Жизнь человека: вид сверху
В рамках фестиваля «Старейшие театры России» состоялась премьера спектакля «Попытка полета» в постановке Александра Плетнева.
И пробуждается поэзия во мне.
Пушкин сказал.
Итак, свежий спектакль Александра Плетнева. Не слишком долгожданный, поскольку ждать новых спектаклей Александра Борисовича долго не приходится: только что, казалось бы, вернулись с премьеры «Дон Кихота», отхохотали на представлении «Левши» — и вот мы снова на премьере. На сей раз это спектакль по пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова «Попытка полета». Радичков у себя на родине, в Болгарии, — классик и гордость. Обрел мировую славу у читателя, имеющего органы восприятия поэзии и глубокой мысли.
«Простой народ не должен летать»
Перед нами — пьеса-притча со всеми вытекающими отсюда условностями. Место действия — высокогорная деревня, населяемая простыми болгарскими мужиками и бабами. Свежий горный воздух, напоенный запахами целебных трав, здоровое меню из продуктов овце- и козоводства, здоровые развлечения (подглядывать за купающимися в реке бабами — чем не здорово?). В общем, ничем не нарушаемый покой без всякой политики и даже — о ужас! — без экономики. Мирное течение жизни нарушает появившийся над деревней невесть откуда аэростат. Кажется, он военный. Видимо, идет война, о которой наши герои, слава Богу, не имеют даже смутного представления. Рассуждая по-мужицки, они собираются поймать воздушное чудо и пустить его богатый материал на одежонку. Тут у молодых парней возникает идея хоть раз в их пахатно-пастушьей жизни полетать. Как птицы. Остается убедить остальных — и вот, обвязавшись веревками, они взлетают. Страх и восторг охватывают героев спектакля. Они пролетают над родными местами, затем — над землями соседей: румын, греков, сербов. Так, задолго до Юрия Гагарина, болгарские горцы убеждаются в малости и хрупкости Земли. Воздушные течения относят аэростат все выше, вровень с полетом самых смелых птиц, и еще выше — туда, где ангелы несут души умерших. И тут даже самые осторожные и глупые прикасаются к вечности, ибо слышат голоса умерших родных. Захватывающий полет и еще более захватывающее путешествие к глубинам своей души грубо обрывается залпом полицейских винтовок. Воздушные путешественники задержаны, жестко допрошены и жестоко выпороты за преступление, которое государственная власть расценивает как тяжкое: «Простой народ, а летает!»
Стильно и без заискиваний
Ничего не напоминает сей сюжет? А должен, ведь на афише сказано: «Создание мифа». И миф, если кто недопонял, — об Икаре. То есть об извечном человеческом желании оторваться от повседневной суетной и слишком уж привычной жизни по принципу: «завтра — то же, что вчера». О стремлении проверить, способен ли ты на что-то большее. О желании совместить свое «хочу» со своим «могу». О любопытстве и авантюризме, наконец. А общество и власти твердят тебе: «Держи язык за зубами и служи», «Рожденный ползать…» — ну, и далее по тексту. Вот так все непросто. Да и Плетнев никогда, надо отдать ему должное, не стремился понравиться каждому зрителю и быть запанибрата с каждым критиком.
Плетнев‑режиссер далек от аскетизма: он никогда не забывает, что театральный спектакль — это яркое зрелище. Его постановки всегда густо населены персонажами, одетыми в красочные костюмы. Его представления интенсивны и громки, но это высокоорганизованные толчея и звук. В его спектаклях много и с увлечением поют и играют музыку вживую, герои купаются в потоках света и клубах дыма. Такова его режиссерская манера — донести до зрителя высокие страсти и глубокие мысли в форме напряженной и размашистой.
Хорошо узнаваемы Плетнев и его команда и в «Попытке полета».
А первое, что сразу вызывает улыбки радостного восхищения, — костюмы художника Эли Невинной. Они, конечно, напоминают балканские, но не так празднично-разноцветны. Очень светлые, со скупыми ярко-красными и оттого еще более заметными деталями. Просторные крестьянские портки и юбки, живописные меховые шапки и душегрейки — все простонародно и дизайнерски стильно. Эля Невинная творит свои костюмы не только уверенно-мастерски, талантливо, но и с драйвом, я бы выразился, с кайфом. Не я один, наверное, ловил себя на мысли: «Такое я бы тоже носил с моим удовольствием!»
