Чудом выживший

Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск».
Александр Фалалеев
10:44 27.06.2014
0 5761
Ночь на 29 октября 1955 года стала одной из самых черных страниц в истории Военно-морского флота СССР. В гавани Севастополя взорвался и затонул флагман Черноморской эскадры линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков, четыре сотни из них приняли страшную смерть в задраенных отсеках перевернувшегося корабля. Причина катастрофы до сих пор остается загадкой.

Каждый год в последнее воскресенье октября калужанин Валентин Махорин приезжает в Севастополь, чтобы встретиться со своими сослуживцами, выжившими в страшной трагедии, разыгравшейся на линкоре «Новороссийск».

— Да, это стало для нас традицией, — говорит бравый 80‑летний старшина 2‑й статьи. — Правда, с каждым годом нас остается все меньше. Кого-то уже нет, кому-то здоровье не позволяет приехать. В 2013‑м на Графской пристани было всего 6 человек — непосредственных свидетелей той страшной ночи. Но приезжают родственники, дети, внуки.

— Валентин Павлович, как вы попали на «Новороссийск»?
— Вообще-то, моряком быть не собирался. После школы выучился на токаря. В военкомате сказал, что хочу в танковые вой­ска. Но мое мнение никого не интересовало, и я оказался в учебке ВМФ (задорно смеется). Тогда в морфлоте служили 5 лет, и я смирился с тем, что молодость пройдет в морских походах. Но, когда получил распределение на «Новороссийск», честно, расстроился. Нам была известна история линкора. К тому времени ему было 40 лет — древняя, устаревшая посудина, несмотря на угрожающий вид. А мне хотелось попасть на современный корабль.

Действительно, в 1955 году линкор «Новороссийск» особой боевой ценности не представлял. Построенный в 1911‑м в Италии, полученный СССР по репарациям бывший «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») по конструкции напоминал корабли, состоявшие на вооружении вероятных противников.

— Я даже несколько раз пытался с него списаться. Однако командир вместо этого отправил меня в школу старшин, и вскоре я уже вернулся на корабль командиром отделения арт-электриков ПУС (приборы управления стрельбой).

— Валентин Павлович, как вы теперь думаете, зачем Советскому Союзу после Второй мировой войны понадобилось участвовать в разделе флота фашистской Италии?
— Дело в том, что к тому времени мы уже имели атомную бомбу. Но пускового ракетного, торпедного ядерного оружия у нас еще не было. Только разрабатывалось. Решением могли стать морские крупнокалиберные пушки. И престарелый, но скоростной и маневренный итальянский линкор идеально подходил для этой цели. 320‑миллиметровые орудия главного калибра били на 32 километра, а вес снаряда мог доходить до 525 килограммов. Пока с 1953 по май 1955 года «Новороссийск» проходил модернизацию, советским военным заводам в срочном порядке заказали полный боекомплект — 1000 крупнокалиберных снарядов. Для орудий «Новороссийска» были изготовлены и тактические ядерные заряды мощностью 5 килотонн. К счастью, получить ядерное оружие мы не успели.

Продолжение читайте в свежем номере «Калужского перекрестка» от 25 июня на страницах №№30-31. PDF–версию вы можете приобрести по чисто символической цене на нашем сайте: «Купить номер за 5 рублей» (PDF–версии свежего номера становятся доступны для скачивания уже по вторникам – на день раньше бумажной версии).


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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