Сага о поколении

В Калуге в продажу поступила книга Александра Лапина о поколении людей, родившихся в СССР и живших на рубеже эпох.
11:24 10.09.2013
1 6209
Уважаемые читатели! Наша рубрика «Русский вопрос» стала итогом многолетних наблюдений Александра ЛАПИНА за взаимоотношениями разных народов как в составе СССР, так и в постсоветской России. А материала для выводов и обобщений у Александра Алексеевича с избытком. Достаточно хотя бы напомнить, что он был собкором «Комсомолки» в Казахстане, откуда его в период развала Союза фактически выслали за слишком резкие статьи в поддержку русского населения.

Помимо журналистики Лапин проявил себя и как организатор собственного издательского дела - наладил выпуск независимых еженедельников по всему Черноземью и в других регионах.

Но, как признаётся сам автор, главной в жизни для него сейчас является писательская деятельность. Сегодня член Союза писателей России Александр Лапин живёт в селе Сенное Рамонского района Воронежской области, где и работает над своим романом из пяти книг «Русский крест». Автор уже опубликовал три тома и сейчас завершает следующую часть.

В июле Александр Лапин за «Русский крест» был удостоен международной литературной премии имени Валентина Пикуля в номинации «За романы и публицистические произведения, продолжающие традиции русской исторической прозы». Кстати, это уже вторая награда в 2013 году. В апреле он получил премию в литературном конкурсе «Русский позитив».

В Калуге его книга в продаже с 11 сентября. А сегодня мы публикуем интервью с самим Александром Лапиным, который рассказывает о своём литературном творчестве.

«Современную литературу во многом делают торговцы»
- Александр Алексеевич, как произошёл переход в вашем творчестве от журналистики к литературе?
- Наверное, каждый настоящий журналист мечтает создать нетленку. Что-то вечное. Так строители стремятся оставить после себя мосты или дворцы, учёные - открытия. А мы, как люди пишущие, хотим оставить книги. Плюс у каждого человека свой внутренний долг. Не выполнил его - и чувствуешь, что не совсем состоялся. Так и для меня писательство - высшая форма духовного проявления. Осмысления своей жизни. На рубеже веков мы проживали очень интересный исторический период. Распад великой империи… Радикальная смена культурного, экономического, политического строя. И пройти мимо, не описав эту грандиозную эпоху, было невозможно.

- Почему выбрали именно форму романа, а не, скажем, документальной книги воспоминаний?
- Я не сочинял произведение какого-то конкретного жанра. Просто хотел рассказать о своём поколении, товарищах. Но когда написал первую книгу - про юность героев, встал вопрос: а про армию? Институт? Пришлось рассказать и об этом. А так как ничего из происходящего не выдумывал, то получился типичный персонаж, узнаваемый. Родилась вторая книга. А дальше серьёзные вещи на сломе эпох - гласность, восстания... Написал третью. Жизнь вперёд пошла - время «бури и натиска», как я его называю. Тоже было интересно. Так всё и собралось.

Что касается воспоминаний, то в этом жанре, конечно, можно изложить свою судьбу. А вот когда хочешь показать уже судьбу поколения - начинаешь рассказывать о том, что происходило со многими нашими людьми. И тогда постановка вопроса сама разворачивает тебя в сторону романа.

- Учитывая, что память об описываемых временах ещё свежа и единого мнения о событиях тех лет пока не сложилось, можно ли назвать благодарным занятием создание книги о них?
- Я о благодарности не думаю. Было важно рассказать о грандиозных событиях, которые начались в 90-х и продолжаются сейчас. Предыдущий раз смена общественного строя такого масштаба случилась две тысячи лет назад, во время падения Римской империи. Нечто подобное произошло и в России. Но в литературе пока адекватно не отразилось.

- В чём вы видите причину литературной невостребованности столь яркого материала из новейшей истории?
- Будем говорить честно: современную литературу во многом делают не писатели, а торговцы. Что продаётся, то и пишут. То есть пишут-то, может быть, и другое, гениальное и потрясающее, но боюсь, эти плоды трудов мы не скоро увидим. Настоящая литература нужна читателям, но не издателям. Мне в этом смысле проще. Для меня писательство не основная деятельность. Я не живу с книг. Не связан с издательствами, никому не должен. Поэтому мне можно спокойно обо всём поразмыслить. Я самодостаточный человек.

- А почему наша действительность отображается в современной литературе часто в очень тёмных тонах?
- Дегенерация общества, которая так живо описывается в современной российской литературе, связана с тем, что многие авторы живут именно в столице. В этом Вавилоне XXI века собрано, с одной стороны, всё самое сильное, динамичное, а с другой - всё самое искушающее и унижающее человека. Так что люди пишут о той жизни, которую видят за окном. Но жизнь эта искусственная.

А есть ещё страна, в которой люди живут по-иному. У них нет гигантских денег. Нет возможности украсть их, у них жизнь не выморочная, а настоящая - со своими страстями, взлётами и падениями. И героями страна полна, только их нигде не показывают. Я вижу их каждый день. В какой-то момент они растерялись, но не сломались, встали и начали пахать. Романов о них никто не пишет. Поэтому я хочу в своей книге хотя бы частично отдать им дань уважения.

«Написал о том, каким стал советский человек»
- Как вы создавали своего главного героя и насколько этот образ можно назвать автопортретом?
- Никакой уникальной судьбы я не описал. Всё, что происходит с главным героем и его друзьями, за годы советской власти случалось с десятками миллионов: школа с красными звёздочками и галстуками, армия, институт, работа… А потом Союз рухнул. Миллионы русских немцев уехали на родину. Миллионы вчерашних советских людей взялись за предпринимательство. Миллионы потерялись, спились. Обо всех этих людях я и пишу. Мне всегда было интересно жить на свете. Так что в каждом персонаже - частичка моего опыта, и все они плод моих размышлений, хотя что-то, разумеется, списывается с реальных прототипов. В конечном счёте все четыре героя - собирательные образы. Я писал книгу о советском человеке. Каким он был, о чём мечтал, что с ним произошло, каким он стал, как началось осознание корней и возвращение к традициям...

- Способна ли литература вообще помочь людям, подсказать им верный жизненный путь?
- Никто не может жить чужим умом. У каждого своя жизнь и своя судьба. Поэтому в каком-то конкретном случае никакая книга никому не поможет. А вот если говорить в целом, то книги делают людей мудрее. Сам я сейчас стараюсь меньше смотреть телевизор, а больше читать. Если книга написана талантливым автором - в тебя вливается чистая энергия писателя. А из ящика льются в основном нечистоты. И ты не напитываешься энергией, а тратишь её. Возвращаясь к моим книгам, могу сказать, что пишу их для думающих людей. И поэтому надеюсь, что они тоже кому-то помогают жить.

Автор: Андрей ВАСИЛЬЕВ.
Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Где в Калуге купить книгу «Русский крест»
Все три тома можно приобрести в магазинах «Пресс-маркет»:
  • ул. Ленина, 77 (выставочный зал Дома художников);
  • ул. Плеханова, 61 (у магазина «Дикси»);
  • ул. Глаголева, 3 (ТРЦ «Московский»).
  • ул. Московская, 254 (гипермаркет «Линия»).
Книга также продается в киосках «Калужского перекрестка» и «Комсомольской правды».







Лента настроения
8 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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