Директора школ сбегали с уроков и жгли портфели однокашников
Накануне Дня учителя мы встретились с руководителями образовательных учреждений Калуги.
Накануне Дня учителя мы встретились с руководителями образовательных учреждений Калуги и попросили их поделиться с нами школьными воспоминаниями.
В детстве директора школ казались мне небожителями. Мы относились к ним с уважением вперемешку со страхом. Оказаться «на ковре» у директора было самым суровым наказанием. Я впервые побывала там, когда училась в 4‑м классе. Одна учительница застукала меня в тот момент, когда я, будучи дежурной, протирала тряпочкой лысину бюста Ленина. Он стоял в рекреации, «закрепленной» за нашим классом. Однако учительнице мои действия показались возмутительными, и она повела меня в кабинет директора. Не помню, ругал он меня или нет, но от стыда и страха хотелось провалиться сквозь землю. После этого случая я даже подумывала о том, чтобы бросить школу.
Повзрослев, я с удивлением обнаружила, что директора школ — такие же люди, как все остальные. А еще они тоже были детьми, которые хулиганили, получали двойки и даже прогуливали уроки!
Сбежала с классом с урока
Оксана МИЛОВАНОВА, директор средней школы № 13:
— Я родилась и выросла в Калуге. Училась в 10‑й школе, в которую потом, после окончания университета, пришла работать учителем русского языка и литературы. Ученицей я была отнюдь не идеальной, могла и нашкодить. Один из самых запоминающихся случаев произошел классе в 7‑м или 8‑м. Мы с одноклассниками решили прогулять урок. С какого предмета сбежали, уже не помню. Зато помню, как потом учителя объясняли нам, что больше так делать не стоит. Завуч записала всем замечания в дневники и велела отдать на подпись родителям, чтобы те были в курсе нашего плохого поведения. На следующий день она решила проверить, было ли это требование выполнено. А я тогда сидела за одной партой с сыном завуча. И вот она подходит к нам, открывает его дневник, а подписи рядом со вчерашним замечанием нет! Глядя на свою же запись, учительница спрашивает: «Где подпись твоих родителей?!» Одноклассник в недоумении поднимает на нее глаза, мол, мам, ты чего? Она в ответ: «А что, у тебя отца, в конце концов, нет?!» Мы до сих пор со смехом вспоминаем этот случай.
Педагогом я стала, наверное, под влиянием тех учителей, которые встретились мне в жизни. Среди них — моя первая учительница Галина Анатольевна Пелисова. Она научила меня тому, что на детей никогда нельзя повышать голос.
Вторым определяющим человеком для меня стала Эмма Михайловна Никитяева. Она вела у нас русский язык и литературу. К сожалению, ее уже нет в живых. Это была удивительно красивая и гармоничная женщина. Надеюсь, что мне удается совмещать в себе ценные качества моих любимых учительниц.
Ученица 1-го класса средней школы № 10 г. Калуги Оксана Милованова.
Мечтал стать актером
Александр РАХАЕВ, директор гимназии № 19:
— Я потомственный калужанин, учился в школе № 2. Мою первую учительницу звали Антонина Гавриловна Грачева. Я был хорошим средним учеником. Про меня говорили: способный, но ленивый. Всю жизнь учил только то, что мне было интересно: историю, географию и биологию. До 9‑го класса очень любил литературу, но потом пришел другой учитель, который отбил у меня любовь к этому предмету. А до 9‑го класса литературу у нас вела Татьяна Прохоровна Фанаскова. Она мне очень нравилась! Татьяна Прохоровна просто фонтанировала идеями. Создала у нас в классе драмкружок, и я участвовал в нем. Возможно, с этого и началась моя любовь к театру. Татьяна Прохоровна учила нас пересказывать тексты литературных классиков. Как-то на уроке я наизусть выразительно читал рассказ Чехова «Пересолил». Класс вместе с Татьяной Прохоровной очень смеялся!
У меня было желание стать актером, но боялся, что не поступлю. Поэтому после школы пошел на биолого-химический факультет в Калужский педагогический институт.
Еще у нас была великолепная учительница истории — Лидия Васильевна Попова. К сожалению, она уже умерла. На каждом уроке Лидия Васильевна выкраивала несколько минут, чтобы почитать нам книгу «Сказки о цветах». И этих пяти минут мы ждали весь урок. Это было чудо!
