Найдено «Свидетельство о рождении» Калуги?
Калужский краевед Валерий Продувнов продолжает искать новые факты об истории возникновения нашего города.
Калужский краевед Валерий ПРОДУВНОВ продолжает искать новые факты об истории возникновения нашего города.
Я уже неоднократно писал на тему «утверждения» даты первого официального упоминания нашего города в исторических документах. Напомню, что таким документом было «назначено» письмо-жалоба («питтакий») великого князя Литовского Ольгерда на «московитского» князя Дмитрия константинопольскому патриарху Филофею.
Я не собираюсь вновь открывать дискуссию о справедливости или ошибочности признания 1371 года началом отсчета истории нашего города, а хочу поговорить о самом документе.
* * *
Уважаемые читатели, не кажется ли вам странным, что данный артефакт, согласно ссылке на который отмечали 600-летие Калуги в 1971 году, а теперь планируют отпраздновать и 650-летие, до сих пор НИКТО из современных калужских историков, я уж не говорю о представителях власти, как говорится, «живьем» никогда не видел?
Все ссылки опираются на несколько публикаций. Напомню: это перевод документа, сделанный Дмитрием Васильевичем Григоровичем и опубликованный в «Журнале народного образования» (№ 6, 1847 год), его перепечатка в «Памятниках древнерусского канонического права» (часть I, СПб., 1880 г.). И его повторное издание в 1908-м.
Простым калужанам этот документ памятен по публикации его фрагмента в сборнике документов «Калужский край. Книга I.» (1976 г.).
Полный текст письма был опубликован протопресвитером Православной церкви в Америке Иоанном Феофиловичем Мейендорфом (1926–1992) в труде «Византия и Московская Русь» (Париж, 1990 г.).
Думаю, местонахождение письма Ольгерда интересовало многих историков, но они, как и ваш покорный слуга, многие годы «топтались у глухой стены».
Не так давно один любитель нашей истории проникся «пониманием данной проблемы» и подключился к поискам.
Михаилу Юрьевичу Остапенко удалось найти сам документ и узнать о его «исторических приключениях». По его словам, архив византийских патриархов был вывезен в Европу еще во второй половине XV века венецианцами. Скорее всего, это было сделано потому, что слишком агрессивно по отношению к Костантинополю стала вести себя Турция, а это привело в конце концов к захвату в 1453 году столицы Византии. Документы оказались во Франции, а приблизительно с 1790-х годов — на территории современной Австрии. Возможно, потому, что долгие годы Италия (Священная Римская империя) входила в состав Австрийской империи. А может, архивы вывезли подальше от императора Наполеона. Далее следы этого архива терялись…
Архив патриархов Второго Рима уже многие десятилетия хранится в одном удивительно красивом замке небольшого европейского государства, которое даже не имеет общей границы с Австрией. Интересующий нас документ, написанный на венецианской папирусной бумаге, сохранился практически в идеальном состоянии. Он находится в одной из многочисленных папок с другими документами, объединенных общим заглавием «Лето 1370-го — сентябрь 1371 года». И не факт, что нужный нам документ — с упоминанием Калуги — в этом архиве единственный.
Стоит заметить, что за последние полтора века, судя по сопроводительной карточке, письмом Ольгерда интересовались всего четыре раза. И вот, в 2013-м, его вновь коснулась рука россиянина.
Перевод с древнегреческого, как я уже говорил, сделан в 1990 году Иоанном Мейендорфом, и сегодня читатели могут с ним ознакомиться.
А факсимиле этого старинного манускрипта калужане, возможно, смогут увидеть не ранее 2015 года. Увы, таковы условия европейских владельцев древнего архива.
* * *
Судя по строкам документа, «московитяне» начали «прибирать» себе земли еще в середине 60-х годов XIV века и поход Ольгерда к Москве в 1368 году был «ответом» на их действия. Резонно предположить, что Калуга УЖЕ существовала в 1368 году.
Просматривается весьма определенная роль митрополита Киевского Алексия, который «освобождал от клятв верности» Ольгерду тех князей, которые «целовали крест перед святыми образами» и подписывали договоры не с Москвой. Более того, сохранился документ, где Алексий «отлучал от церкви» тех князей, которые не хотели воевать с Ольгердом.
Иоанн Мейендорф впервые опубликовал полный
текст письма в 1990 году.
Один из первых переводчиков документа Дмитрий
Васильевич Григорович.
