Чудотворная заступница
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на улице
Подвойского долгие годы был одним из богатейших в Калуге.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на улице Подвойского долгие годы был одним из богатейших в Калуге. После десятилетий запустения здесь снова возобновились церковные богослужения.
На перекрестке древней дороги из Москвы в Киев издавна стоял деревянный храм. Путники и паломники любили здесь остановиться и помолиться перед дальней дорогой. Многие слышали про хранимый в Калуге чудотворный образ Казанской Божией Матери, особо почитаемый на Руси.
Посадский благотворитель
В начале XVII века на этом месте находилась церковь Преображение Спасово на Подоле с приделом Рождества Пречистой Богородицы. Это была приходская церковь купцов речного порта, возивших свои товары по Оке.
С храмом связана интересная история. В 1610‑е годы московский гость Смирной Судовщиков — выборный посадский купец — вместе со своим братом Третьяком торговал в соляном и Красном рядах в Калуге. Его соляная лавка находилась как раз рядом с Казанской церковью. Это был оптовый торговец, имевший большой оборот и собственные суда, на которых возил соль по Оке — как в Москву, так и на юг, в Болхов. Купцу удалось быстро сколотить капитал и стать одним из самых богатых торговых людей в городе. Однако Судовщиков слыл еще и щедрым благотворителем. Он пожертвовал по два колокола в церковь Алексея митрополита и в Троицкий собор Калужской крепости. Но лучше других он обустроил в своем приходе Преображенскую церковь. На его средства повесили пять колоколов, святые образа украшали серебряные оклады, а в храме появились дорогие церковные книги.
В российскую историю Смирной Судовщиков вошел как посадский «человек из Калуги», который подписался на избирательной грамоте 1613 года в голосовании за нового царя Михаила Федоровича Романова. Он первым прибыл в Москву с челобитной и заявил, что никакого другого царя ни Калуга, ни северские города видеть не хотят.
Почитаемая святыня
В церкви находился древний чудотворный список Вязниковской Казанской Божией Матери. Список был известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою».
Список создали по заказу супруги купца Судовщикова Евфимии. По легенде, в дороге на богомолье в Казань она «впала в расслабление». После молебна перед Вязниковской иконой Евфимия исцелилась. Образ, богато украшенный жемчугом и камнями в серебряном окладе, поставили в калужском храме. Это была одна из самых почитаемых святынь у православных калужан. Иконе поклонялись даже раскольники. С 1627 года в Калуге ежегодно 22 октября (по новому стилю — 4 ноября) проходили крестные ходы с чудотворной иконой.
В XVIII веке рядом с Казанским храмом построили часовню. При входе в нее можно было увидеть изображение семьи, несущей чудотворную икону. Надпись гласила: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Вязников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирилла, и младенца Василия».
После революции чудотворный список таинственно исчез.
Царские щедроты
Каменный Казанский храм начали строить в 1709 году в честь победы русских войск под Полтавой. Постройку закончили через восемь лет. Главной вкладчицей стала царевна Наталья Алексеевна, родная младшая сестра Петра I, пожертвовавшая 1000 рублей. В 1681 году мамкой царевны была Прасковья Ромодановская, поведавшая ей предание о чудотворной иконе в Калуге.
Среди пожертвователей упоминаются сподвижник государя светлейший князь Александр Меншиков, внесший 11 золотых червонцев, боярин Шереметьев, ставник Лопухин и стольник Мансуров. Видимо, не случайным было столь щедрое внимание царских и именитых особ к калужскому храму.
Колокольню отстроили в 1802 году. Она словно родная сестра звонницы в Оптиной пустыне. На стенах храма и до сегодняшнего дня сохранились уникальные росписи в греческом стиле летописи чудес чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Их выполнили мастера-художники и иконописцы, участвовавшие в украшении Архангельского и Успенского соборов в Москве. Росписями с трепетом любовался писатель Николай Гоголь, гостивший в XIX веке в нашем городе.
— В 1996 году Казанский храм вернули Калужской епархии, — рассказал настоятель отец Максим НЕМЫЧЕНКОВ. — В 1998 году на 70‑метровую колокольню подняли освященный 4‑метровый крест. Первая Божественная литургия совершилась в храме 19 августа 2011 года, а через год — 21 июля — на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери литургию совершил митрополит Калужский и Боровский Климент. Сегодня храм возрождается и ждет щедрых благотворителей, таких, каким когда-то был калужский купец Судовщиков.
