Скрипка, без тебя жить не могу я...
На минувшей неделе Валя Лацканич, ученица пятого класса, победила в престижном конкурсе в Киеве.
Ученики калужской музыкальной школы № 1 имени Ракова одерживают большие победы. На минувшей неделе Валя ЛАЦКАНИЧ, ученица пятого класса, победила в престижном конкурсе в Киеве.
Каждый год — по конкурсу
В музыкальной школе звучат пока нестройные, но уже вполне уверенные музыкальные отрывки: ученики осваивают инструменты. За одной из дверей урок скрипичной музыки еще не начался. Педагог Татьяна Пирогова ждет свою ученицу — Валю Лацканич. Десятилетняя калужанка Валя недавно заняла первое место на фестивале в Киеве.
— Сегодня модно учиться играть на скрипке — аншлаг в каждом классе. СМИ оказывают большое влияние. Был Рыбак, например, который всех очаровал. Родители, впечатлившись, отдают детей учиться.
— Как же так — отдают, всех подряд разве можно научить музыке?
— Можно. Слух у детей развивается, есть те, кто приходит и плохо слышит, плохо поет, но со временем начинают понимать, слух постепенно разовьется. Понятно, что такие дети не смогут хватать звезд, но инструмент они вполне освоят. Талантливых среди наших детей много. Есть те, кто постоянно участвует в конкурсах. Был даже случай, когда наша ученица Маша Питиримова — очень одаренный ребенок — завоевала первое место в питерском конкурсе и ее пригласили остаться в этом городе, учиться. Маша — большая умница и трудяжка, очень собранная. Я думаю, у нее большое будущее! Ее семья уехала. Валя больше ребенок, но тоже талантлива. Она с шести лет участвует в фестивалях и конкурсах: в Санкт-Петербурге, в Рязани, в Суздале, в Обнинске и вот — в Киеве.
Научить можно и взрослых
— Детям свойственна звездность?
— Некоторым да. Но надо говорить с ними об этом, напоминать, что нужно еще много работать, готовить новую программу, чтобы достойно выступить на следующем конкурсе, что-то узнавать… Если начинаются обиды, я говорю: «Мы для чего встречаемся? Если бы все получалось, я была бы не нужна, вы бы взяли инструмент и заиграли». Они понимают. Потом заканчивают школу, поступают в консерваторию…
— А непосредственно Вале какое будущее пророчите?
— Я не могу сказать. Может получиться как угодно, многое зависит от ее желания, от семьи. Валя играет с 4,5 лет, у нее и родители играют, так что все может быть.
— А взрослые учатся с нуля?
— Да. У нас есть и подростковые группы, и взрослые. Это платно, но не очень дорого. Но лучше, конечно, начинать раньше. Так виртуозно играть, как Ванесса Мэй, например, могут скорее люди, начавшие играть рано. У Вали уже есть сложные произведения, с которыми она в 10 лет хорошо справляется.
Скрипка по душе
Валя заходит в класс со своей скрипкой — обычная девочка в школьной форме.
— Привет! Не тяжело тебе все время носить скрипку?
— Нет, она же легкая!
— Как дела у тебя? Как в школе?
— Все хорошо.
— Как одноклассники относятся к тому, что ты на скрипке играешь?
— Хорошо. Почти все знают. Учителя-то уж точно. Я иногда играю там на концертах. А начала с того, что в четыре года я услышала звучание этого инструмента — по радио или в Интернете, не помню. И мне захотелось попробовать. Я поняла, что мне это по душе. Попросила маму с папой отдать меня в школу, и оказалось, что они и так планировали! Им подсказали педагога — Татьяну Ивановну. Она не строгая, но требовательная.
— Не трудно такой маленькой начинать? Мозоли от струн есть на пальцах?
— Бывают мелкие, но быстро проходят. На коже шеи от скрипки у тех, кто много занимается, есть небольшие повреждения. А начала изучать игру на скрипке я с мамой. Если бы она меня не поддержала, я бы не втянулась. Первую скрипку мне дали в музыкальной школе. Через несколько лет я играла на стипендию в Доме музыки, и директор — он сам скрипач — услышал и подарил мне первую скрипку. Потом я стала участвовать в конкурсах.
Чтобы людям было приятно…
— Страшно было в первый раз выходить на сцену на фестивале?
— Да нет…
Татьяна Ивановна смеется:
— Ты просто была маленькая и не помнишь! Ты так перепугалась, что не могла выйти на сцену, тебя концертмейстер вытолкнул. А после выступления никак не уходила! Концертмейстер уводил тебя за ручку под смех жюри.
— У тебя было красивое платье?
— Да! Я специально готовила два платья для двух дней выступлений! И прическа — бантики. Я там заняла второе место, а первое в тот год никто не получил.
— На конкурсе в Киеве было страшно?
— Нет. Я уже привыкла к сцене. Я была одна из самых младших, в моей номинации выступали еще 16 музыкантов из России и Украины. Я опять специально подбирала платье — жюри ведь и на это смотрит.
— А какую музыку ты слушаешь?
— Классику. Владимир Спиваков, Яша Хейфец… Я немного знаю скрипачей, слушаю их и в концертах тоже. А вот современная музыка мне не очень нравится, но и ее я иногда слушаю — для кругозора.
— Ты хочешь быть профессиональной скрипачкой?
— Да, я вижу для себя музыкальную карьеру. Хочу играть за деньги — в разных странах и разных городах, чтобы людям было приятно слушать.
