В городе Сочи... как-то не очень
Спортсменам здесь уже хорошо, местным жителям пока не особо, а туристам хуже всего.
Спортсменам здесь уже хорошо, местным жителям пока не особо, а туристам хуже всего.
Многие советские граждане очень уважительно относились к чудесному городу Сочи. Он входил в джентльменский набор хорошей жизни. Если все у тебя было в порядке, то летом ты ездил отдыхать либо сюда, либо в Крым. Как человек того времени я тоже никогда не забывал дорогу в Сочи: то посещал здешние семинары «Комсомолки», то выбирался искупаться в море с семьей или покататься на горных лыжах. И когда началась вся эта история с Олимпиадой‑2014, мне было интересно, что теперь происходит в тихом курортном городке, с которым у наших соотечественников столько всего связано.
При нынешних особенностях работы СМИ — при общем уровне их советизации — люди перестали верить в то, что им показывают. А в связи с Сочи проблема только обострилась. Все понимают, что это суперпроект, затеянный нашей властью.
И видя, как с фальшиво‑радостными лицами нам говорят о будущих победах спортсменов, а также победах, уже одержанных строителями, мы отмахиваемся: «Деньги потратили и теперь свое детище пиарите».
Поэтому интересно посмотреть на все самому. И на ноябрьские праздники мне такая возможность представилась. Вернувшись из отпуска, то и дело слышу: а как там по правде? Отвечаю по пунктам.
На что потрачены деньги…
Могу сказать, что город стал совсем другим. Построено огромное количество многоэтажек — под жилье, офисы… И они неузнаваемо изменили панораму. Повсюду на них транспаранты «Продается».
Одна из основных тем, обсуждаемых россиянами: в Сочи вбуханы гигантские средства из бюджета. Что ж, я действительно могу сказать, что деньги потрачены. И потрачены с большой пользой. Это факт.
Возьмем дороги. 20 лет езжу в Красную Поляну. И все время добирался туда через горы. Сначала вообще передвигались по краешку пропасти. Стоял человек с флажком и пропускал машины то в одном, то в другом направлении. Потом построили туннель. Но и он регулировался светофором: вперед — назад.
Сегодня все иначе: комфортабельная электричка за час с небольшим довезла до нужного места. Есть также новая автодорога, проложенная прямо по руслу реки Бзымта, которую спрятали в бетон. (Благодаря этому, кстати, лес особо не вырубали.) Сейчас, конечно, не лето, но пробок нет. Курортный проспект перестал быть единственной транспортной артерией города — теперь можно объехать центр по трассе в горах.
Особый пункт — море. В Сочи оно всегда грязное: не было системы обработки стоков. Но сейчас запускают гигантские очистные сооружения. Плюс построили порт: оборудовали бухту, причал, мол. Теперь сюда могут подходить круизные теплоходы.
… и за чей счет гуляем?
Еще говорят, что деньги сюда вбухали только государственные. А из бизнесменов никто не вложился. Это тоже не так. В строительстве поучаствовали и наши корпорации, и иностранцы. Но заморские инвесторы снимут свои сливки. Государство строит коммуникации, а они возводят отели, которые потом будут приносить им прибыль — я насчитал десятка полтора международных гостиничных брендов.
Целый город таких отелей вырос и в Красной Поляне, где раньше была только пара кафешек, местные «джигиты», катающие на лошадях, да единственная канатная дорога с подвесными креслами на всю толпу горнолыжников.
Кому в Сочи хорошо?
Конечно, спортсменам. Их в городе уже много. Катаются на санках. Обживают отели. Поют и приплясывают. Спортивным функционерам тоже грех жаловаться.
Жителям вот не очень радостно. Зато у них есть надежда, что будет лучше, когда все разъедутся. А пока среди горожан ходят чудные слухи. Например, о том, что власти запретят топить печки дровами. Гости, мол, увидят: дым идет в Адлере. И скажут: вот она, немытая Россия. И хотя чиновники подобную чушь опровергают, обитатели частного сектора трясутся: а ну как и впрямь оставят зимой без сугрева?
Но кому действительно плохо — отдыхающим. Даже в отеле «Русь», которым заведует администрация президента, не было воды — то холодной, то горячей. Как нам объяснили, подводят коммуникации.
Вообще, не очень-то комфортно проводить отпуск на стройке. В прошлый раз я был в Сочи два года назад и больше возвращаться не хотел. Работа кипела — повсюду шум и гам, толпы гастарбайтеров. Сейчас их стало меньше, но строительство не закончилось: тут асфальт доделывают, там трубы закапывают… Весь город перерыт. Отдыхающему хочется погулять в тишине, зайти в общепит. Но спокойно провести время проблематично. Нормально поесть — тоже: кафе и ресторанов мало.
Еще не завидую любителям пляжного отдыха. Летом здесь и раньше присесть у воды было негде. А в связи со строительством всех этих домов и отелей… Многие наши туристы уже успели кое-где побывать. Привыкли к определенной степени комфорта. Так что увлечь их многоэтажками и переполненными пляжами будет проблематично.