И фольклор, и рэп, и «роллинги»…
А второе «фирменное блюдо» — раскованное и умелое хоровое пение (педагог по вокалу — Ольга Петрова) на болгарском языке. Понятно, что петь по-болгарски — не то же самое, что по-арабски, и все же хотелось бы узнать из программки, кто репетировал язык. Народная музыка южных славян просто роскошна, и в самом начале спектакля подумалось, что такой музыкой можно украсить любое представление. К сожалению, музыкальный ряд спектакля получился несколько путаным. Сюда вклинивалась болгарская эстрада (сольный выход Дарьи Кузнецовой), крайне невнятный рэп (?!) на русском (ни слова не разобрал из третьего ряда партера) и даже The Rolling Stones (?!) в жарком исполнении В. Деринова. И если в «Левше» включение подобной музыки было оправдано хотя бы тем, что часть действия происходила в Англии, то высокогорная балканская деревня — не та концертная площадка. Я сам — давний и горячий поклонник этих великих музыкантов, но в этом месте и времени это было, как бы помягче, не совсем…
Особое спасибо — музыкантам «Оркестра драмтеатра» (не меняя состава, Шафраненко-Бирюлин-Винокуров‑Моисеев постоянно меняют название коллектива), которые не только обеспечили шикарную музыку, но и раскрасили действо шумовыми эффектами.
... и пиршество для глаз
Александр Плетнев — режиссер-визуал: для него в спектакле всегда важен яркий зрительный образ. Перепалки живописно одетых мужиков на фоне снежных вершин. Купание баб и девок (так в тексте!) в реке: парад стройных ножек и изящных ручек — ну, это просто пиршество для глаз. И — горячие волны, волны в зрительный зал! А самая красивая часть спектакля — сам полет. Неровная лапша разнокалиберных канатов и веревок, на которых повисли актеры, — на фоне то голубого неба, то густых облаков. Длинная (почти 30 минут) мизансцена, в которой герои ведут житейски-философскую беседу, зрителя не напрягает во многом именно благодаря изобразительному решению.
Пахоменко купается в роли учителя
Жанр притчи не позволяет показать развернутые характеры. А вот типажи прорисованы ярко и четко. Что, собственно, такое население традиционной деревни, если не система типажей? Мощный, напитанный мужественностью, суровый и резкий Иго (Григорий Саркисов). Под стать другу — громкий и шебутной Аврам Челнок (Захар Машненков). Настоящие горные пастухи, которые только и могут комфортно чувствовать себя на тех высотах, на которых околеет любой горожанин. И рядом, контрастно, полные, рыхлые, робкие, как ягнята, настоящий концентрат мирного деревенского изготовителя творога — Петр (Игорь Постнов) и Павел (Денис Юшечкин). В каждой деревне есть и свой «ни пришей ни пристебай» — таков Матей Пустяк в исполнении Сергея Путинцева. Худенький, нескладный, все нелепости — его; блоха, вишь, в ухо заползла, и вот он постоянно трясет своей белобрысой башечкой. А рядом — внушительный и основательный, с богатым баритоном кузнец Жеребчик (Виктор Деринов). А вот и молодой горячий романтик — молодожен Илийко (с каким энтузиазмом в сцене купания целует актер Ярослав Орляченко стройную ногу своей жены Ирины Желтиковой — решительно приблизим театр к действительности!). Именно благодаря таким романтикам и совершаются полезные безумства. А солдатик Аврамчо (Дмитрий Казанцев)будто только что вышел из народной сказки.
Стремление к эксперименту свойственно, как выясняется, не только молодежи. Так, Вячеслав Голоднов играет старого Аврама Укротителя, наивного и трогательного. Его главная забота — ручной грач, которого он мечтает научить летать. Михаил Кузнецов в роли травника Маткиной Душки — чудак, отрешенный от повседневной тяжелой крестьянской судьбины, истинный леший в очочках, тот, кто «открывает душу растений и трав». Михаил Пахоменко просто купается в роли учителя Киро: он умен, рассудителен, часто вводит корявые мысли своих односельчан в научное русло, он истинный предводитель полета (прямо как носовский Знайка!). И в то же время это романтик, вдохновенный философ, а в финальной сцене — и борец за справедливость. Полицейский унтер — подтянутый, весь скрипучий, жесткий, как жесть, и безжалостный, как эсэсовец, — это работа Евгения Сумина.
Душа деревни — Никифорова
Пьеса Й. Радичкова построена так, что все заметные роли в ней — мужские. Кроме одной. И эта одна — Аврамиха — достается Светлане Никифоровой. Она — истинная душа деревни: все про всех знает, ко всем — с колким словцом, умным советом, обаятельной улыбкой. Ее длиннющий монолог в первом акте — один из самых привлекательных эпизодов действа. И вообще, зрителя «за этот голос с хрипотцой дрожь сводит». Блистательная работа!
