Сага о поколении
В Калуге в продажу поступила книга Александра Лапина о поколении людей, родившихся в СССР и живших на рубеже эпох.
Уважаемые читатели! Наша рубрика «Русский вопрос» стала итогом многолетних наблюдений Александра ЛАПИНА за взаимоотношениями разных народов как в составе СССР, так и в постсоветской России. А материала для выводов и обобщений у Александра Алексеевича с избытком. Достаточно хотя бы напомнить, что он был собкором «Комсомолки» в Казахстане, откуда его в период развала Союза фактически выслали за слишком резкие статьи в поддержку русского населения.
Помимо журналистики Лапин проявил себя и как организатор собственного издательского дела - наладил выпуск независимых еженедельников по всему Черноземью и в других регионах.
Но, как признаётся сам автор, главной в жизни для него сейчас является писательская деятельность. Сегодня член Союза писателей России Александр Лапин живёт в селе Сенное Рамонского района Воронежской области, где и работает над своим романом из пяти книг «Русский крест». Автор уже опубликовал три тома и сейчас завершает следующую часть.
В июле Александр Лапин за «Русский крест» был удостоен международной литературной премии имени Валентина Пикуля в номинации «За романы и публицистические произведения, продолжающие традиции русской исторической прозы». Кстати, это уже вторая награда в 2013 году. В апреле он получил премию в литературном конкурсе «Русский позитив».
В Калуге его книга в продаже с 11 сентября. А сегодня мы публикуем интервью с самим Александром Лапиным, который рассказывает о своём литературном творчестве.
«Современную литературу во многом делают торговцы»
- Александр Алексеевич, как произошёл переход в вашем творчестве от журналистики к литературе?
- Наверное, каждый настоящий журналист мечтает создать нетленку. Что-то вечное. Так строители стремятся оставить после себя мосты или дворцы, учёные - открытия. А мы, как люди пишущие, хотим оставить книги. Плюс у каждого человека свой внутренний долг. Не выполнил его - и чувствуешь, что не совсем состоялся. Так и для меня писательство - высшая форма духовного проявления. Осмысления своей жизни. На рубеже веков мы проживали очень интересный исторический период. Распад великой империи… Радикальная смена культурного, экономического, политического строя. И пройти мимо, не описав эту грандиозную эпоху, было невозможно.
- Почему выбрали именно форму романа, а не, скажем, документальной книги воспоминаний?
- Я не сочинял произведение какого-то конкретного жанра. Просто хотел рассказать о своём поколении, товарищах. Но когда написал первую книгу - про юность героев, встал вопрос: а про армию? Институт? Пришлось рассказать и об этом. А так как ничего из происходящего не выдумывал, то получился типичный персонаж, узнаваемый. Родилась вторая книга. А дальше серьёзные вещи на сломе эпох - гласность, восстания... Написал третью. Жизнь вперёд пошла - время «бури и натиска», как я его называю. Тоже было интересно. Так всё и собралось.
Что касается воспоминаний, то в этом жанре, конечно, можно изложить свою судьбу. А вот когда хочешь показать уже судьбу поколения - начинаешь рассказывать о том, что происходило со многими нашими людьми. И тогда постановка вопроса сама разворачивает тебя в сторону романа.
- Учитывая, что память об описываемых временах ещё свежа и единого мнения о событиях тех лет пока не сложилось, можно ли назвать благодарным занятием создание книги о них?
- Я о благодарности не думаю. Было важно рассказать о грандиозных событиях, которые начались в 90-х и продолжаются сейчас. Предыдущий раз смена общественного строя такого масштаба случилась две тысячи лет назад, во время падения Римской империи. Нечто подобное произошло и в России. Но в литературе пока адекватно не отразилось.
- В чём вы видите причину литературной невостребованности столь яркого материала из новейшей истории?
- Будем говорить честно: современную литературу во многом делают не писатели, а торговцы. Что продаётся, то и пишут. То есть пишут-то, может быть, и другое, гениальное и потрясающее, но боюсь, эти плоды трудов мы не скоро увидим. Настоящая литература нужна читателям, но не издателям. Мне в этом смысле проще. Для меня писательство не основная деятельность. Я не живу с книг. Не связан с издательствами, никому не должен. Поэтому мне можно спокойно обо всём поразмыслить. Я самодостаточный человек.
- А почему наша действительность отображается в современной литературе часто в очень тёмных тонах?
- Дегенерация общества, которая так живо описывается в современной российской литературе, связана с тем, что многие авторы живут именно в столице. В этом Вавилоне XXI века собрано, с одной стороны, всё самое сильное, динамичное, а с другой - всё самое искушающее и унижающее человека. Так что люди пишут о той жизни, которую видят за окном. Но жизнь эта искусственная.
