Под покровом Богородицы
Каждый город имеет свою защитную семантику, которая выражается в особых ритуалах — крестных ходах.
Каждый город имеет свою защитную семантику, которая выражается в особых ритуалах — крестных ходах. Но главное — в строительстве храмов, посвященных покровителям местности.
Своеобразие Калуги, впервые упомянутой в письменных источниках в XIV веке, заключается в расположении каменных храмов, посвященных Божией Матери. Они содержат целую взаимосвязанную структуру, несущую сакральный смысл, идеи и образы. Их предназначение — небесная защита древнего города на Оке.
Святая гора
Иностранные купцы и путешественники восхищались красотой нашего благословенного города: «Мы любовались Калугой», «Мало таких городов в Московском государстве».
В 1654 году Павел Алеппский, сопровождавший антиохийского патриарха Макария по дороге из Калуги в Москву, записал: «Что касается города, то он весьма велик, расположен на краю горы. В нем более 30 благолепных, прекрасных церквей. Их колокольни легкие и изящные, приподняты, как минареты. Этот город очень многолюден, красив и открыт…»
В 1700 году инок одного из московских монастырей по пути в Иерусалим оставил такую запись: «Град Калуга стоит на Оке реке на левой стороне, на горе, высоко, красавито. Церквей в нем каменных 11, жильем зело пространен, люди зело доброхотны; приволен зело хлебом, овощем и лесом всяким; рядов также много, торговых людей и зело проходцы в чужие земли с купеческим товаром: в Сибирь, Китай, Немецкие земли и Царьград».
В середине XIX века красотой города восторгался Николай Гоголь. Писатель нередко переправлялся на правый берег Оки и с холма села Ромоданово пристально вглядывался в величественную Калугу с десятками церковных колоколен… «Точно Константинополь!» — отмечал Гоголь.
Топкое место
Действительно, место для города наши предки выбрали весьма удачно. Расположен он на высоком холме слева от реки по течению в сторону восхода Солнца и движения Земли. Ока играла большую роль в жизни города как символ движения жизни. Город на реке — это древнейшая формула поселения. Вокруг него были овраги, а с севера — непроходимые леса.
В древности название города писалось как «Колуга» (древнерусское слово «калыга» имеет значение «ограда» или «холуга» — место, огороженное тыном).
Наиболее вероятным краеведам кажется мнение русского ученого-языковеда Владимира Даля, который объясняет слово «Калуга» как «топь, болото, сырое место». И добавляет: «От значения «болото» родилось и само название города Калуги».
Огненная змея
Весьма распространено мнение, что название «Калуга» произошло от слов «кол около луга» (бывшая пойма речки Яченки). Согласно старинному преданию, давным-давно на холме у нынешнего Государственного музея истории космонавтики как раз находилось одно из древнейших языческих капищ. На этом месте жрецы-волхвы поклонялись небесному камню — метеориту, упавшему в незапамятные времена в районе нынешнего парка Циолковского. Удивительно, но здесь до сих пор сохранилась невероятная положительная энергетика.
У наших предков — древних славян — существовал культ Солнца, которое называлось ими «огненное колесо». Старинное слово «коло» означало еще и «круг». Метеориты, падающие звезды и молнии нередко назывались ими змеями (ужа, ожечь, жгу). «Колоуже» — «огненной змее» — и поклонялись наши древние предки в языческом капище над Яченкой. Кто знает, возможно, этот небесный камень-оберег и послужил основой для названия будущего города на Оке.
Рядом с языческим капищем существовало укрепленное поселение — Семеоново городище с насыпными валами. Это древнейшее поселение города в северо-восточной части — типичное городище-убежище. Согласно археологическим раскопкам, именно здесь прятались племена вятичей из Калужского бора во время многочисленных набегов врагов.
Вятичи жили на лесном селище, которое, как правило, опахивалось. У курганов-могильников в Калужском бору возводились небольшие рвы. Главный смысл этого заключался в изоляции жизненного пространства людей от внешней природы, злых и враждебных сил. Эта защитная функция поселения, а затем города существовала с древнейших времен.
В семи верстах от города находится небольшая речка Калужка. Некоторые историки считают, что именно здесь первоначально располагалась Калуга. Можно с уверенностью считать, что задолго до XIV века на месте Калуги находились вятические поселения. Так, археологи датируют селища в Калужском бору и Можайском овраге у Ромодановских Двориков еще VII веком н. э.!
Заступница Калуги
С приходом на берега Оки православной веры главной защитницей стала Богородица. Эта ее роль сохранялась на протяжении столетий. Достаточно вспомнить, что еще Владимир Мономах в XII веке помимо крепостей строил богородичные храмы, служившие не менее надежным средством защиты от набегов врагов, чем земляные валы. Некогда Угра, еще являясь пограничной рекой между Московией и Литвой, именовалась нашими предками поясом Богородицы.
Культ Божией Матери был силен и в нашей Калуге. К концу XVII века при небольшой плотности городского населения было построено 27 церквей. Половина из них посвящена Богородице.
Главная святыня города — икона Калужской Божией Матери. Эта чудотворная икона явилась в 1748 году в селе Тиньково Калужского уезда. В 1760 году она была перенесена в специально отстроенный храм — Рождества Христова на Калужке (ныне Ждамирово). Согласно легенде, Богородица сказала: «Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его». В честь трех великих спасений Калуги: в 1771 году от моровой язвы, в 1812 году от нашествия Наполеона и в 1892 году от холеры — были установлены ежегодные крестные ходы с чудотворной иконой вокруг города.
Николаю Гоголю вид Калуги из-за Оки напоминал Константинополь.
