Чудом выживший
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск».
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков, четыре сотни из них приняли страшную смерть в задраенных отсеках перевернувшегося корабля. Причина катастрофы до сих пор остается загадкой.
Каждый год в последнее воскресенье октября калужанин Валентин Махорин приезжает в Севастополь, чтобы встретиться со своими сослуживцами, выжившими в страшной трагедии, разыгравшейся на линкоре «Новороссийск».
— Да, это стало для нас традицией, — говорит бравый 80‑летний старшина 2‑й статьи. — Правда, с каждым годом нас остается все меньше. Кого-то уже нет, кому-то здоровье не позволяет приехать. В 2013‑м на Графской пристани было всего 6 человек — непосредственных свидетелей той страшной ночи. Но приезжают родственники, дети, внуки.
— Валентин Павлович, как вы попали на «Новороссийск»?
— Вообще-то, моряком быть не собирался. После школы выучился на токаря. В военкомате сказал, что хочу в танковые войска. Но мое мнение никого не интересовало, и я оказался в учебке ВМФ (задорно смеется). Тогда в морфлоте служили 5 лет, и я смирился с тем, что молодость пройдет в морских походах. Но, когда получил распределение на «Новороссийск», честно, расстроился. Нам была известна история линкора. К тому времени ему было 40 лет — древняя, устаревшая посудина, несмотря на угрожающий вид. А мне хотелось попасть на современный корабль.
Действительно, в 1955 году линкор «Новороссийск» особой боевой ценности не представлял. Построенный в 1911‑м в Италии, полученный СССР по репарациям бывший «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников.
— Я даже несколько раз пытался с него списаться. Однако командир вместо этого отправил меня в школу старшин, и вскоре я уже вернулся на корабль командиром отделения арт-электриков ПУС (приборы управления стрельбой).
— Валентин Павлович, как вы теперь думаете, зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
— Дело в том, что к тому времени мы уже имели атомную бомбу. Но пускового ракетного, торпедного ядерного оружия у нас еще не было. Только разрабатывалось. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки. И престарелый, но скоростной и маневренный итальянский линкор идеально подходил для этой цели. 320‑миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов. Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн. К счастью, получить ядерное оружие мы не успели.
Продолжение читайте в свежем номере «Калужского перекрестка» от 25 июня на страницах №№30-31. PDF–версию вы можете приобрести по чисто символической цене на нашем сайте: «Купить номер за 5 рублей» (PDF–версии свежего номера становятся доступны для скачивания уже по вторникам – на день раньше бумажной версии).
Каждый год в последнее воскресенье октября калужанин Валентин Махорин приезжает в Севастополь, чтобы встретиться со своими сослуживцами, выжившими в страшной трагедии, разыгравшейся на линкоре «Новороссийск».
— Да, это стало для нас традицией, — говорит бравый 80‑летний старшина 2‑й статьи. — Правда, с каждым годом нас остается все меньше. Кого-то уже нет, кому-то здоровье не позволяет приехать. В 2013‑м на Графской пристани было всего 6 человек — непосредственных свидетелей той страшной ночи. Но приезжают родственники, дети, внуки.
— Валентин Павлович, как вы попали на «Новороссийск»?
— Вообще-то, моряком быть не собирался. После школы выучился на токаря. В военкомате сказал, что хочу в танковые войска. Но мое мнение никого не интересовало, и я оказался в учебке ВМФ (задорно смеется). Тогда в морфлоте служили 5 лет, и я смирился с тем, что молодость пройдет в морских походах. Но, когда получил распределение на «Новороссийск», честно, расстроился. Нам была известна история линкора. К тому времени ему было 40 лет — древняя, устаревшая посудина, несмотря на угрожающий вид. А мне хотелось попасть на современный корабль.
Действительно, в 1955 году линкор «Новороссийск» особой боевой ценности не представлял. Построенный в 1911‑м в Италии, полученный СССР по репарациям бывший «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников.
— Я даже несколько раз пытался с него списаться. Однако командир вместо этого отправил меня в школу старшин, и вскоре я уже вернулся на корабль командиром отделения арт-электриков ПУС (приборы управления стрельбой).
— Валентин Павлович, как вы теперь думаете, зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
— Дело в том, что к тому времени мы уже имели атомную бомбу. Но пускового ракетного, торпедного ядерного оружия у нас еще не было. Только разрабатывалось. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки. И престарелый, но скоростной и маневренный итальянский линкор идеально подходил для этой цели. 320‑миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов. Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн. К счастью, получить ядерное оружие мы не успели.
Продолжение читайте в свежем номере «Калужского перекрестка» от 25 июня на страницах №№30-31. PDF–версию вы можете приобрести по чисто символической цене на нашем сайте: «Купить номер за 5 рублей» (PDF–версии свежего номера становятся доступны для скачивания уже по вторникам – на день раньше бумажной версии).