Лучше, чем Барби!
В калужском Доме мастеров открылась выставка «Поиграем в куколки. Русская традиционная кукла в реконструкциях и образах Натальи Торбенковой».
В калужском Доме мастеров открылась выставка «Поиграем в куколки. Русская традиционная кукла в реконструкциях и образах Натальи Торбенковой».
Рассматриваю куклы, сделанные Натальей Торбенковой, и ловлю себя на мысли, что мне, взрослому человеку, и правда, хочется поиграть в них. Такие они живые, теплые, добрые. Вот красавица «Желанница», которой к ручкам-палочкам надо привязать ленточку или лоскуток, чтобы куколка желание исполнила. Смешной мужичок по имени Прок с мешочком в руках — оберег семейного достатка. С каждой из этих работ у Натальи Владимировны связана какая-нибудь интересная история. А ее собственная история любви к русской традиционной кукле началась в раннем детстве, когда маленькая Наташа поссорилась с одной из сестер, не поделив с ней пластмассового пупса.
Урок души
— Мне было года три, а сестре — четыре с небольшим. Мы росли в послевоенное время — небогатое и голодное. На трех сестер у нас была одна большая пластмассовая кукла. Это из-за нее мы с сестрой чуть не подрались. Мама в это время как раз топила печку. Она взяла куклу и кинула ее в печь. Потом посадила нас рядом, обняла и сказала: «Смотри, это — вещь. А это — твоя сестра. Она живая. Нельзя менять сестру на вещь». После этих слов мама сняла с плеча кухонное полотенце, свернула его, перевязала шнурком и закрепила «на талии» пестрый лоскут — юбку. Так на моих глазах родилась первая самодельная кукла. Осталось ощущение волшебства и чуда. А с сестрой мы с тех пор практически не ссорились. Это был урок души для нас на всю жизнь.
В огне не горят
Свою первую куклу Наталья Владимировна сделала, когда ей было лет шесть. Но всерьез увлечение русской традиционной куклой началось много позже — в 1996 году, когда выросли и разъехались дети и внезапно образовалось свободное время.
— Сначала я делала в основном авторских кукол, русских традиционных среди них немного было. Эти куклы «жили» у меня на работе. Оттуда переехали ко мне домой. А потом народный мастер Римма Яковлевна Тарасова предложила мне сделать выставку в «Домашней академии». Гостили мои куклы там месяца три, и вдруг в здании случился пожар. Огонь уничтожил почти все рукоделие, какое было на выставке. А из моих кукол ни одна не погибла! Повезло. Позже я подарила эту свою первую коллекцию — около 120 работ — Музею кукол Обнинского педагогического центра. Там она и хранится сейчас.
Загадка Богородицы
— Я познакомилась с известными в России мастерами и поняла: мой опыт фольклорных экспедиций и поездок по области в 80-х годах, когда я работала в сфере культуры, может быть ценен. И стала заниматься русской традиционной куклой. Восстановила по памяти и описаниям нескольких кукол, встретившихся мне в жизни. Одной из первых моих реконструкций была «Покровская». Впервые я увидела эту куклу в 1983 году в селе Бабынинского района. Она была сделана на крестовине, к туловищу крепко примотан запеленутый младенец. И при этом кукла была в фате! Мысль о несуразности — с младенцем и в фате! — никак не давала мне покоя. Однажды разговорилась со своей 80-летней соседкой: «Как же такое может быть?» А она: «Не фата это, а покров, как у Богородицы». Тут все и сошлось! Ведь то село в Бабынинском районе и называлось Покров! Как сама не додумалась?
Еще раньше на одном из семинаров узнала об орловской кукле «Орловская мадонна» — мать с младенцем одной шалью укутаны. Сказали, что игровая. А мне почему-то не верилось. Таился в ней какой-то очень глубокий смысл. Недавно мне православная икона встретилась — «Прибавление ума». Посмотрела на нее и вижу: уж очень «Орловская мадонна» на нее похожа — в единый плащ на иконе Богородица с Иисусом завернуты. Стала читать описание иконы в Википедии и узнала, что списана она со статуи Мадонны в итальянском городе Лорето. Вот и еще одна разгадка.
А прошлым летом в электричке разговорилась с пожилой попутчицей, поделилась с ней мыслями о том, что в русской традиционной кукле есть богородичные мотивы. И она мне отвечает: «Конечно! У нас в деревне в Тверской области каждый год делали куклу, которая называлась «Рождество Богородицы». И подробно мне о ней рассказала. А я записала и сделала ее. Так в моей экспозиции появился раздел, который я назвала «Богородичные мотивы».