Что еще неприятно удивило
Лично меня умиляет советский подход к комфорту граждан. Приезжаешь на ж/д‑вокзал — новый эскалатор работает, но на него никого не пускают. Хватаешь чемоданы и на своем горбу тащишь по лестнице. Спрашиваю сотрудников: «Почему так?» Говорят: «А вдруг сломается к Олимпиаде…» Получается, три месяца будут вхолостую гонять?
Плюс Сочи хотят сделать городом для паралимпийцев. Здесь же на вокзале для них уже есть специальные лифты. Но пока спортсмены в инвалидных колясках не приехали, остальные люди с ограниченными возможностями вынуждены терпеть: лифты тоже заперты.
В то же время вопросам безопасности явно уделяется большое внимание. Я был на московской Олимпиаде‑1980. И тогда это было не так заметно. Но опять же многое сегодня делается по-русски. Вокзал еще строится, но сканеров и детекторов там уже понаставили — создали пассажирам неудобства по полной.
Полиции на улицах видимо-невидимо — свезли из разных областей. Тем не менее все пока в рамках приличия. Людей на улице не хватают, документы не трясут, руки не крутят.
Что будет с ценами… и со снегом?
Не знаю, как насчет сугробов… Но немного первого снега в Красной Поляне уже выпало. Сам видел. Однако чиновники понимают: гадать «будет-не будет» — дело неблагодарное. Поэтому в специальных отвалах под непроницаемой тканью еще с прошлого года заготовили сотни тонн снега. Посыпать спортивные трассы хватит (если, конечно, не будет плюсовой температуры).
Но что точно не растает — цены. Уже сейчас они там приличные. Поэтому в санаториях на время Игр корпорации заранее застолбили для своих работников целые корпуса.
К слову, под натиском новых материальных соблазнов ментальность сочинцев, которые всегда были приветливыми, отзывчивыми людьми, пока держится. Но некоторые колебания есть. Например, местные таксисты (по прежнему моему опыту — люди не жадные) пытаются порой заломить лишнего: раньше соглашались подвезти за 150 рублей — теперь просят 300. Видно, денежки в городе появились. И начинают потихоньку влиять на местный климат.
…К чему приведут все описанные метаморфозы, мне пока непонятно. Но завершить хочу тем, с чего начал. Сочи теперь совсем другой город. Он сегодня, как спортсмен перед решающим стартом. Ждет ли его триумф или бесславное прозябание — поживем-увидим.
не пропустите!
Где купить книгу «Русский крест»
Все три тома можно приобрести в магазинах «Пресс-маркет»:
Цена книги — 149 рублей.
Автор: Александр ЛАПИН.
Многие советские граждане очень уважительно относились к чудесному городу Сочи. Он входил в джентльменский набор хорошей жизни. Если все у тебя было в порядке, то летом ты ездил отдыхать либо сюда, либо в Крым. Как человек того времени я тоже никогда не забывал дорогу в Сочи: то посещал здешние семинары «Комсомолки», то выбирался искупаться в море с семьей или покататься на горных лыжах. И когда началась вся эта история с Олимпиадой‑2014, мне было интересно, что теперь происходит в тихом курортном городке, с которым у наших соотечественников столько всего связано.
При нынешних особенностях работы СМИ — при общем уровне их советизации — люди перестали верить в то, что им показывают. А в связи с Сочи проблема только обострилась. Все понимают, что это суперпроект, затеянный нашей властью.
И видя, как с фальшиво‑радостными лицами нам говорят о будущих победах спортсменов, а также победах, уже одержанных строителями, мы отмахиваемся: «Деньги потратили и теперь свое детище пиарите».
Поэтому интересно посмотреть на все самому. И на ноябрьские праздники мне такая возможность представилась. Вернувшись из отпуска, то и дело слышу: а как там по правде? Отвечаю по пунктам.
На что потрачены деньги…
Могу сказать, что город стал совсем другим. Построено огромное количество многоэтажек — под жилье, офисы… И они неузнаваемо изменили панораму. Повсюду на них транспаранты «Продается».
Одна из основных тем, обсуждаемых россиянами: в Сочи вбуханы гигантские средства из бюджета. Что ж, я действительно могу сказать, что деньги потрачены. И потрачены с большой пользой. Это факт.
Возьмем дороги. 20 лет езжу в Красную Поляну. И все время добирался туда через горы. Сначала вообще передвигались по краешку пропасти. Стоял человек с флажком и пропускал машины то в одном, то в другом направлении. Потом построили туннель. Но и он регулировался светофором: вперед — назад.
Сегодня все иначе: комфортабельная электричка за час с небольшим довезла до нужного места. Есть также новая автодорога, проложенная прямо по руслу реки Бзымта, которую спрятали в бетон. (Благодаря этому, кстати, лес особо не вырубали.) Сейчас, конечно, не лето, но пробок нет. Курортный проспект перестал быть единственной транспортной артерией города — теперь можно объехать центр по трассе в горах.
Особый пункт — море. В Сочи оно всегда грязное: не было системы обработки стоков. Но сейчас запускают гигантские очистные сооружения. Плюс построили порт: оборудовали бухту, причал, мол. Теперь сюда могут подходить круизные теплоходы.