В плане поведения я был разным, меня называли: «баловной мальчик». Но вот «на ковер» к директору школы меня не вызывали никогда. Зато однажды родителей пригласили на беседу с учителем. Это случилось уже в средней школе. Я тогда сильно влюбился и совсем скатился в плане учебы. Мама несколько раз приходила в школу, вместе с учителями убеждала меня взяться за ум. В итоге во втором полугодии я «подтянулся» и закончил 9‑й класс очень неплохо.
Александр Рахаев в 10-м классе.
Что такое Тируванантапурам?
Григорий КРУЧЕНКОВ, директор школы № 25:
— До 8‑го класса я учился в 13‑й школе. Тогда она находилась в Доме Шамиля на улице Пушкина и была восьмилетней. 9‑й и 10‑й классы я заканчивал уже в школе № 5. Первую мою учительницу звали Александра Михайловна Калакутина. Фантастическая женщина, просто вторая мама! Будучи мальчишкой, подарил ей свою фотографию, а на обороте написал: «Александре Михайловне от ученика Гриши». Много лет спустя, когда уже занимался поисковой работой, во время одного из походов познакомился с руководителем группы разминирования МЧС Виталием Ратмировичем Федоровым. Он мне говорит: «Хочешь, покажу одну фотографию?» И дает тот самый снимок с подписью, подаренный много лет назад Александре Михайловне. Оказалось, Виталий Ратмирович — зять моей любимой учительницы. Она рассказывала обо мне, и он решил меня вот таким образом удивить.
В школе я очень увлекался химией. У меня дома на чердаке была целая лаборатория! Каким-то образом находил химические препараты, смешивал их друг с другом. Частенько у меня что-то лопалось, взрывалось, поджигалось. Родители не ругались. Они в этом смысле были феноменальные — моим увлечениям всегда давали «зеленую улицу».
Еще любил географию и историю. Мне достаточно было послушать учителя. У меня дома на стене висела политическая карта мира, и я знал наизусть практически все страны. Мы с моим другом-одноклассником Костей Лебедевым играли в такую игру: один называет город, другой ищет его на карте. И вот однажды Костя дал мне задание: найти город под названием Тируванантапурам. Искал его целую неделю, исшарил всю карту! Оказалось, этот городок находится на самой южной оконечности Индии. Сейчас он называется Тривандрам. Когда я уже работал в школе директором и ребята сдавали экзамены в традиционной форме, то любил давать им это задание на географии. Учительница про это знала и на консультации предупреждала: «Придет директор и попросит вас найти вот такой город». Так что в нашей школе почти все дети знали, что такое Тируванантапурам и где он находится.
Та самая фотография, подаренная Гришей Крученковым первой
учительнице Александре Михайловне.
Напугал хлопушкой учительницу английского
Виктор КОМИССАРОВ, директор школы № 6 им. А.С. Пушкина:
— Я родился в Калуге, учился в школе № 9. В общем был хорошим учеником, но до 5‑го класса любил пошалить. Как-то напугал учительницу английского. Ее звали Валентина Николаевна Бриллиантова. Она была совсем молодая, только-только институт закончила. Это случилось под Новый год. Я сидел за первой партой. И в то время, как Валентина Николаевна читала текст, подставил ей под учебник хлопушку и взорвал. Все думали, что сейчас меня поведут к директору, но обошлось вызовом в школу мамы. Сейчас я иногда встречаюсь на улице с Валентиной Николаевной, она смотрит на меня, улыбается и, мне кажется, до сих пор вспоминает тот случай.
Или вот еще. Возле 9‑й школы была спортивная площадка, мы с друзьями после уроков играли там в футбол. А еще прятали друг от друга портфели. И вот стою я, держу ранец одноклассника, куда прятать, не знаю — вроде везде уже прятали. Неподалеку был прогоревший костер, я портфель положил туда и сверху сухой листвой присыпал. Поиграли в футбол, через час стали собираться домой. Поворачиваемся к кострищу, а листва уже тлеет. Разбросали ее и видим: в портфеле зияет огромная дыра. Потом, помню, было классное собрание, на котором родителям демонстрировали прожженный ранец.
В том же 5‑м классе увлекся историей. Это произошло после того, как к нам пришла новая учительница — Клавдия Кирилловна Оленева. Правда, первой же оценкой, которую она мне поставила, была двойка. Как сейчас помню, я не знал даты по монголо-татарскому нашествию. Потом сидел и учил их всю ночь. С тех пор я и «заболел» историей.