На перекрестке древней дороги из Москвы в Киев издавна стоял деревянный храм. Путники и паломники любили здесь остановиться и помолиться перед дальней дорогой. Многие слышали про хранимый в Калуге чудотворный образ Казанской Божией Матери, особо почитаемый на Руси.
Посадский благотворитель
В начале XVII века на этом месте находилась церковь Преображение Спасово на Подоле с приделом Рождества Пречистой Богородицы. Это была приходская церковь купцов речного порта, возивших свои товары по Оке.
С храмом связана интересная история. В 1610‑е годы московский гость Смирной Судовщиков — выборный посадский купец — вместе со своим братом Третьяком торговал в соляном и Красном рядах в Калуге. Его соляная лавка находилась как раз рядом с Казанской церковью. Это был оптовый торговец, имевший большой оборот и собственные суда, на которых возил соль по Оке — как в Москву, так и на юг, в Болхов. Купцу удалось быстро сколотить капитал и стать одним из самых богатых торговых людей в городе. Однако Судовщиков слыл еще и щедрым благотворителем. Он пожертвовал по два колокола в церковь Алексея митрополита и в Троицкий собор Калужской крепости. Но лучше других он обустроил в своем приходе Преображенскую церковь. На его средства повесили пять колоколов, святые образа украшали серебряные оклады, а в храме появились дорогие церковные книги.
В российскую историю Смирной Судовщиков вошел как посадский «человек из Калуги», который подписался на избирательной грамоте 1613 года в голосовании за нового царя Михаила Федоровича Романова. Он первым прибыл в Москву с челобитной и заявил, что никакого другого царя ни Калуга, ни северские города видеть не хотят.
Почитаемая святыня
В церкви находился древний чудотворный список Вязниковской Казанской Божией Матери. Список был известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою».
Список создали по заказу супруги купца Судовщикова Евфимии. По легенде, в дороге на богомолье в Казань она «впала в расслабление». После молебна перед Вязниковской иконой Евфимия исцелилась. Образ, богато украшенный жемчугом и камнями в серебряном окладе, поставили в калужском храме. Это была одна из самых почитаемых святынь у православных калужан. Иконе поклонялись даже раскольники. С 1627 года в Калуге ежегодно 22 октября (по новому стилю — 4 ноября) проходили крестные ходы с чудотворной иконой.
В XVIII веке рядом с Казанским храмом построили часовню. При входе в нее можно было увидеть изображение семьи, несущей чудотворную икону. Надпись гласила: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Вязников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирилла, и младенца Василия».
После революции чудотворный список таинственно исчез.
Царские щедроты
Каменный Казанский храм начали строить в 1709 году в честь победы русских войск под Полтавой. Постройку закончили через восемь лет. Главной вкладчицей стала царевна Наталья Алексеевна, родная младшая сестра Петра I, пожертвовавшая 1000 рублей. В 1681 году мамкой царевны была Прасковья Ромодановская, поведавшая ей предание о чудотворной иконе в Калуге.
Среди пожертвователей упоминаются сподвижник государя светлейший князь Александр Меншиков, внесший 11 золотых червонцев, боярин Шереметьев, ставник Лопухин и стольник Мансуров. Видимо, не случайным было столь щедрое внимание царских и именитых особ к калужскому храму.
Колокольню отстроили в 1802 году. Она словно родная сестра звонницы в Оптиной пустыне. На стенах храма и до сегодняшнего дня сохранились уникальные росписи в греческом стиле летописи чудес чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Их выполнили мастера-художники и иконописцы, участвовавшие в украшении Архангельского и Успенского соборов в Москве. Росписями с трепетом любовался писатель Николай Гоголь, гостивший в XIX веке в нашем городе.
— В 1996 году Казанский храм вернули Калужской епархии, — рассказал настоятель отец Максим НЕМЫЧЕНКОВ. — В 1998 году на 70‑метровую колокольню подняли освященный 4‑метровый крест. Первая Божественная литургия совершилась в храме 19 августа 2011 года, а через год — 21 июля — на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери литургию совершил митрополит Калужский и Боровский Климент. Сегодня храм возрождается и ждет щедрых благотворителей, таких, каким когда-то был калужский купец Судовщиков.
Приобрести PDF версию номера можно уже сейчас всего за 5 рублей.