Грамота литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею с жалобами на митрополита Алексия и с просьбою поставить особого митрополита для Киева, Смоленска, Малой Руси, Новосиля, Твери и Нижнего Новгорода.
«От царя литовского Ольгерда к патриарху поклон. Прислал ты ко мне грамоту с [человеком] моим Феодором, что митрополит [Алексий] * жалуется тебе на меня, говорит так: «Царь Ольгерд напал на нас». Не я начал нападать, они сперва начали нападать, и крестного целования, что имели ко мне, не сложили, и клятвенных грамот ко мне не отослали. Нападали на меня девять раз и шурина моего князя Михаила [тверского] клятвенно зазвали к себе, и митрополит снял с него страх, чтобы ему прийти и уйти по своей воле, но его схватили. И зятя моего нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли; напали на зятя моего, новосильского князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, не сложив клятвы, которую имели к ним. Против своего крестного целования взяли у меня города: Ржеву, Сишку, Гудин, Осечен, Горышено, Рясну, Луки, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липицу, Тесов, Хлепен, Фомин городок, Березуеск, Калугу, Мценеск. А то все города, и все их взяли, и крестного целования не сложили, ни клятвенных грамот не отослали. И мы, не стерпя всего того, напали на них самих, а если не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их.
По твоему благословению митрополит и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! Благословляет московитян на пролитие крови и ни к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. И кто поцелует крест ко мне и убежит к ним, митрополит снимает с него крестное целование. Бывает ли такое дело на свете, чтобы снимать крестное целование? Иван Козельский, слуга мой, целовал крест ко мне с своею матерью, братьями, женою и детьми, что он будет у меня, и он, покинув мать, братьев, жену и детей, бежал, и митрополит Алексий снял с него крестное целование. Иван Вяземский целовал крест, и бежал, и порук выдал, и митрополит Алексий снял с него крестное целование. Нагубник Василий целовал крест при епископе, и епископ был за него поручителем, и он выдал епископа в поруке и бежал, и митрополит снял с него крестное целование. И многие другие бежали, и он всех их разрешает от клятвы, то есть от крестного целования.
Митрополиту следовало благословлять московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет к нам: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль и Нижний Новгород!»
*Алексий — митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378). В миру — сын черниговского боярина Федора Бяконта Елевферий-Симеон Федорович Бяконт.
Я уже неоднократно писал на тему «утверждения» даты первого официального упоминания нашего города в исторических документах. Напомню, что таким документом было «назначено» письмо-жалоба («питтакий») великого князя Литовского Ольгерда на «московитского» князя Дмитрия константинопольскому патриарху Филофею.
Я не собираюсь вновь открывать дискуссию о справедливости или ошибочности признания 1371 года началом отсчета истории нашего города, а хочу поговорить о самом документе.
* * *
Уважаемые читатели, не кажется ли вам странным, что данный артефакт, согласно ссылке на который отмечали 600-летие Калуги в 1971 году, а теперь планируют отпраздновать и 650-летие, до сих пор НИКТО из современных калужских историков, я уж не говорю о представителях власти, как говорится, «живьем» никогда не видел?
Все ссылки опираются на несколько публикаций. Напомню: это перевод документа, сделанный Дмитрием Васильевичем Григоровичем и опубликованный в «Журнале народного образования» (№ 6, 1847 год), его перепечатка в «Памятниках древнерусского канонического права» (часть I, СПб., 1880 г.). И его повторное издание в 1908-м.
Простым калужанам этот документ памятен по публикации его фрагмента в сборнике документов «Калужский край. Книга I.» (1976 г.).
Полный текст письма был опубликован протопресвитером Православной церкви в Америке Иоанном Феофиловичем Мейендорфом (1926–1992) в труде «Византия и Московская Русь» (Париж, 1990 г.).
Думаю, местонахождение письма Ольгерда интересовало многих историков, но они, как и ваш покорный слуга, многие годы «топтались у глухой стены».
Не так давно один любитель нашей истории проникся «пониманием данной проблемы» и подключился к поискам.
