Всемирно известная балерина учила калужан танцевать
Заслуженная артистка России Елена Кузьмина дала мастер-класс танцевальному коллективу «ТЕКТ».
Заслуженная артистка России Елена КУЗЬМИНА дала мастер-класс танцевальному коллективу «ТЕКТ».
Ксения Голыжбина и Евгения Талецкая — наиболее прогрессивные на сегодняшний день хореографы в Калуге. И совершенно оправданно их «ТЕКТ» называется лабораторией. Постановщики смешивают стили и направления, экспериментируют с идеями, их работы — это не только хореография, но и театр. Поэтому естественно, что они пригласили провести мастер-класс именно Елену Кузьмину.
После двухчасового урока взмокшие, но безумно довольные юные танцоры устроили балерине овации.
Свободный художник
— Неделю назад вы танцевали главную партию в «Красной Жизели» на фестивале в немецком Реклингхаузене. До этого выступали в Израиле. В Красноярске поставили одноактный балет под названием «Одиночество мое начинается в двух шагах от тебя», который был очень тепло принят. В Калугу приехали с мастер-классом. На сегодняшний день Елена Кузьмина — кто: танцовщица, хореограф, педагог?
— Настал такой период, когда есть возможность проявлять себя везде. И как танцовщица я сегодня еще востребована. И как хореографа меня уже оценили. Теперь должна понять, способна ли передать свой опыт детям. Вы знаете, сейчас самый интересный период в моей жизни. Я свободный художник — работаю по контрактам. Это очень удобно. Сама распоряжаюсь своим временем, могу планировать свою жизнь.
— Куда вы отправитесь после Калуги?
— Через неделю предстоит выступление в Италии, в Равенне. Там меня хорошо знают как балерину и постоянно приглашают. Буду танцевать программу из собственных хореографических номеров и миниатюр Фокина. В августе — гала-концерт в Испании. Потом полечу в Уругвай. Там наш бывший танцовщик аргентинец Хулио Боко стал директором театра и хочет перенести к себе наш спектакль «Русский Гамлет». Будем с Эйфманом ему помогать. Ну и так далее.
Здесь дышится легче
— Вы уехали из Калуги в Санкт-Петербург, в знаменитую Академию русского балета имени Вагановой, когда вам было 9 лет. Но, насколько мне известно, никогда не теряли связи с родным городом.
— Да, Калуга — это моя родина! У меня здесь живут мама, брат со своей семьей. Я постоянно приезжаю к ним. И Ульянка моя здесь отдыхает у бабушки. Чем старше становлюсь, тем больше ощущаю связь с Калугой. Всем сердцем понимаю: это мой город. Не поверите, но я до сих пор не могу привыкнуть к питерскому климату. Люблю среднюю полосу. Здесь мне комфортнее, дышится легче.
— Однако, будучи в Барселоне, на вопрос одного испанского журнала, не хотите ли вы остаться в Испании, ответили, что все может быть…
— Там тепло! (Смеется.) Пока я полностью была завязана на театре — не имела возможности куда-то уехать. Теперь, когда свободна в выборе, буду жить и работать там, где появится возможность расти и совершенствоваться как хореографу и педагогу. А взять что-то новое в технике модерн сегодня можно только на Западе.
«Меня влечет драма»
— Более чем за 20 лет в театре Бориса Эйфмана вы исполнили практически все главные роли, объездили весь мир. Можете ли сказать о себе, что полностью реализовали себя как танцовщица?
— Я работала не только с Эйфманом. Мне повезло сотрудничать и с великим Фокиным, и с очень талантливыми молодыми хореографами. Впитывала разную пластику. Сейчас хочу попробовать себя в драматическом театре. Уже есть предложение. Да-да! Я чувствую в себе такой талант. Мне нравится выходить в постановках, где, может быть, меньше пластики, а больше — игры драматической. Вообще, я чувствую в себе еще огромный резерв сил для новых сюрпризов и открытий.
— Елена, а в каких странах вас принимали теплее всего?
— Нас тепло принимали везде. Другое дело, что разные народы по-разному реагируют — в силу характера, темперамента, традиций. Например, испанцы — самые бурные, взрывные, но их радость кратковременна. Покричали — и тут же забыли. Немцы более сдержанны, даже холодны. Думали — нет, не тот успех… Не пробили… А они до сих пор приглашают нас к себе при любой возможности, по два раза в год. В Польше вообще есть общество поклонников нашего театра. Эйфман в Кракове — бог.
Необходимы перемены
— По какому пути развивается русский современный балет? И развивается ли вообще? Есть ли у него будущее?