Сцена наказания непокорных простолюдинов полицией показалась несколько однолинейной. Выбивался из ряда при этом колоритный Виктор Деринов. Однако это не вердикт суда, нужно еще вдумываться в решение режиссера.
Плетнев и его команда
Ничем другим, кроме как бесшабашной смелостью, нельзя объяснить тот факт, что на престижном Всероссийском фестивале «Старейшие театры России в Калуге» был дан премьерный показ спектакля. Да, вы не ослышались: последняя репетиция — в день показа, и никто еще эту работу не видел, не переварил, не обругал-не похвалил, не отрихтовал-не зашкурил, не… Так Плетнев уверен… нет, даже не в себе — в команде. Не случайно после бурных оваций режиссер вышел на авансцену и растроганно говорил о том особом духе товарищества и взаимопонимания, который сложился в работе над этим спектаклем.
Нет, вы как хотите, а Плетнев — поэт. Этот примечательный факт отметило жюри фестиваля, присудившее режиссеру приз за развитие традиций поэтического театра. От себя добавим — и философского. А все потому, что спектакль «Попытка полета» — это и лирическая песня, и мудрое размышление о человеке, его жизни с высоты полета мысли и чувства, требующие труда души и мозга.
Человек — это длинное предложение, написанное с большой любовью и вдохновением, но с многими ошибками в правописании.
Радичков сказал.
Итоги V фестиваля «Старейшие театры России»
Рамки фестиваля не предполагали Гран-при и лауреатов, что, наверное, правильно, поскольку мнение жюри не всегда совпадало с мнением зрителей.
В девятый день фестиваля, после продолжительных оваций и моря цветов артистам, музыкантам, режиссеру и художнику-постановщику спектакля «Попытка полета», на сцену вышли члены жюри и, остановив уже устремившихся к выходу зрителей, огласили имена понравившихся им актеров и режиссеров.
- В номинации «За смелый полет к поэтическому театру» приз получил главный режиссер Калужского ордена Трудового Красного Знамени областного драматического театра, заслуженный деятель искусств России Александр Плетнев — режиссер-постановщик спектакля «Попытка полета» по пьесе болгарского писателя Й. Радичкова.
- В номинации «Лучшая режиссура» награда досталась Валерию Саркисову — режиссеру-постановщику спектакля «Вишневый сад» по пьесе А. Чехова в Нижегородском государственном ордена Трудового Красного Знамени академическом театре драмы им. М. Горького.
- В номинации «Лучшая мужская роль» наградили актера Нижегородского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра драмы им. М. Горького, заслуженного артиста России Сергея Блохина — за роль Лопахина в спектакле «Вишневый сад» (А. Чехов).
- В номинации «Лучшая мужская роль» приз получил актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И. А. Слонова Александр Кузьмин, исполнивший роль Саввы Василькова в спектакле «Бешеные деньги» (А. Островский).
- Призом председателя жюри народной артистки России Ольги Яковлевой в номинации «Лучший актерский дуэт» отметили актеров Российского государственного академического театра драмы им. Федора Волкова (г. Ярославль) — заслуженного артиста России Валерия Кириллова и Анастасию Светлову — за роли Александра Аметистова и Зои Пельц в спектакле «Зойкина квартира» (М. Булгаков).
- В номинации «Яркий дебют» награждена актриса Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова Мария Прыскина, исполнившая роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» (И. Тургенев).
- За проникновенное и сердечное исполнение роли заслуженно отметили актрису Тульского государственного академического театра драмы им. М. Горького Полину Шатохину, сыгравшую роль Виктории в спектакле «Счастье мое… (Бумажный патефон)» (А. Червинский).
- В номинации «Высокое мастерство в воплощении русской классики» была награждена актриса Пензенского областного драматического театра им. А. Луначарского, заслуженная артистка России Галина Репная, исполнившая роль Арины Петровны Головлевой в спектакле «Господа Головлевы» (М. Салтыков‑Щедрин).
- В номинации «Лучшая роль второго плана» награда досталась актрисе Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского Ольге Беляковой, потрясшей калужан и членов жюри ролью Федосьи в спектакле «История одного преступления» (О. Михайлова).
- Отдельный приз жюри получил директор театра Александр Кривовичев. За великолепную организацию десятидневного фестивального марафона ему подарили настоящее пушечное ядро 1812 года.
Фото Александра БЫНКИНА.