Татьяна Ивановна — требовательный наставник и добрый друг.
Фото Любови КОРШУНОВОЙ и из личного архива семьи ЛАЦКАНИЧ.
Каждый год — по конкурсу
В музыкальной школе звучат пока нестройные, но уже вполне уверенные музыкальные отрывки: ученики осваивают инструменты. За одной из дверей урок скрипичной музыки еще не начался. Педагог Татьяна Пирогова ждет свою ученицу — Валю Лацканич. Десятилетняя калужанка Валя недавно заняла первое место на фестивале в Киеве.
— Сегодня модно учиться играть на скрипке — аншлаг в каждом классе. СМИ оказывают большое влияние. Был Рыбак, например, который всех очаровал. Родители, впечатлившись, отдают детей учиться.
— Как же так — отдают, всех подряд разве можно научить музыке?
— Можно. Слух у детей развивается, есть те, кто приходит и плохо слышит, плохо поет, но со временем начинают понимать, слух постепенно разовьется. Понятно, что такие дети не смогут хватать звезд, но инструмент они вполне освоят. Талантливых среди наших детей много. Есть те, кто постоянно участвует в конкурсах. Был даже случай, когда наша ученица Маша Питиримова — очень одаренный ребенок — завоевала первое место в питерском конкурсе и ее пригласили остаться в этом городе, учиться. Маша — большая умница и трудяжка, очень собранная. Я думаю, у нее большое будущее! Ее семья уехала. Валя больше ребенок, но тоже талантлива. Она с шести лет участвует в фестивалях и конкурсах: в Санкт-Петербурге, в Рязани, в Суздале, в Обнинске и вот — в Киеве.
Научить можно и взрослых
— Детям свойственна звездность?
— Некоторым да. Но надо говорить с ними об этом, напоминать, что нужно еще много работать, готовить новую программу, чтобы достойно выступить на следующем конкурсе, что-то узнавать… Если начинаются обиды, я говорю: «Мы для чего встречаемся? Если бы все получалось, я была бы не нужна, вы бы взяли инструмент и заиграли». Они понимают. Потом заканчивают школу, поступают в консерваторию…
— А непосредственно Вале какое будущее пророчите?
— Я не могу сказать. Может получиться как угодно, многое зависит от ее желания, от семьи. Валя играет с 4,5 лет, у нее и родители играют, так что все может быть.
— А взрослые учатся с нуля?
— Да. У нас есть и подростковые группы, и взрослые. Это платно, но не очень дорого. Но лучше, конечно, начинать раньше. Так виртуозно играть, как Ванесса Мэй, например, могут скорее люди, начавшие играть рано. У Вали уже есть сложные произведения, с которыми она в 10 лет хорошо справляется.
Скрипка по душе
Валя заходит в класс со своей скрипкой — обычная девочка в школьной форме.
— Привет! Не тяжело тебе все время носить скрипку?
— Нет, она же легкая!
— Как дела у тебя? Как в школе?
— Все хорошо.
— Как одноклассники относятся к тому, что ты на скрипке играешь?
— Хорошо. Почти все знают. Учителя-то уж точно. Я иногда играю там на концертах. А начала с того, что в четыре года я услышала звучание этого инструмента — по радио или в Интернете, не помню. И мне захотелось попробовать. Я поняла, что мне это по душе. Попросила маму с папой отдать меня в школу, и оказалось, что они и так планировали! Им подсказали педагога — Татьяну Ивановну. Она не строгая, но требовательная.
— Не трудно такой маленькой начинать? Мозоли от струн есть на пальцах?
— Бывают мелкие, но быстро проходят. На коже шеи от скрипки у тех, кто много занимается, есть небольшие повреждения. А начала изучать игру на скрипке я с мамой. Если бы она меня не поддержала, я бы не втянулась. Первую скрипку мне дали в музыкальной школе. Через несколько лет я играла на стипендию в Доме музыки, и директор — он сам скрипач — услышал и подарил мне первую скрипку. Потом я стала участвовать в конкурсах.
Чтобы людям было приятно…
— Страшно было в первый раз выходить на сцену на фестивале?
— Да нет…
Татьяна Ивановна смеется:
— Ты просто была маленькая и не помнишь! Ты так перепугалась, что не могла выйти на сцену, тебя концертмейстер вытолкнул. А после выступления никак не уходила! Концертмейстер уводил тебя за ручку под смех жюри.
— У тебя было красивое платье?
— Да! Я специально готовила два платья для двух дней выступлений! И прическа — бантики. Я там заняла второе место, а первое в тот год никто не получил.
— На конкурсе в Киеве было страшно?
— Нет. Я уже привыкла к сцене. Я была одна из самых младших, в моей номинации выступали еще 16 музыкантов из России и Украины. Я опять специально подбирала платье — жюри ведь и на это смотрит.
— А какую музыку ты слушаешь?
— Классику. Владимир Спиваков, Яша Хейфец… Я немного знаю скрипачей, слушаю их и в концертах тоже. А вот современная музыка мне не очень нравится, но и ее я иногда слушаю — для кругозора.
— Ты хочешь быть профессиональной скрипачкой?
— Да, я вижу для себя музыкальную карьеру. Хочу играть за деньги — в разных странах и разных городах, чтобы людям было приятно слушать.
Татьяна Ивановна — требовательный наставник и добрый друг.
Фото Любови КОРШУНОВОЙ и из личного архива семьи ЛАЦКАНИЧ.