Михаилу Юрьевичу Остапенко удалось найти сам документ и узнать о его «исторических приключениях». По его словам, архив византийских патриархов был вывезен в Европу еще во второй половине XV века венецианцами. Скорее всего, это было сделано потому, что слишком агрессивно по отношению к Костантинополю стала вести себя Турция, а это привело в конце концов к захвату в 1453 году столицы Византии. Документы оказались во Франции, а приблизительно с 1790-х годов — на территории современной Австрии. Возможно, потому, что долгие годы Италия (Священная Римская империя) входила в состав Австрийской империи. А может, архивы вывезли подальше от императора Наполеона. Далее следы этого архива терялись…
Архив патриархов Второго Рима уже многие десятилетия хранится в одном удивительно красивом замке небольшого европейского государства, которое даже не имеет общей границы с Австрией. Интересующий нас документ, написанный на венецианской папирусной бумаге, сохранился практически в идеальном состоянии. Он находится в одной из многочисленных папок с другими документами, объединенных общим заглавием «Лето 1370-го — сентябрь 1371 года». И не факт, что нужный нам документ — с упоминанием Калуги — в этом архиве единственный.
Стоит заметить, что за последние полтора века, судя по сопроводительной карточке, письмом Ольгерда интересовались всего четыре раза. И вот, в 2013-м, его вновь коснулась рука россиянина.
Перевод с древнегреческого, как я уже говорил, сделан в 1990 году Иоанном Мейендорфом, и сегодня читатели могут с ним ознакомиться.
А факсимиле этого старинного манускрипта калужане, возможно, смогут увидеть не ранее 2015 года. Увы, таковы условия европейских владельцев древнего архива.
* * *
Судя по строкам документа, «московитяне» начали «прибирать» себе земли еще в середине 60-х годов XIV века и поход Ольгерда к Москве в 1368 году был «ответом» на их действия. Резонно предположить, что Калуга УЖЕ существовала в 1368 году.
Просматривается весьма определенная роль митрополита Киевского Алексия, который «освобождал от клятв верности» Ольгерду тех князей, которые «целовали крест перед святыми образами» и подписывали договоры не с Москвой. Более того, сохранился документ, где Алексий «отлучал от церкви» тех князей, которые не хотели воевать с Ольгердом.
Иоанн Мейендорф впервые опубликовал полный
текст письма в 1990 году.
Один из первых переводчиков документа Дмитрий
Васильевич Григорович.
Грамота литовского князя Ольгерда к патриарху Филофею с жалобами на митрополита Алексия и с просьбою поставить особого митрополита для Киева, Смоленска, Малой Руси, Новосиля, Твери и Нижнего Новгорода.
«От царя литовского Ольгерда к патриарху поклон. Прислал ты ко мне грамоту с [человеком] моим Феодором, что митрополит [Алексий] * жалуется тебе на меня, говорит так: «Царь Ольгерд напал на нас». Не я начал нападать, они сперва начали нападать, и крестного целования, что имели ко мне, не сложили, и клятвенных грамот ко мне не отослали. Нападали на меня девять раз и шурина моего князя Михаила [тверского] клятвенно зазвали к себе, и митрополит снял с него страх, чтобы ему прийти и уйти по своей воле, но его схватили. И зятя моего нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли; напали на зятя моего, новосильского князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, не сложив клятвы, которую имели к ним. Против своего крестного целования взяли у меня города: Ржеву, Сишку, Гудин, Осечен, Горышено, Рясну, Луки, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липицу, Тесов, Хлепен, Фомин городок, Березуеск, Калугу, Мценеск. А то все города, и все их взяли, и крестного целования не сложили, ни клятвенных грамот не отослали. И мы, не стерпя всего того, напали на них самих, а если не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их.
По твоему благословению митрополит и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! Благословляет московитян на пролитие крови и ни к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. И кто поцелует крест ко мне и убежит к ним, митрополит снимает с него крестное целование. Бывает ли такое дело на свете, чтобы снимать крестное целование? Иван Козельский, слуга мой, целовал крест ко мне с своею матерью, братьями, женою и детьми, что он будет у меня, и он, покинув мать, братьев, жену и детей, бежал, и митрополит Алексий снял с него крестное целование. Иван Вяземский целовал крест, и бежал, и порук выдал, и митрополит Алексий снял с него крестное целование. Нагубник Василий целовал крест при епископе, и епископ был за него поручителем, и он выдал епископа в поруке и бежал, и митрополит снял с него крестное целование. И многие другие бежали, и он всех их разрешает от клятвы, то есть от крестного целования.
Митрополиту следовало благословлять московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет к нам: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль и Нижний Новгород!»
*Алексий — митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378). В миру — сын черниговского боярина Федора Бяконта Елевферий-Симеон Федорович Бяконт.