Увидеть и пощупать настоящий метеорит можно в планетарии Государственного
музея истории космонавтики в Калуге.
Своеобразие Калуги, впервые упомянутой в письменных источниках в XIV веке, заключается в расположении каменных храмов, посвященных Божией Матери. Они содержат целую взаимосвязанную структуру, несущую сакральный смысл, идеи и образы. Их предназначение — небесная защита древнего города на Оке.
Святая гора
Иностранные купцы и путешественники восхищались красотой нашего благословенного города: «Мы любовались Калугой», «Мало таких городов в Московском государстве».
В 1654 году Павел Алеппский, сопровождавший антиохийского патриарха Макария по дороге из Калуги в Москву, записал: «Что касается города, то он весьма велик, расположен на краю горы. В нем более 30 благолепных, прекрасных церквей. Их колокольни легкие и изящные, приподняты, как минареты. Этот город очень многолюден, красив и открыт…»
В 1700 году инок одного из московских монастырей по пути в Иерусалим оставил такую запись: «Град Калуга стоит на Оке реке на левой стороне, на горе, высоко, красавито. Церквей в нем каменных 11, жильем зело пространен, люди зело доброхотны; приволен зело хлебом, овощем и лесом всяким; рядов также много, торговых людей и зело проходцы в чужие земли с купеческим товаром: в Сибирь, Китай, Немецкие земли и Царьград».
В середине XIX века красотой города восторгался Николай Гоголь. Писатель нередко переправлялся на правый берег Оки и с холма села Ромоданово пристально вглядывался в величественную Калугу с десятками церковных колоколен… «Точно Константинополь!» — отмечал Гоголь.
Топкое место
Действительно, место для города наши предки выбрали весьма удачно. Расположен он на высоком холме слева от реки по течению в сторону восхода Солнца и движения Земли. Ока играла большую роль в жизни города как символ движения жизни. Город на реке — это древнейшая формула поселения. Вокруг него были овраги, а с севера — непроходимые леса.
В древности название города писалось как «Колуга» (древнерусское слово «калыга» имеет значение «ограда» или «холуга» — место, огороженное тыном).
Наиболее вероятным краеведам кажется мнение русского ученого-языковеда Владимира Даля, который объясняет слово «Калуга» как «топь, болото, сырое место». И добавляет: «От значения «болото» родилось и само название города Калуги».
Огненная змея
Весьма распространено мнение, что название «Калуга» произошло от слов «кол около луга» (бывшая пойма речки Яченки). Согласно старинному преданию, давным-давно на холме у нынешнего Государственного музея истории космонавтики как раз находилось одно из древнейших языческих капищ. На этом месте жрецы-волхвы поклонялись небесному камню — метеориту, упавшему в незапамятные времена в районе нынешнего парка Циолковского. Удивительно, но здесь до сих пор сохранилась невероятная положительная энергетика.
У наших предков — древних славян — существовал культ Солнца, которое называлось ими «огненное колесо». Старинное слово «коло» означало еще и «круг». Метеориты, падающие звезды и молнии нередко назывались ими змеями (ужа, ожечь, жгу). «Колоуже» — «огненной змее» — и поклонялись наши древние предки в языческом капище над Яченкой. Кто знает, возможно, этот небесный камень-оберег и послужил основой для названия будущего города на Оке.
Рядом с языческим капищем существовало укрепленное поселение — Семеоново городище с насыпными валами. Это древнейшее поселение города в северо-восточной части — типичное городище-убежище. Согласно археологическим раскопкам, именно здесь прятались племена вятичей из Калужского бора во время многочисленных набегов врагов.
Вятичи жили на лесном селище, которое, как правило, опахивалось. У курганов-могильников в Калужском бору возводились небольшие рвы. Главный смысл этого заключался в изоляции жизненного пространства людей от внешней природы, злых и враждебных сил. Эта защитная функция поселения, а затем города существовала с древнейших времен.
В семи верстах от города находится небольшая речка Калужка. Некоторые историки считают, что именно здесь первоначально располагалась Калуга. Можно с уверенностью считать, что задолго до XIV века на месте Калуги находились вятические поселения. Так, археологи датируют селища в Калужском бору и Можайском овраге у Ромодановских Двориков еще VII веком н. э.!
Заступница Калуги
С приходом на берега Оки православной веры главной защитницей стала Богородица. Эта ее роль сохранялась на протяжении столетий. Достаточно вспомнить, что еще Владимир Мономах в XII веке помимо крепостей строил богородичные храмы, служившие не менее надежным средством защиты от набегов врагов, чем земляные валы. Некогда Угра, еще являясь пограничной рекой между Московией и Литвой, именовалась нашими предками поясом Богородицы.
Культ Божией Матери был силен и в нашей Калуге. К концу XVII века при небольшой плотности городского населения было построено 27 церквей. Половина из них посвящена Богородице.
Главная святыня города — икона Калужской Божией Матери. Эта чудотворная икона явилась в 1748 году в селе Тиньково Калужского уезда. В 1760 году она была перенесена в специально отстроенный храм — Рождества Христова на Калужке (ныне Ждамирово). Согласно легенде, Богородица сказала: «Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его». В честь трех великих спасений Калуги: в 1771 году от моровой язвы, в 1812 году от нашествия Наполеона и в 1892 году от холеры — были установлены ежегодные крестные ходы с чудотворной иконой вокруг города.
Николаю Гоголю вид Калуги из-за Оки напоминал Константинополь.
Увидеть и пощупать настоящий метеорит можно в планетарии Государственного
музея истории космонавтики в Калуге.