Константин Сотсков: «Система оплаты ОДН должна быть изменена»
Существующий принцип начисления платы за общедомовые нужды не только несправедлив, но и незаконен — считает депутат городской Думы Калуги Константин Сотсков.
Существующий принцип начисления платы за общедомовые нужды не только несправедлив, но и незаконен — считает депутат городской Думы Калуги Константин Сотсков.
Он намерен отменить порочную практику, когда за недобросовестных жильцов платят добросовестные, а ресурсоснабжающие компании при этом умывают руки. Как это планируется сделать — наш разговор с инициатором отмены одиозного постановления.
— Константин Валерьевич, тема оплаты электроэнергии за общедомовые нужды (ОДН) была поднята вами 29 октября на заседании городской Думы. Почему вы взялись за эту проблему?
— Ко мне как к депутату по избирательному округу № 13 на личном приеме поступают многочисленные обращения калужан, озабоченных ростом платежей за ОДН. Жители справедливо задаются вопросом, почему за одну лампочку в подъезде они должны платить значительные суммы.
Такие же жалобы, поступающие напрямую в городскую Думу, мне приходится разбирать как председателю бюджетного комитета. В начале октября я лично встречался с жителями домов №№ 7 и 9 по улице Пухова, которые особенно сильно пострадали от перекосов в системе начисления ОДН.
Как известно, принятое в мае 2009 года Постановление правительства № 354 обязало жильцов оплачивать энергоресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и суммы индивидуальных счетчиков. По моему мнению, такой принцип является глубоко порочным, поскольку он попросту перекладывает на жителей технологические и коммерческие потери ресурсоснабжающих организаций.
Жители должны платить за реально потребленные ими коммунальные ресурсы, то есть только согласно счетчику. В этом вопросе меня полностью поддерживают мои коллеги, в том числе глава городского самоуправления города Калуги Александр Иванов.
— Почему принцип учета коммунальных услуг, изложенный в Постановлении № 354, вы считаете несправедливым?
— Как я уже сказал, сумма оплаты ОДН определяется расчетным путем, а не по показаниям приборов учета. В показаниях общедомовых приборов учета сомневаться не приходится, поскольку их снятие осуществляют уполномоченные специалисты. В то же время показания индивидуальных приборов учета часто имеют значительную погрешность в сторону убывания. Счетчик может вовсе отсутствовать, и тогда учет осуществляется по нормативу, который, как правило, ниже фактического потребления.
О чем это говорит? О том, что объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды ресурсоснабжающими организациями искусственно завышается. При этом каждый добросовестный плательщик в составе платы за ОДН оплачивает и личные долги своего соседа.
На мой взгляд, энергоснабжающая организация, которая поставляет в дома тот или иной ресурс, сама обязана бороться с недобросовестными плательщиками — с помощью судебных исков либо другими законными методами. А так это только поднимает градус напряженности в обществе. Люди видят социальную несправедливость, которая возникла буквально на ровном месте.
— Справедливость — понятие этическое. Однако с правовой точки зрения существующий порядок начисления оплаты ОДН является единственно возможным.
— Ничего подобного! Такое мнение поддерживается монополиями в сфере ЖКХ, но на самом деле это не так. Мы провели юридическую экспертизу Постановления № 354, и результат оказался весьма обнадеживающим для калужан.
В Жилищном кодексе РФ прямо указано, что жилищные права могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановление № 354 как-то направлено на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц? Может быть, оно обеспечивает оборону страны и безопасность государства?
Идем далее. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется показаниями приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Заметьте: никакие другие варианты, вроде формул и математических расчетов этим законом не предусмотрены.
— Если удастся доказать, что существующая система оплаты ОДН незаконна, возможно ли в этом случае людям возместить понесенный ущерб?
— Я исхожу из того, что при сложившейся системе расчета любая денежная сумма, полученная ресурсоснабжающими организациями за ОДН, но которая де-факто таковой не является, автоматически становится неосновательным обогащением.
В случае хищений электроэнергии отдельными жильцами вообще получается, что добросовестные плательщики фактически покрывают уголовные преступления. Причем они это делают с одобрения и по инициативе ресурсоснабжающих организаций.
Статья 1102 Гражданского кодекса РФ прямо указывает на то, что лицо, которое незаконно приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное имущество.
Мы как законодатели просто обязаны на это отреагировать.
— Как конкретно вы собираетесь исправлять сложившуюся ситуацию?
— Мы собираемся восстановить принцип оплаты коммунальных услуг, заложенный в жилищном законодательстве. А именно: каждый собственник жилья должен платить только за фактически потребленную электроэнергию. То есть только по счетчику. Никакие расчеты и формулы не являются основанием для взимания платы — только конкретный прибор учета!
Если же говорить о технической стороне, то она также очевидна, исходя из вышеупомянутого принципа.
В первую очередь необходимо инициировать внесение изменений в договоры с ресурсоснабжающими организациями по расширению зоны ответственности до мест установки счетчиков, учитывающих потребление в местах общего пользования.
В случае отказа ресурсоснабжающих организаций от внесения таких изменений установку приборов можно осуществить самостоятельно, со снятием показаний и оплатой. Как указывалось выше, это полностью соответствует российскому законодательству.
