорошо знакомых и любимых в нашем городе. Так, Людмила Парфирова выступила в роли матери жениха, резкой и громогласной, а Светлана Никифорова — матери невесты, мягкой и беззащитной. Чувствуется: этим прекрасным актрисам хорошо объяснили (а это не всегда бывает), что от них требуется. Они прониклись и создали удивительно объемные образы. Целая несложившаяся судьба женщины, молодой и красивой, темпераментно и пронзительно воплощена Анастасией Семесенко (Вера). Долгая и трудная судьба — старушки-бабушки — проникновенно сыграна Тамарой Глеклер. Колоритно и с видимым удовольствием работают Лариса Фанаскова и Екатерина Клейменова в ролях простецких и душевных теток-гостей. Дворец бракосочетания в понимании режиссера — это не просто казенное учреждение, но некое мистическое пространство, в котором творятся чудеса. Отсюда и дружный коллектив этого заведения — яркие Ольга Петрова, Елена Соколова, Анна Сорокина и Эмилия Ленковская — скорее, волшебницы, чем чиновницы. Ярким было и появление, пусть всего на несколько минут, Надежды Ефременко в роли несостоявшейся свекрови. В довершение всего эффектно, весь в белом, спустился по ковровой дорожке Владислав Тарасов — жених. А все дело в том, что А. Баранников не только гранильщик алмазов, но и искусный художник, который умеет собрать из отдельных ярких камешков роскошное колье — тот театральный ансамбль, ради которого и стоит смотреть этот спектакль.
Написал мужчина Владимир КАРПОВ.