А есть ещё страна, в которой люди живут по-иному. У них нет гигантских денег. Нет возможности украсть их, у них жизнь не выморочная, а настоящая - со своими страстями, взлётами и падениями. И героями страна полна, только их нигде не показывают. Я вижу их каждый день. В какой-то момент они растерялись, но не сломались, встали и начали пахать. Романов о них никто не пишет. Поэтому я хочу в своей книге хотя бы частично отдать им дань уважения.
«Написал о том, каким стал советский человек»
- Как вы создавали своего главного героя и насколько этот образ можно назвать автопортретом?
- Никакой уникальной судьбы я не описал. Всё, что происходит с главным героем и его друзьями, за годы советской власти случалось с десятками миллионов: школа с красными звёздочками и галстуками, армия, институт, работа… А потом Союз рухнул. Миллионы русских немцев уехали на родину. Миллионы вчерашних советских людей взялись за предпринимательство. Миллионы потерялись, спились. Обо всех этих людях я и пишу. Мне всегда было интересно жить на свете. Так что в каждом персонаже - частичка моего опыта, и все они плод моих размышлений, хотя что-то, разумеется, списывается с реальных прототипов. В конечном счёте все четыре героя - собирательные образы. Я писал книгу о советском человеке. Каким он был, о чём мечтал, что с ним произошло, каким он стал, как началось осознание корней и возвращение к традициям...
- Способна ли литература вообще помочь людям, подсказать им верный жизненный путь?
- Никто не может жить чужим умом. У каждого своя жизнь и своя судьба. Поэтому в каком-то конкретном случае никакая книга никому не поможет. А вот если говорить в целом, то книги делают людей мудрее. Сам я сейчас стараюсь меньше смотреть телевизор, а больше читать. Если книга написана талантливым автором - в тебя вливается чистая энергия писателя. А из ящика льются в основном нечистоты. И ты не напитываешься энергией, а тратишь её. Возвращаясь к моим книгам, могу сказать, что пишу их для думающих людей. И поэтому надеюсь, что они тоже кому-то помогают жить.
Автор: Андрей ВАСИЛЬЕВ.
Фото Александра ЗИНЧЕНКО.
Где в Калуге купить книгу «Русский крест»
Все три тома можно приобрести в магазинах «Пресс-маркет»:
Помимо журналистики Лапин проявил себя и как организатор собственного издательского дела - наладил выпуск независимых еженедельников по всему Черноземью и в других регионах.
Но, как признаётся сам автор, главной в жизни для него сейчас является писательская деятельность. Сегодня член Союза писателей России Александр Лапин живёт в селе Сенное Рамонского района Воронежской области, где и работает над своим романом из пяти книг «Русский крест». Автор уже опубликовал три тома и сейчас завершает следующую часть.
В июле Александр Лапин за «Русский крест» был удостоен международной литературной премии имени Валентина Пикуля в номинации «За романы и публицистические произведения, продолжающие традиции русской исторической прозы». Кстати, это уже вторая награда в 2013 году. В апреле он получил премию в литературном конкурсе «Русский позитив».
В Калуге его книга в продаже с 11 сентября. А сегодня мы публикуем интервью с самим Александром Лапиным, который рассказывает о своём литературном творчестве.
«Современную литературу во многом делают торговцы»
- Александр Алексеевич, как произошёл переход в вашем творчестве от журналистики к литературе?
- Наверное, каждый настоящий журналист мечтает создать нетленку. Что-то вечное. Так строители стремятся оставить после себя мосты или дворцы, учёные - открытия. А мы, как люди пишущие, хотим оставить книги. Плюс у каждого человека свой внутренний долг. Не выполнил его - и чувствуешь, что не совсем состоялся. Так и для меня писательство - высшая форма духовного проявления. Осмысления своей жизни. На рубеже веков мы проживали очень интересный исторический период. Распад великой империи… Радикальная смена культурного, экономического, политического строя. И пройти мимо, не описав эту грандиозную эпоху, было невозможно.
- Почему выбрали именно форму романа, а не, скажем, документальной книги воспоминаний?
- Я не сочинял произведение какого-то конкретного жанра. Просто хотел рассказать о своём поколении, товарищах. Но когда написал первую книгу - про юность героев, встал вопрос: а про армию? Институт? Пришлось рассказать и об этом. А так как ничего из происходящего не выдумывал, то получился типичный персонаж, узнаваемый. Родилась вторая книга. А дальше серьёзные вещи на сломе эпох - гласность, восстания... Написал третью. Жизнь вперёд пошла - время «бури и натиска», как я его называю. Тоже было интересно. Так всё и собралось.
