Король Шекспир

В Калужском драмтеатре показали шекспировского «Короля Лира» в постановке Александра БАРАННИКОВА. Эту интригующую премьеру театралы ждали больше года.
12:02 17.04.2013
1 4748
В Калужском драмтеатре показали шекспировского «Короля Лира» в постановке Александра БАРАННИКОВА. Эту интригующую премьеру театралы ждали больше года.
Режиссер Александр Баранников сознательно ищет трудные пути: Булгаков, Чехов, Кизи и прочие, подобные им авторы крайне неудобны для постановки. Но Шекспир - безусловный король сцены, а «Король Лир» - едва ли не самая сложная его пьеса. Сложная по невероятной плотности мысли и яростному накалу страстей.

Высокая планка
Итак, перед нами пронзительная история отца, проклявшего свою истинно преданную дочь и подло преданного дочерьми, которым он верил безоговорочно. Это история великого короля, самонадеянно отвергшего верных соратников и доверившегося корыстным негодяям. Это также и история брата, преданного братом, и отца, преданного сыном. Шекспир являет нам глубины человеческой низости, но здесь также есть место самой высокой и жертвенной любви. Планка, поднятая драматургом, не всем доступна - ни режиссерам, ни актерам, ни зрителям.
Но мы ее, похоже, преодолели! Все вместе.

Нелегкий режиссер
Конечно, любой спектакль делают актеры. А кто делает их самих? Баранникова по праву можно назвать создателем актеров. С ним бывает нелегко и некомфортно на репетициях, однако, думается, многие актеры нашего театра свои лучшие роли сыграли именно в его спектаклях. Это прежде всего - Леонид Клец, который наиболее полно раскрывается именно Баранниковым. Вот и в «Лире» его мужественный и правдивый Кент - одна из сильнейших мужских нот спектакля. Роль Эдгара не просто удача Владимира Прудникова - это новое, более высокое качество известного артиста, поражающего трагизмом. Истинно баранниковским актером становится и Григорий Саркисов, мощно и по­особому вкусно сыгравший законченного мерзавца Эдмонда. Зритель с любовью относится к Валерию Смородину как к актеру комедийному, характерному. А так ли это? Так, конечно, но в роли герцога Альбанского Смородин показывает, что ему доступен гораздо более широкий диапазон.

Памяти Никоненко
Графа Глостера, одного из центральных персонажей трагедии, должен был сыграть Анатолий Никоненко, актер романтичный и страстный. И горько сознавать, что работу над ролью мудреца и страдальца Глостера, как бы специально для него предназначенной, он закончить не успел… Светлая память замечательному артисту и душевному человеку!
Тяжелую ношу роли Глостера взвалил на себя сам режиссер. Ему было нелегко работать за двоих, но он справился и выглядел достойно рядом со своими коллегами, которые выходят на сцену каждый вечер.

Мечты актрис
Женские роли в «Короле Лире» - мечта любой актрисы. На сцене коварные, бессердечные и похотливые Гонерилья (Любовь Кремнева) и Регана (Надежда Ефременко) - и вот уже холодом потянуло, и удивительно к месту закаркали фоном трупные вороны. Молодой и красивой актрисе Марии Артемьевой удается быть молодой и красивой принцессой Корделией. Но для роли шута, самого умного персонажа трагедии, нужно поискать интонации, чтобы эту мудрость донести до зрителя.

Пахоменко - король Лир
«Король Лир» просто не может не быть бенефисом исполнителя главной роли. И наверняка многие актеры грезят о такой, но и боятся ее. Михаил Пахоменко - актер, которому вроде бы нечего уже доказывать: незаурядное дарование, огромный опыт и множество наград. Однако на премьерном спектакле Михаил Арсентьевич собирался с духом в продолжении всей первой, ой какой сложной сцены, в которой король, пораженный мнимой неблагодарностью Корделии, проклинает дочь. Думается, Лир должен быть поражен неожиданностью, но он воспринял монолог дочери достаточно ровно. Чуть позже актер все­таки попал в тональность и явил подлинного Лира: жесткого и властного до самодурства, пораженного горьким раскаянием и наконец - безумного. И уж здесь Пахоменко полностью овладевает притихшим залом. И пережив успех­бенефис­юбилей, народному артисту придется серьезно задуматься, куда же дальше двигаться после такой­то роли. Но это думы приятные,
светлые.

Те, кто за сценой
Я сказал, что автор спектакля помимо Шекспира - Баранников. Но это не совсем верно. Уже довольно много театральных работ сделано целой командой, куда входят друзья и единомышленники режиссера. Вот и в «Короле Лире» суровые и на диво функциональные декорации исполнены Кириллом Пискуновым, удивительно точно создает общую тревожную атмосферу электронная музыка Норейко. Сдержанные и красивые костюмы Королевой, а также изломанная танцевальная пластика Евтеевой - все вместе создает цельный организм спектакля.
А зрителям, осаждающим кассу театра, хочется посоветовать не стыдиться потаенных желаний и прийти на этот спектакль, чтобы получить опыт общения с настоящей трагедией.

Автор: Владимир КАРПОВ.
Фото: Игоря РУЛЕВА.

Лента настроения
10 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 1 комментарий
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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