Добрыми руками
— На изготовление одной куклы уходит день. Если я начала ее сегодня делать, то сегодня же должна и закончить, пусть и глубокой ночью! Когда делаю куклу, могу не пить и не есть — не до того. Конечно, стараюсь, чтобы кукла была сделана в старинной традиции, но всегда привношу в нее что-то свое.
Своим мастерством Наталья Торбенкова охотно делится со школьниками и воспитанниками детских домов. Делать хороших добрых кукол учатся и две ее внучки — Вика и Сашенька.
— Они живут в Обнинске, у меня бывают на каникулах. Когда приезжают, сразу: «Бабушка, а кукол будем делать?» Однажды моих девочек журналисты с телевидения пытали: «А почему вам эти куклы нравятся больше, чем Барби?» А внучки отвечают: «Барби делают на заводе машины, у которых нет души. А эти куклы мастерят люди добрыми руками. Они теплые и мягкие!»
Прикоснуться к счастью
Ощущение после общения с Натальей Торбенковой и ее куклами — как будто в сказке побывала! И я, конечно, вернусь в нее снова, но уже не одна, а со своими дочками. Пусть и они увидят добрые игрушки, в которые играли наши далекие предки. Выставка продлится до 30 ноября, а потом работы Натальи Владимировны разъедутся по частным коллекциям. Куклы Натальи Торбенковой живут в Австралии, Америке, Швеции, Германии и во Франции. А пока еще есть возможность увидеть всех их вместе в Калуге. И украдкой подержаться за мешочек мужичка Прока. На счастье.
Наталья Торбенкова реконструировала около десятка русских традиционных кукол.
И теперь их делают мастера по всей России.
Кукла «Рождество Богородицы» — одна из недавних находок Натальи Торбенковой.
Мужичок по имени Прок — в русской мифологии оберег семейного достатка.
Считалось: если потереть его волшебный мешочек, то в делах будет сопутствовать удача.
Кукла «Калужская городская».
Рассматриваю куклы, сделанные Натальей Торбенковой, и ловлю себя на мысли, что мне, взрослому человеку, и правда, хочется поиграть в них. Такие они живые, теплые, добрые. Вот красавица «Желанница», которой к ручкам-палочкам надо привязать ленточку или лоскуток, чтобы куколка желание исполнила. Смешной мужичок по имени Прок с мешочком в руках — оберег семейного достатка. С каждой из этих работ у Натальи Владимировны связана какая-нибудь интересная история. А ее собственная история любви к русской традиционной кукле началась в раннем детстве, когда маленькая Наташа поссорилась с одной из сестер, не поделив с ней пластмассового пупса.
Урок души
— Мне было года три, а сестре — четыре с небольшим. Мы росли в послевоенное время — небогатое и голодное. На трех сестер у нас была одна большая пластмассовая кукла. Это из-за нее мы с сестрой чуть не подрались. Мама в это время как раз топила печку. Она взяла куклу и кинула ее в печь. Потом посадила нас рядом, обняла и сказала: «Смотри, это — вещь. А это — твоя сестра. Она живая. Нельзя менять сестру на вещь». После этих слов мама сняла с плеча кухонное полотенце, свернула его, перевязала шнурком и закрепила «на талии» пестрый лоскут — юбку. Так на моих глазах родилась первая самодельная кукла. Осталось ощущение волшебства и чуда. А с сестрой мы с тех пор практически не ссорились. Это был урок души для нас на всю жизнь.
В огне не горят
Свою первую куклу Наталья Владимировна сделала, когда ей было лет шесть. Но всерьез увлечение русской традиционной куклой началось много позже — в 1996 году, когда выросли и разъехались дети и внезапно образовалось свободное время.
— Сначала я делала в основном авторских кукол, русских традиционных среди них немного было. Эти куклы «жили» у меня на работе. Оттуда переехали ко мне домой. А потом народный мастер Римма Яковлевна Тарасова предложила мне сделать выставку в «Домашней академии». Гостили мои куклы там месяца три, и вдруг в здании случился пожар. Огонь уничтожил почти все рукоделие, какое было на выставке. А из моих кукол ни одна не погибла! Повезло. Позже я подарила эту свою первую коллекцию — около 120 работ — Музею кукол Обнинского педагогического центра. Там она и хранится сейчас.