— К сожалению, в России современный балет развивается слабенько. Мы серьезно отстаем. На Западе ушли далеко вперед. Необходимо, чтобы не наши талантливые девчонки и ребята уезжали, а к нам стремились педагоги-новаторы, современные прогрессивные хореографы из Европы, Америки. А пока приходится учиться по видеозаписям. Это никуда не годится.
— Какой театр вам ближе всего?
— Я очень люблю Нидерландский театр балета Килиана. У него очень изобретательная пластика. Этот чех по происхождению — самый выдающийся на сегодня хореограф. Мне близка немка Пина Бауш, к сожалению, уже ушедшая от нас. Но ее театр продолжает существовать в Вуппертале.
— Не могу удержаться от комплимента. Вы потрясающе выглядите! Я наблюдал, как вы два часа вели мастер-класс в напряженном скоростном ритме. 13‑летние подростки изрядно потели, едва поспевая за вами, а вам хоть бы что. Как удается находиться в такой прекрасной форме и выглядеть на 20? В чем секрет?
— Форма в балете — это 50% успеха. Секрета никакого нет. Я постоянно нахожусь в работе. Конечно, выходов на сцену стало поменьше. Бывают даже месячные перерывы. Раньше была в постоянном тренинге. Теперь форму держать сложнее. Но к этому я приспособилась. Сама себя поддерживаю. Даже в поезде могу заниматься. По-другому жить уже не умею. Это школа Бориса Эйфмана, он работоголик и всегда требует от своей труппы полной отдачи.
И снова — в путь
— А дочь занимается балетом? Ведь у балетных, как правило, — династии.
— Нет (смеется). Она занимается всем на свете — только не балетом. Папа и мама — артисты балета, а дочь не хочет.
— Я хочу заниматься бальными танцами, — вступила в разговор подкравшаяся Ульяна.
— Я занималась хип-хопом в школе, теннисом. А теперь папа обещал отвести меня в профессиональную секцию хип-хопа. Ну пойдем уже, мам! — умоляюще глядя на меня, Ульяна изо всех сил тянула маму за руку к выходу, где их терпеливо поджидали родственники-калужане.
Настаивать на продолжении интервью было бы неправильно. Впереди — всего два дня общения с родными, и снова — чемодан, дорога, гастроли…
Юные танцоры лаборатории «ТЕКТ» никогда не забудут мастер-класс
великой балерины.
Ксения Голыжбина и Евгения Талецкая — наиболее прогрессивные на сегодняшний день хореографы в Калуге. И совершенно оправданно их «ТЕКТ» называется лабораторией. Постановщики смешивают стили и направления, экспериментируют с идеями, их работы — это не только хореография, но и театр. Поэтому естественно, что они пригласили провести мастер-класс именно Елену Кузьмину.
После двухчасового урока взмокшие, но безумно довольные юные танцоры устроили балерине овации.
Свободный художник
— Неделю назад вы танцевали главную партию в «Красной Жизели» на фестивале в немецком Реклингхаузене. До этого выступали в Израиле. В Красноярске поставили одноактный балет под названием «Одиночество мое начинается в двух шагах от тебя», который был очень тепло принят. В Калугу приехали с мастер-классом. На сегодняшний день Елена Кузьмина — кто: танцовщица, хореограф, педагог?
— Настал такой период, когда есть возможность проявлять себя везде. И как танцовщица я сегодня еще востребована. И как хореографа меня уже оценили. Теперь должна понять, способна ли передать свой опыт детям. Вы знаете, сейчас самый интересный период в моей жизни. Я свободный художник — работаю по контрактам. Это очень удобно. Сама распоряжаюсь своим временем, могу планировать свою жизнь.
— Куда вы отправитесь после Калуги?
— Через неделю предстоит выступление в Италии, в Равенне. Там меня хорошо знают как балерину и постоянно приглашают. Буду танцевать программу из собственных хореографических номеров и миниатюр Фокина. В августе — гала-концерт в Испании. Потом полечу в Уругвай. Там наш бывший танцовщик аргентинец Хулио Боко стал директором театра и хочет перенести к себе наш спектакль «Русский Гамлет». Будем с Эйфманом ему помогать. Ну и так далее.
Здесь дышится легче
— Вы уехали из Калуги в Санкт-Петербург, в знаменитую Академию русского балета имени Вагановой, когда вам было 9 лет. Но, насколько мне известно, никогда не теряли связи с родным городом.
