Просят денег и обещают миллион

В последнее время от рекламных SMS нет житья. Кто сливает наши личные данные?
Татьяна Светлова
11:29 13.06.2013
5 5214
В последнее время от рекламных SMS нет житья. Кто сливает наши личные данные?

Получаю SMS: «Привет от Мавроди! Звони — и будет тебе счастье». Вам не приходило такое «счастье»? Мне на телефон без конца сыплется всякий хлам: предлагают выиграть миллион, взять деньги в долг; магазины, кафе, такси шлют сообщения о скидках и акциях… Никогда не покупала ничего в Интернете, но каждую неделю приходит SMS от магазина — то купальники распродают, то белье. Вчера в 3 часа ночи свалилось предложение от турфирмы поехать на Кипр. Очень приятно проснуться, найти телефон, прочитать — порадоваться… И подруга жалуется:

— Представляешь, мне пришло SMS: «Мама, срочно положи деньги на телефон. Не звони, потом все объясню». Вот как они наши номера узнают?

Действительно, как? Понятно, что нам приходится оставлять свой номер в банках, магазинах, салонах красоты — никуда от этого не денешься. Но почему присылают SMS-мошенники и те магазины, о существовании которых даже не подозреваешь? Первое, что приходит на ум, — кто-то ворует базу данных у сотового оператора. Есть еще версия, что утечка происходит через терминал, когда мы платим. Или кто-то из знакомых (коллег и партнеров по работе) без зазрения совести продает номера из своей записной книжки.



Такие sms удивляют нас каждый день.

мнение юриста
— Сегодня одним из самых дешевых и массовых видов рекламы является отправка рекламных SMS абонентам мобильной связи. Учитывая, что количество мобильных номеров уже значительно превысило численность населения России, можно представить себе действенность такой рекламы, — объясняет начальник юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области Виктор НИКИФОРОВ.  — SMS-реклама приходит обычно с «левого» мобильного номера, который и покупается только на одну рассылку. Налицо нарушение положений Федерального закона «О рекламе», который запрещает использовать системы связи для рассылки несанкционированной рекламы.

В суде обязанность доказывать факт получения согласия абонента лежит на распространителе рекламы. При этом ваше согласие на получение информации справочного характера (к примеру, прогноза погоды, курсов валют и т. д.) не означает разрешения получать рекламу.

комментарий эксперта
— Чтобы не стать жертвой SMS-мошенников, достаточно соблюдать простые правила, — говорит Алексей ГОРЮНОВ, заместитель начальника пресс-службы УМВД России по Калужской области.  — В данном случае совет один — критически относиться к таким сообщениям и не спешить выполнять то, о чем вас просят. Лучше позвоните оператору связи, узнайте, какая сумма спишется с вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти сообщения, и заблокирует его аккаунт.

Если сообщение с просьбой положить деньги направлено от имени вашего родственника или знакомого, перезвоните ему и уточните, посылал он его или нет. Вероятнее всего, вы услышите отрицательный ответ.

На мобильный телефон также могут прийти SMS-сообщения с предложениями оградить вас от спам-рассылки либо принять участие в акции от вашего сотового оператора. Обычно предлагается отправить «бесплатное» SMS, состоящее из набора цифр, на один из коротких номеров, а затем перейти по ссылке для удаления своего имени из списка. В результате этих манипуляций вы тоже можете потерять сотню–другую рублей, но спам получать все равно будете.

И самое главное: в случае, если вы предполагаете, что стали объектом преступного посягательства, обращайтесь в полицию.

буква закона
Любые рекламные SMS без вашего согласия — это нарушение ч 1. ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе»: «Реклама, распространяемая по сетям электросвязи»:

«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламорас-пространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

что грозит?
  • Штраф (статья 14.3 КоАП РФ): от 2 000 до 2 500 рублей (для граждан);
  • от 4 000 до 20 000 рублей  (для должностных лиц);
  • от 100 000 до 500 000 рублей  (для юридических лиц).
куда жаловаться?
  • Если SMS приходит с телефонного номера, можно внести его в черный список.
  • Если раздражают сообщения оператора связи, то можно прийти в офис компании и отключить рассылку. Лучше составить письменный отказ в двух экземплярах на имя руководителя компании. Первый экземпляр передать лично представителю в офисе, а на вашем (втором) экземпляре поставить входящий номер и подпись должностного лица.
  • По поводу рекламных SMS от магазинов, такси и т. д. — написать жалобу в Калужское Управление федеральной антимонопольной службы России: 248000, г. Калуга, пл. Старый Торг, д. 5, тел.: 8 (4842) 57–65–92, электронная почта: to40@fas.gov.ru. К заявлению надо прикрепить фото SMS с вашего мобильного телефона.
наши советы
Как избежать нового спама.
  • На интернетовских сайтах не вводите номер своего мобильного.
  • В магазине не пишите его в анкетах на скидку. Если без этого нельзя получить карту, «ошибитесь» на пару цифр или напишите свой старый, недействующий номер.
  • Не переходите по ссылкам, которые присланы в SMS с неизвестного номера.
  • Не отвечайте на SMS, присланные с неизвестного номера.
Фото Любови КОРШУНОВОЙ и Игоря РУЛЕВА.

Новости по тегу
Лента настроения
28 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 5 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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