Загадка Богородицы
— Я познакомилась с известными в России мастерами и поняла: мой опыт фольклорных экспедиций и поездок по области в 80-х годах, когда я работала в сфере культуры, может быть ценен. И стала заниматься русской традиционной куклой. Восстановила по памяти и описаниям нескольких кукол, встретившихся мне в жизни. Одной из первых моих реконструкций была «Покровская». Впервые я увидела эту куклу в 1983 году в селе Бабынинского района. Она была сделана на крестовине, к туловищу крепко примотан запеленутый младенец. И при этом кукла была в фате! Мысль о несуразности — с младенцем и в фате! — никак не давала мне покоя. Однажды разговорилась со своей 80-летней соседкой: «Как же такое может быть?» А она: «Не фата это, а покров, как у Богородицы». Тут все и сошлось! Ведь то село в Бабынинском районе и называлось Покров! Как сама не додумалась?
Еще раньше на одном из семинаров узнала об орловской кукле «Орловская мадонна» — мать с младенцем одной шалью укутаны. Сказали, что игровая. А мне почему-то не верилось. Таился в ней какой-то очень глубокий смысл. Недавно мне православная икона встретилась — «Прибавление ума». Посмотрела на нее и вижу: уж очень «Орловская мадонна» на нее похожа — в единый плащ на иконе Богородица с Иисусом завернуты. Стала читать описание иконы в Википедии и узнала, что списана она со статуи Мадонны в итальянском городе Лорето. Вот и еще одна разгадка.
А прошлым летом в электричке разговорилась с пожилой попутчицей, поделилась с ней мыслями о том, что в русской традиционной кукле есть богородичные мотивы. И она мне отвечает: «Конечно! У нас в деревне в Тверской области каждый год делали куклу, которая называлась «Рождество Богородицы». И подробно мне о ней рассказала. А я записала и сделала ее. Так в моей экспозиции появился раздел, который я назвала «Богородичные мотивы».
Добрыми руками
— На изготовление одной куклы уходит день. Если я начала ее сегодня делать, то сегодня же должна и закончить, пусть и глубокой ночью! Когда делаю куклу, могу не пить и не есть — не до того. Конечно, стараюсь, чтобы кукла была сделана в старинной традиции, но всегда привношу в нее что-то свое.
Своим мастерством Наталья Торбенкова охотно делится со школьниками и воспитанниками детских домов. Делать хороших добрых кукол учатся и две ее внучки — Вика и Сашенька.
— Они живут в Обнинске, у меня бывают на каникулах. Когда приезжают, сразу: «Бабушка, а кукол будем делать?» Однажды моих девочек журналисты с телевидения пытали: «А почему вам эти куклы нравятся больше, чем Барби?» А внучки отвечают: «Барби делают на заводе машины, у которых нет души. А эти куклы мастерят люди добрыми руками. Они теплые и мягкие!»
Прикоснуться к счастью
Ощущение после общения с Натальей Торбенковой и ее куклами — как будто в сказке побывала! И я, конечно, вернусь в нее снова, но уже не одна, а со своими дочками. Пусть и они увидят добрые игрушки, в которые играли наши далекие предки. Выставка продлится до 30 ноября, а потом работы Натальи Владимировны разъедутся по частным коллекциям. Куклы Натальи Торбенковой живут в Австралии, Америке, Швеции, Германии и во Франции. А пока еще есть возможность увидеть всех их вместе в Калуге. И украдкой подержаться за мешочек мужичка Прока. На счастье.
Наталья Торбенкова реконструировала около десятка русских традиционных кукол.
И теперь их делают мастера по всей России.
Кукла «Рождество Богородицы» — одна из недавних находок Натальи Торбенковой.
Мужичок по имени Прок — в русской мифологии оберег семейного достатка.
Считалось: если потереть его волшебный мешочек, то в делах будет сопутствовать удача.
Кукла «Калужская городская».
досье «КП»
Наталья Торбенкова — журналист, социолог, психолог, известный в России мастер русской народной куклы. Реконструировала около десятка русских традиционных кукол, в их числе — «Покровская», «Желанница», «Рождество Богородицы», игровые «Гамаюнка», «Калужская городская» и другие. На выставке «Поиграем в куколки» представлены три направления творчества Натальи Торбенковой: «Обереговая кукла» с разделом «Богородичные мотивы», «Игровая традиционная кукла» и «Кукла-костюм, кукла-сувенир» (авторская кукла на основе традиционных технологий).
Наталья Торбенкова — журналист, социолог, психолог, известный в России мастер русской народной куклы. Реконструировала около десятка русских традиционных кукол, в их числе — «Покровская», «Желанница», «Рождество Богородицы», игровые «Гамаюнка», «Калужская городская» и другие. На выставке «Поиграем в куколки» представлены три направления творчества Натальи Торбенковой: «Обереговая кукла» с разделом «Богородичные мотивы», «Игровая традиционная кукла» и «Кукла-костюм, кукла-сувенир» (авторская кукла на основе традиционных технологий).
Фото Любови КОРШУНОВОЙ.