— Да, Калуга — это моя родина! У меня здесь живут мама, брат со своей семьей. Я постоянно приезжаю к ним. И Ульянка моя здесь отдыхает у бабушки. Чем старше становлюсь, тем больше ощущаю связь с Калугой. Всем сердцем понимаю: это мой город. Не поверите, но я до сих пор не могу привыкнуть к питерскому климату. Люблю среднюю полосу. Здесь мне комфортнее, дышится легче.
— Однако, будучи в Барселоне, на вопрос одного испанского журнала, не хотите ли вы остаться в Испании, ответили, что все может быть…
— Там тепло! (Смеется.) Пока я полностью была завязана на театре — не имела возможности куда-то уехать. Теперь, когда свободна в выборе, буду жить и работать там, где появится возможность расти и совершенствоваться как хореографу и педагогу. А взять что-то новое в технике модерн сегодня можно только на Западе.
«Меня влечет драма»
— Более чем за 20 лет в театре Бориса Эйфмана вы исполнили практически все главные роли, объездили весь мир. Можете ли сказать о себе, что полностью реализовали себя как танцовщица?
— Я работала не только с Эйфманом. Мне повезло сотрудничать и с великим Фокиным, и с очень талантливыми молодыми хореографами. Впитывала разную пластику. Сейчас хочу попробовать себя в драматическом театре. Уже есть предложение. Да-да! Я чувствую в себе такой талант. Мне нравится выходить в постановках, где, может быть, меньше пластики, а больше — игры драматической. Вообще, я чувствую в себе еще огромный резерв сил для новых сюрпризов и открытий.
— Елена, а в каких странах вас принимали теплее всего?
— Нас тепло принимали везде. Другое дело, что разные народы по-разному реагируют — в силу характера, темперамента, традиций. Например, испанцы — самые бурные, взрывные, но их радость кратковременна. Покричали — и тут же забыли. Немцы более сдержанны, даже холодны. Думали — нет, не тот успех… Не пробили… А они до сих пор приглашают нас к себе при любой возможности, по два раза в год. В Польше вообще есть общество поклонников нашего театра. Эйфман в Кракове — бог.
Необходимы перемены
— По какому пути развивается русский современный балет? И развивается ли вообще? Есть ли у него будущее?
— К сожалению, в России современный балет развивается слабенько. Мы серьезно отстаем. На Западе ушли далеко вперед. Необходимо, чтобы не наши талантливые девчонки и ребята уезжали, а к нам стремились педагоги-новаторы, современные прогрессивные хореографы из Европы, Америки. А пока приходится учиться по видеозаписям. Это никуда не годится.
— Какой театр вам ближе всего?
— Я очень люблю Нидерландский театр балета Килиана. У него очень изобретательная пластика. Этот чех по происхождению — самый выдающийся на сегодня хореограф. Мне близка немка Пина Бауш, к сожалению, уже ушедшая от нас. Но ее театр продолжает существовать в Вуппертале.
— Не могу удержаться от комплимента. Вы потрясающе выглядите! Я наблюдал, как вы два часа вели мастер-класс в напряженном скоростном ритме. 13‑летние подростки изрядно потели, едва поспевая за вами, а вам хоть бы что. Как удается находиться в такой прекрасной форме и выглядеть на 20? В чем секрет?
— Форма в балете — это 50% успеха. Секрета никакого нет. Я постоянно нахожусь в работе. Конечно, выходов на сцену стало поменьше. Бывают даже месячные перерывы. Раньше была в постоянном тренинге. Теперь форму держать сложнее. Но к этому я приспособилась. Сама себя поддерживаю. Даже в поезде могу заниматься. По-другому жить уже не умею. Это школа Бориса Эйфмана, он работоголик и всегда требует от своей труппы полной отдачи.
И снова — в путь
— А дочь занимается балетом? Ведь у балетных, как правило, — династии.
— Нет (смеется). Она занимается всем на свете — только не балетом. Папа и мама — артисты балета, а дочь не хочет.
— Я хочу заниматься бальными танцами, — вступила в разговор подкравшаяся Ульяна.
— Я занималась хип-хопом в школе, теннисом. А теперь папа обещал отвести меня в профессиональную секцию хип-хопа. Ну пойдем уже, мам! — умоляюще глядя на меня, Ульяна изо всех сил тянула маму за руку к выходу, где их терпеливо поджидали родственники-калужане.
Настаивать на продолжении интервью было бы неправильно. Впереди — всего два дня общения с родными, и снова — чемодан, дорога, гастроли…
Юные танцоры лаборатории «ТЕКТ» никогда не забудут мастер-класс
великой балерины.