… и за чей счет гуляем?
Еще говорят, что деньги сюда вбухали только государственные. А из бизнесменов никто не вложился. Это тоже не так. В строительстве поучаствовали и наши корпорации, и иностранцы. Но заморские инвесторы снимут свои сливки. Государство строит коммуникации, а они возводят отели, которые потом будут приносить им прибыль — я насчитал десятка полтора международных гостиничных брендов.
Целый город таких отелей вырос и в Красной Поляне, где раньше была только пара кафешек, местные «джигиты», катающие на лошадях, да единственная канатная дорога с подвесными креслами на всю толпу горнолыжников.
Кому в Сочи хорошо?
Конечно, спортсменам. Их в городе уже много. Катаются на санках. Обживают отели. Поют и приплясывают. Спортивным функционерам тоже грех жаловаться.
Жителям вот не очень радостно. Зато у них есть надежда, что будет лучше, когда все разъедутся. А пока среди горожан ходят чудные слухи. Например, о том, что власти запретят топить печки дровами. Гости, мол, увидят: дым идет в Адлере. И скажут: вот она, немытая Россия. И хотя чиновники подобную чушь опровергают, обитатели частного сектора трясутся: а ну как и впрямь оставят зимой без сугрева?
Но кому действительно плохо — отдыхающим. Даже в отеле «Русь», которым заведует администрация президента, не было воды — то холодной, то горячей. Как нам объяснили, подводят коммуникации.
Вообще, не очень-то комфортно проводить отпуск на стройке. В прошлый раз я был в Сочи два года назад и больше возвращаться не хотел. Работа кипела — повсюду шум и гам, толпы гастарбайтеров. Сейчас их стало меньше, но строительство не закончилось: тут асфальт доделывают, там трубы закапывают… Весь город перерыт. Отдыхающему хочется погулять в тишине, зайти в общепит. Но спокойно провести время проблематично. Нормально поесть — тоже: кафе и ресторанов мало.
Еще не завидую любителям пляжного отдыха. Летом здесь и раньше присесть у воды было негде. А в связи со строительством всех этих домов и отелей… Многие наши туристы уже успели кое-где побывать. Привыкли к определенной степени комфорта. Так что увлечь их многоэтажками и переполненными пляжами будет проблематично.
Что еще неприятно удивило
Лично меня умиляет советский подход к комфорту граждан. Приезжаешь на ж/д‑вокзал — новый эскалатор работает, но на него никого не пускают. Хватаешь чемоданы и на своем горбу тащишь по лестнице. Спрашиваю сотрудников: «Почему так?» Говорят: «А вдруг сломается к Олимпиаде…» Получается, три месяца будут вхолостую гонять?
Плюс Сочи хотят сделать городом для паралимпийцев. Здесь же на вокзале для них уже есть специальные лифты. Но пока спортсмены в инвалидных колясках не приехали, остальные люди с ограниченными возможностями вынуждены терпеть: лифты тоже заперты.
В то же время вопросам безопасности явно уделяется большое внимание. Я был на московской Олимпиаде‑1980. И тогда это было не так заметно. Но опять же многое сегодня делается по-русски. Вокзал еще строится, но сканеров и детекторов там уже понаставили — создали пассажирам неудобства по полной.
Полиции на улицах видимо-невидимо — свезли из разных областей. Тем не менее все пока в рамках приличия. Людей на улице не хватают, документы не трясут, руки не крутят.
Что будет с ценами… и со снегом?
Не знаю, как насчет сугробов… Но немного первого снега в Красной Поляне уже выпало. Сам видел. Однако чиновники понимают: гадать «будет-не будет» — дело неблагодарное. Поэтому в специальных отвалах под непроницаемой тканью еще с прошлого года заготовили сотни тонн снега. Посыпать спортивные трассы хватит (если, конечно, не будет плюсовой температуры).
Но что точно не растает — цены. Уже сейчас они там приличные. Поэтому в санаториях на время Игр корпорации заранее застолбили для своих работников целые корпуса.
К слову, под натиском новых материальных соблазнов ментальность сочинцев, которые всегда были приветливыми, отзывчивыми людьми, пока держится. Но некоторые колебания есть. Например, местные таксисты (по прежнему моему опыту — люди не жадные) пытаются порой заломить лишнего: раньше соглашались подвезти за 150 рублей — теперь просят 300. Видно, денежки в городе появились. И начинают потихоньку влиять на местный климат.
…К чему приведут все описанные метаморфозы, мне пока непонятно. Но завершить хочу тем, с чего начал. Сочи теперь совсем другой город. Он сегодня, как спортсмен перед решающим стартом. Ждет ли его триумф или бесславное прозябание — поживем-увидим.
не пропустите!
Где купить книгу «Русский крест»
Все три тома можно приобрести в магазинах «Пресс-маркет»:
- ул. Ленина, 77 (выставочный зал Дома художника);
- ул. Плеханова, 61 (у магазина «Дикси»);
- ул. Глаголева, 3 (ТРЦ «Московский»);
- ул. Московская, 254 (гипермаркет «Линия»).
Цена книги — 149 рублей.
Автор: Александр ЛАПИН.