Это то, что касается граждан. Мы же, со своей стороны, инициируем восстановление муниципального электросетевого предприятия и передачу ему на обслуживание внутригородских электросетей. В этом случае у калужан не будет необходимости бороться за свои права. Муниципальное предприятие само установит дополнительные счетчики и введет законную и справедливую оплату коммунальных услуг.
Он намерен отменить порочную практику, когда за недобросовестных жильцов платят добросовестные, а ресурсоснабжающие компании при этом умывают руки. Как это планируется сделать — наш разговор с инициатором отмены одиозного постановления.
— Константин Валерьевич, тема оплаты электроэнергии за общедомовые нужды (ОДН) была поднята вами 29 октября на заседании городской Думы. Почему вы взялись за эту проблему?
— Ко мне как к депутату по избирательному округу № 13 на личном приеме поступают многочисленные обращения калужан, озабоченных ростом платежей за ОДН. Жители справедливо задаются вопросом, почему за одну лампочку в подъезде они должны платить значительные суммы.
Такие же жалобы, поступающие напрямую в городскую Думу, мне приходится разбирать как председателю бюджетного комитета. В начале октября я лично встречался с жителями домов №№ 7 и 9 по улице Пухова, которые особенно сильно пострадали от перекосов в системе начисления ОДН.
Как известно, принятое в мае 2009 года Постановление правительства № 354 обязало жильцов оплачивать энергоресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и суммы индивидуальных счетчиков. По моему мнению, такой принцип является глубоко порочным, поскольку он попросту перекладывает на жителей технологические и коммерческие потери ресурсоснабжающих организаций.
Жители должны платить за реально потребленные ими коммунальные ресурсы, то есть только согласно счетчику. В этом вопросе меня полностью поддерживают мои коллеги, в том числе глава городского самоуправления города Калуги Александр Иванов.
— Почему принцип учета коммунальных услуг, изложенный в Постановлении № 354, вы считаете несправедливым?
— Как я уже сказал, сумма оплаты ОДН определяется расчетным путем, а не по показаниям приборов учета. В показаниях общедомовых приборов учета сомневаться не приходится, поскольку их снятие осуществляют уполномоченные специалисты. В то же время показания индивидуальных приборов учета часто имеют значительную погрешность в сторону убывания. Счетчик может вовсе отсутствовать, и тогда учет осуществляется по нормативу, который, как правило, ниже фактического потребления.
О чем это говорит? О том, что объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды ресурсоснабжающими организациями искусственно завышается. При этом каждый добросовестный плательщик в составе платы за ОДН оплачивает и личные долги своего соседа.
На мой взгляд, энергоснабжающая организация, которая поставляет в дома тот или иной ресурс, сама обязана бороться с недобросовестными плательщиками — с помощью судебных исков либо другими законными методами. А так это только поднимает градус напряженности в обществе. Люди видят социальную несправедливость, которая возникла буквально на ровном месте.
— Справедливость — понятие этическое. Однако с правовой точки зрения существующий порядок начисления оплаты ОДН является единственно возможным.
— Ничего подобного! Такое мнение поддерживается монополиями в сфере ЖКХ, но на самом деле это не так. Мы провели юридическую экспертизу Постановления № 354, и результат оказался весьма обнадеживающим для калужан.
В Жилищном кодексе РФ прямо указано, что жилищные права могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановление № 354 как-то направлено на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц? Может быть, оно обеспечивает оборону страны и безопасность государства?
Идем далее. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется показаниями приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Заметьте: никакие другие варианты, вроде формул и математических расчетов этим законом не предусмотрены.
— Если удастся доказать, что существующая система оплаты ОДН незаконна, возможно ли в этом случае людям возместить понесенный ущерб?
— Я исхожу из того, что при сложившейся системе расчета любая денежная сумма, полученная ресурсоснабжающими организациями за ОДН, но которая де-факто таковой не является, автоматически становится неосновательным обогащением.
В случае хищений электроэнергии отдельными жильцами вообще получается, что добросовестные плательщики фактически покрывают уголовные преступления. Причем они это делают с одобрения и по инициативе ресурсоснабжающих организаций.
Статья 1102 Гражданского кодекса РФ прямо указывает на то, что лицо, которое незаконно приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное имущество.
Мы как законодатели просто обязаны на это отреагировать.
— Как конкретно вы собираетесь исправлять сложившуюся ситуацию?
— Мы собираемся восстановить принцип оплаты коммунальных услуг, заложенный в жилищном законодательстве. А именно: каждый собственник жилья должен платить только за фактически потребленную электроэнергию. То есть только по счетчику. Никакие расчеты и формулы не являются основанием для взимания платы — только конкретный прибор учета!
Если же говорить о технической стороне, то она также очевидна, исходя из вышеупомянутого принципа.
В первую очередь необходимо инициировать внесение изменений в договоры с ресурсоснабжающими организациями по расширению зоны ответственности до мест установки счетчиков, учитывающих потребление в местах общего пользования.
В случае отказа ресурсоснабжающих организаций от внесения таких изменений установку приборов можно осуществить самостоятельно, со снятием показаний и оплатой. Как указывалось выше, это полностью соответствует российскому законодательству.
Это то, что касается граждан. Мы же, со своей стороны, инициируем восстановление муниципального электросетевого предприятия и передачу ему на обслуживание внутригородских электросетей. В этом случае у калужан не будет необходимости бороться за свои права. Муниципальное предприятие само установит дополнительные счетчики и введет законную и справедливую оплату коммунальных услуг.