Витя Комиссаров.
В детстве директора школ казались мне небожителями. Мы относились к ним с уважением вперемешку со страхом. Оказаться «на ковре» у директора было самым суровым наказанием. Я впервые побывала там, когда училась в 4‑м классе. Одна учительница застукала меня в тот момент, когда я, будучи дежурной, протирала тряпочкой лысину бюста Ленина. Он стоял в рекреации, «закрепленной» за нашим классом. Однако учительнице мои действия показались возмутительными, и она повела меня в кабинет директора. Не помню, ругал он меня или нет, но от стыда и страха хотелось провалиться сквозь землю. После этого случая я даже подумывала о том, чтобы бросить школу.
Повзрослев, я с удивлением обнаружила, что директора школ — такие же люди, как все остальные. А еще они тоже были детьми, которые хулиганили, получали двойки и даже прогуливали уроки!
Сбежала с классом с урока
Оксана МИЛОВАНОВА, директор средней школы № 13:
— Я родилась и выросла в Калуге. Училась в 10‑й школе, в которую потом, после окончания университета, пришла работать учителем русского языка и литературы. Ученицей я была отнюдь не идеальной, могла и нашкодить. Один из самых запоминающихся случаев произошел классе в 7‑м или 8‑м. Мы с одноклассниками решили прогулять урок. С какого предмета сбежали, уже не помню. Зато помню, как потом учителя объясняли нам, что больше так делать не стоит. Завуч записала всем замечания в дневники и велела отдать на подпись родителям, чтобы те были в курсе нашего плохого поведения. На следующий день она решила проверить, было ли это требование выполнено. А я тогда сидела за одной партой с сыном завуча. И вот она подходит к нам, открывает его дневник, а подписи рядом со вчерашним замечанием нет! Глядя на свою же запись, учительница спрашивает: «Где подпись твоих родителей?!» Одноклассник в недоумении поднимает на нее глаза, мол, мам, ты чего? Она в ответ: «А что, у тебя отца, в конце концов, нет?!» Мы до сих пор со смехом вспоминаем этот случай.
Педагогом я стала, наверное, под влиянием тех учителей, которые встретились мне в жизни. Среди них — моя первая учительница Галина Анатольевна Пелисова. Она научила меня тому, что на детей никогда нельзя повышать голос.
Вторым определяющим человеком для меня стала Эмма Михайловна Никитяева. Она вела у нас русский язык и литературу. К сожалению, ее уже нет в живых. Это была удивительно красивая и гармоничная женщина. Надеюсь, что мне удается совмещать в себе ценные качества моих любимых учительниц.
Ученица 1-го класса средней школы № 10 г. Калуги Оксана Милованова.
Мечтал стать актером
Александр РАХАЕВ, директор гимназии № 19:
— Я потомственный калужанин, учился в школе № 2. Мою первую учительницу звали Антонина Гавриловна Грачева. Я был хорошим средним учеником. Про меня говорили: способный, но ленивый. Всю жизнь учил только то, что мне было интересно: историю, географию и биологию. До 9‑го класса очень любил литературу, но потом пришел другой учитель, который отбил у меня любовь к этому предмету. А до 9‑го класса литературу у нас вела Татьяна Прохоровна Фанаскова. Она мне очень нравилась! Татьяна Прохоровна просто фонтанировала идеями. Создала у нас в классе драмкружок, и я участвовал в нем. Возможно, с этого и началась моя любовь к театру. Татьяна Прохоровна учила нас пересказывать тексты литературных классиков. Как-то на уроке я наизусть выразительно читал рассказ Чехова «Пересолил». Класс вместе с Татьяной Прохоровной очень смеялся!
У меня было желание стать актером, но боялся, что не поступлю. Поэтому после школы пошел на биолого-химический факультет в Калужский педагогический институт.
Еще у нас была великолепная учительница истории — Лидия Васильевна Попова. К сожалению, она уже умерла. На каждом уроке Лидия Васильевна выкраивала несколько минут, чтобы почитать нам книгу «Сказки о цветах». И этих пяти минут мы ждали весь урок. Это было чудо!
