Не война, а войнушка
Наши корреспонденты побывали на премьере фильма «Сталинград» и поделились своими впечатлениями от фильма.
10 октября 2013 года в российский прокат вышла военная драма «Сталинград» Федора Бондарчука (дистрибьютер — компания WDSSPR). И сразу с чьей-то легкой руки стала претендентом от России на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Наши корреспонденты побывали на премьере и поделились своими впечатлениями от фильма.
Старшее поколение: Александр ФАЛАЛЕЕВ Новая версия «9 роты» в стиле «Коламбии пикчерз» Смотреть «Сталинград» было легко и нескучно. Местами фильм впечатление на меня произвел. А в общем и целом, по-моему, я посмотрел какую-то смесь фильма и компьютерной игры. Что касается сюжета, я бы сказал так: это фильм о любви во время войны, снятый в стиле «Аватара». Во время просмотра картина вызывала у меня смешанные чувства. То наворачивалась слеза, то увлекала сюжетная линия, то одолевала досада по поводу игрушечных танков и компьютерных спецэффектов — к месту и не к месту. А порой вообще казалось, что это обычная компьютерная игрушка. А вот игра российских актеров, в отличие от компьютерных спецэффектов, мне понравилась. Но и она с течением времени померкла перед потрясающе тонким исполнением Томасом Кречманном роли немецкого офицера. Так было обидно, что добротную актерскую работу полностью убивали какие-то мультяшные декорации и взрывы-фейерверки. Человеческая драма стараниями артистов очень даже впечатлила. И закадровое повествование самого режиссера было в тему и помогало прочувствовать сюжетную линию. И финальная песня — пронзительная «Легенда» Цоя в исполнении Земфиры — тоже вызвала у меня щемящее чувство. Потом уже, когда я стал спрашивать себя, кто же главный герой, пришел к выводу, что им стал в конце концов немецкий офицер. Он на самом деле — реальный герой: взорвал топливо — и вся наступающая советская дивизия сгорела. А потом победил нашего разведчика. Его роман с русской красавицей-блондинкой порой вообще затмевал любовную историю советских героев. И каким благородным оказался — не убил нашего советского героя в спину. Финальная же дуэль напомнила мексиканские страсти. Да! Под конец фильма меня стал мучить вопрос, а с кем же все-таки была любовь у 19‑летней героини? С одним из пятерых «отцов» она подержалась за руки, с другим поцеловалась, с третьим посидела на диване. Все погибли. От кого же тогда у нее родился ребенок (он уже взрослый, сотрудник МЧС, голосом Бондарчука за кадром комментирует нам всю эту историю)? Если бы сам Федор Сергеевич не сказал, что мать дала ему ту же фамилию, что носил его отец, то идентифицировать личность отца было бы невозможно. И когда они это успели сделать? Тоже не понятно. Этакая Богоматерь. Если режиссер просто хотел заставить зрителей сопереживать героям и восхищаться подвигами дедов, то это ему удалось. Несмотря на чрезмерно пафосные заключительные слова. Так или иначе, но с такими гениальными фильмами, как «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Иди и смотри» Элема Климова и «Спасти рядового Райана» Спилберга, «Сталинград» Федора Бондарчука ни в какое сравнение не идет. Это второсортный многобюджетный фильм. Домой я возвращался в состоянии разочарования. А когда узнал, что на все это примитивное компьютерное зрелище боевых действий потрачено 30 млн. долларов (в Интернете пишут, что только на возведение и оформление декораций ушло $ 4 млн.), хотелось воскликнуть: «Не может быть! Где деньги?! Это же полный абсурд и форменное надувательство!» | Молодое поколение: Александра ПЕТРУХИНА Хорошее кино, которое могло быть и без войны Обычно я не хожу в кинотеатры, да и вообще мало смотрю кино. Но сходить на «Сталинград» было надо. Яркая реклама, много разговоров, упоминание об «Оскаре». Да и патриотические чувства: деды у меня в силу возраста на войне не были, а вот прадедов она коснулась. Один пал под Ржевом, другой в 40-х был кадровым офицером, подорвался на мине, и его комиссовали в 1944-м в звании капитана — израненного и без ноги. В общем, в моей семье, как, наверное, во всех, равнодушно ни к Великой Отечественной, ни к Сталинграду относиться не могут. И я пошла. Предчувствуя, что российское коммерческое кино не обойдется без ненужных спецэффектов и «пластмассовых» актеров, я приготовилась к критике. Уже в первые 20 минут стало понятно, что не ошиблась. Начинается все с кошмарной стрельбы, смертей, пожаров и криков. Мне как человеку с неатрофированной психикой выдержать это жестокое начало было тяжело. Хотела уйти, но, если бы сделала это, возможно, потом пожалела бы. После этих первых 20 минут кино и началось. Уже нормальное, без перегибов в сторону «Чистилища», но смотреть его в 3D, во всяком случае, калужского качества я бы не советовала. Меня не покидало ощущение компьютерной игры, в какие-то моменты здания становились совершенно плоскими, их края обрывались и таяли в пространстве. Зола, которая должна была натуралистично лететь на телезрителей, была вообще мультипликационной. Зато сценарий — очень приятный, в несколько наивном духе советского кино, по которому российский кинематограф так соскучился. Когда в кадре появилась прекрасная анимэшная девушка Катя, чертами лица, манерами и стилем разговора повторяющая Настеньку из «Морозко», повеяло теплом и стало понятно, что никакого обещанного сожительства дамы с пятью вояками не будет. И правда. Даже в кадрах с похожей на солистку «ВИА Гры» второй героиней — Машей — все было пристойно. Разве что после изнасилования немецким офицером девушка страдала, изогнувшись, как вся современная эстрада во время исполнения «Боже, какой мужчина!». А так — вполне приличный фильм про войну и любовь, не лишенный сентиментальности, вызывающий слезу. Можно посмотреть по телевизору без 3D-эффекта. А вообще, легкая, красивая любовная линия, которая должна была вписаться в военную летопись, могла бы вписаться в любую другую летопись, не надо было для этого замахиваться на сам Сталинград. Повальное увлечение съемками фильмов на тему Великой Отечественной только обесценивает память о тех событиях, выводя переживания в сердце каждого в тираж. Кажется, что лучше, чем в Советском Союзе, уже никто и никогда не снимет достойного фильма про ту войну. А это повсеместное смешивание страшных событий с коммерческим кинематографом больше похоже на прививку от патриотизма. Как бы не получилось, что бесконечные интерпретации, упоминания и обыгрывания не дали именно такого эффекта. |