Что касается воспоминаний, то в этом жанре, конечно, можно изложить свою судьбу. А вот когда хочешь показать уже судьбу поколения - начинаешь рассказывать о том, что происходило со многими нашими людьми. И тогда постановка вопроса сама разворачивает тебя в сторону романа.
- Учитывая, что память об описываемых временах ещё свежа и единого мнения о событиях тех лет пока не сложилось, можно ли назвать благодарным занятием создание книги о них?
- Я о благодарности не думаю. Было важно рассказать о грандиозных событиях, которые начались в 90-х и продолжаются сейчас. Предыдущий раз смена общественного строя такого масштаба случилась две тысячи лет назад, во время падения Римской империи. Нечто подобное произошло и в России. Но в литературе пока адекватно не отразилось.
- В чём вы видите причину литературной невостребованности столь яркого материала из новейшей истории?
- Будем говорить честно: современную литературу во многом делают не писатели, а торговцы. Что продаётся, то и пишут. То есть пишут-то, может быть, и другое, гениальное и потрясающее, но боюсь, эти плоды трудов мы не скоро увидим. Настоящая литература нужна читателям, но не издателям. Мне в этом смысле проще. Для меня писательство не основная деятельность. Я не живу с книг. Не связан с издательствами, никому не должен. Поэтому мне можно спокойно обо всём поразмыслить. Я самодостаточный человек.
- А почему наша действительность отображается в современной литературе часто в очень тёмных тонах?
- Дегенерация общества, которая так живо описывается в современной российской литературе, связана с тем, что многие авторы живут именно в столице. В этом Вавилоне XXI века собрано, с одной стороны, всё самое сильное, динамичное, а с другой - всё самое искушающее и унижающее человека. Так что люди пишут о той жизни, которую видят за окном. Но жизнь эта искусственная.
А есть ещё страна, в которой люди живут по-иному. У них нет гигантских денег. Нет возможности украсть их, у них жизнь не выморочная, а настоящая - со своими страстями, взлётами и падениями. И героями страна полна, только их нигде не показывают. Я вижу их каждый день. В какой-то момент они растерялись, но не сломались, встали и начали пахать. Романов о них никто не пишет. Поэтому я хочу в своей книге хотя бы частично отдать им дань уважения.
«Написал о том, каким стал советский человек»
- Как вы создавали своего главного героя и насколько этот образ можно назвать автопортретом?
- Никакой уникальной судьбы я не описал. Всё, что происходит с главным героем и его друзьями, за годы советской власти случалось с десятками миллионов: школа с красными звёздочками и галстуками, армия, институт, работа… А потом Союз рухнул. Миллионы русских немцев уехали на родину. Миллионы вчерашних советских людей взялись за предпринимательство. Миллионы потерялись, спились. Обо всех этих людях я и пишу. Мне всегда было интересно жить на свете. Так что в каждом персонаже - частичка моего опыта, и все они плод моих размышлений, хотя что-то, разумеется, списывается с реальных прототипов. В конечном счёте все четыре героя - собирательные образы. Я писал книгу о советском человеке. Каким он был, о чём мечтал, что с ним произошло, каким он стал, как началось осознание корней и возвращение к традициям...
- Способна ли литература вообще помочь людям, подсказать им верный жизненный путь?
- Никто не может жить чужим умом. У каждого своя жизнь и своя судьба. Поэтому в каком-то конкретном случае никакая книга никому не поможет. А вот если говорить в целом, то книги делают людей мудрее. Сам я сейчас стараюсь меньше смотреть телевизор, а больше читать. Если книга написана талантливым автором - в тебя вливается чистая энергия писателя. А из ящика льются в основном нечистоты. И ты не напитываешься энергией, а тратишь её. Возвращаясь к моим книгам, могу сказать, что пишу их для думающих людей. И поэтому надеюсь, что они тоже кому-то помогают жить.
Автор: Андрей ВАСИЛЬЕВ.
Фото Александра ЗИНЧЕНКО.
Где в Калуге купить книгу «Русский крест»
Все три тома можно приобрести в магазинах «Пресс-маркет»:
- ул. Ленина, 77 (выставочный зал Дома художников);
- ул. Плеханова, 61 (у магазина «Дикси»);
- ул. Глаголева, 3 (ТРЦ «Московский»).
- ул. Московская, 254 (гипермаркет «Линия»).
|
|
|