В плане поведения я был разным, меня называли: «баловной мальчик». Но вот «на ковер» к директору школы меня не вызывали никогда. Зато однажды родителей пригласили на беседу с учителем. Это случилось уже в средней школе. Я тогда сильно влюбился и совсем скатился в плане учебы. Мама несколько раз приходила в школу, вместе с учителями убеждала меня взяться за ум. В итоге во втором полугодии я «подтянулся» и закончил 9‑й класс очень неплохо.
Александр Рахаев в 10-м классе.
Что такое Тируванантапурам?
Григорий КРУЧЕНКОВ, директор школы № 25:
— До 8‑го класса я учился в 13‑й школе. Тогда она находилась в Доме Шамиля на улице Пушкина и была восьмилетней. 9‑й и 10‑й классы я заканчивал уже в школе № 5. Первую мою учительницу звали Александра Михайловна Калакутина. Фантастическая женщина, просто вторая мама! Будучи мальчишкой, подарил ей свою фотографию, а на обороте написал: «Александре Михайловне от ученика Гриши». Много лет спустя, когда уже занимался поисковой работой, во время одного из походов познакомился с руководителем группы разминирования МЧС Виталием Ратмировичем Федоровым. Он мне говорит: «Хочешь, покажу одну фотографию?» И дает тот самый снимок с подписью, подаренный много лет назад Александре Михайловне. Оказалось, Виталий Ратмирович — зять моей любимой учительницы. Она рассказывала обо мне, и он решил меня вот таким образом удивить.
В школе я очень увлекался химией. У меня дома на чердаке была целая лаборатория! Каким-то образом находил химические препараты, смешивал их друг с другом. Частенько у меня что-то лопалось, взрывалось, поджигалось. Родители не ругались. Они в этом смысле были феноменальные — моим увлечениям всегда давали «зеленую улицу».
Еще любил географию и историю. Мне достаточно было послушать учителя. У меня дома на стене висела политическая карта мира, и я знал наизусть практически все страны. Мы с моим другом-одноклассником Костей Лебедевым играли в такую игру: один называет город, другой ищет его на карте. И вот однажды Костя дал мне задание: найти город под названием Тируванантапурам. Искал его целую неделю, исшарил всю карту! Оказалось, этот городок находится на самой южной оконечности Индии. Сейчас он называется Тривандрам. Когда я уже работал в школе директором и ребята сдавали экзамены в традиционной форме, то любил давать им это задание на географии. Учительница про это знала и на консультации предупреждала: «Придет директор и попросит вас найти вот такой город». Так что в нашей школе почти все дети знали, что такое Тируванантапурам и где он находится.
Та самая фотография, подаренная Гришей Крученковым первой
учительнице Александре Михайловне.
Напугал хлопушкой учительницу английского
Виктор КОМИССАРОВ, директор школы № 6 им. А.С. Пушкина:
— Я родился в Калуге, учился в школе № 9. В общем был хорошим учеником, но до 5‑го класса любил пошалить. Как-то напугал учительницу английского. Ее звали Валентина Николаевна Бриллиантова. Она была совсем молодая, только-только институт закончила. Это случилось под Новый год. Я сидел за первой партой. И в то время, как Валентина Николаевна читала текст, подставил ей под учебник хлопушку и взорвал. Все думали, что сейчас меня поведут к директору, но обошлось вызовом в школу мамы. Сейчас я иногда встречаюсь на улице с Валентиной Николаевной, она смотрит на меня, улыбается и, мне кажется, до сих пор вспоминает тот случай.
Или вот еще. Возле 9‑й школы была спортивная площадка, мы с друзьями после уроков играли там в футбол. А еще прятали друг от друга портфели. И вот стою я, держу ранец одноклассника, куда прятать, не знаю — вроде везде уже прятали. Неподалеку был прогоревший костер, я портфель положил туда и сверху сухой листвой присыпал. Поиграли в футбол, через час стали собираться домой. Поворачиваемся к кострищу, а листва уже тлеет. Разбросали ее и видим: в портфеле зияет огромная дыра. Потом, помню, было классное собрание, на котором родителям демонстрировали прожженный ранец.
В том же 5‑м классе увлекся историей. Это произошло после того, как к нам пришла новая учительница — Клавдия Кирилловна Оленева. Правда, первой же оценкой, которую она мне поставила, была двойка. Как сейчас помню, я не знал даты по монголо-татарскому нашествию. Потом сидел и учил их всю ночь. С тех пор я и «заболел» историей.
Витя Комиссаров.