«Без искусства мы начнем превращаться в обезьян»
Мы узнали, что за объект возник на площадке у Музея истории космонавтики.
Корреспондент «Калужского перекрестка» узнал, что за объект возник на площадке у Музея истории космонавтики, и побеседовал с его создателем архитектором Николаем ПОЛИССКИМ.
Большое необычное сооружение, которое в эти дни возводится на большой площадке у Музея истории космонавтики, привлекает к себе горожан. Кто-то с удовольствием фотографируется на его фоне, кто-то долго и непонимающе разглядывает. А дети уже вовсю играют возле него, несмотря на то, что еще идет работа.
Автор этого арт-объекта — архитектор Николай Полисский, идеолог крупнейшего европейского фестиваля лэнд-арта «Архстояние», уже несколько лет проводящегося в Николо-Ленивце, что в Дзержинском районе. И собирающего много зрителей. Среди них не только калужане, но и москвичи, и даже иностранцы.
Из Калуги – в Гаагу
Теперь Полисский осваивает городскую территорию. Этот объект он назвал «Вселенская мысль». Можно предположить, что между «Вселенским разумом», появившимся в Николо-Ленивце в прошлом году, и этой «мыслью» существует некая связь.
— Возможно, — улыбается Николай Полисский. — В Калуге многое связано с космосом, и, наверное, поэтому появился именно такой объект. На его создание ушло два месяца. А концепция появилась после того, как нам показали площадку. Это уже творческая реакция на городские реалии, пример паблик-арта.
«Вселенская мысль» простоит в Калуге до 15 марта. В этот день в городе будет обсуждаться концепция Дома новой культуры. Предполагается, что арт-объект увидят вице-премьер Сурков и министр культуры Мединский.
— Потом мы увезем его в Николо-Ленивец, а в мае он поедет в Гаагу, — говорит о дальнейшей судьбе объекта Полисский. — Там будем ставить на аллее, тоже среагируем на пространство. В Гааге меня пригласили участвовать в выставке русской скульптуры. Там будет Зураб Церетели, ну и мы тоже. Предложений о выставках поступает много. Но это не самоцель.
Всю неделю работы по материализации «вселенской мысли» шли полным ходом.
Появится «Бабур»
— А сколько же материала ушло на создание этой «мысли»?
— Ушло кубов сорок дров. Мы их привезли на фуре. Это, спешу успокоить экологов, не деловая древесина. Никакой вырубки леса мы не ведем. Используем иногда покупной материал. А если что-то и вырубается — то в рамках статистической погрешности. Такого количества дерева, какое нам необходимо для работы, достаточно для обогрева всего лишь одного деревенского дома в зимний период.
— А как, кстати, перенесли зиму арт-объекты в Николо-Ленивце?
— Ничего, перезимовали. Мы обследование делали, лишь кое-где архитектура повреждена. Но это все исправимо.
— Чем следующее «Архстояние» удивит?
— Фестиваль будет. В начале июля мы откроем «Бабур». Так называют музей Помпиду в Париже. Красивейшее место, ироничное. И здание тоже необычное. Мы взяли один из самых известных элементов его оформления — раструбы труб — и попытались сделать из них нечто оригинальное.
— Вице-премьер Сурков, который собирается побывать здесь, у Музея космонавтики, про вас в свое время целое эссе написал. Вы с ним знакомы?
— Я с ним лично познакомился прошлым летом, когда он приезжал в Николо-Ленивец. Очень культурный, нормальный в общении человек.
Жизнь — вещь сложная и парадоксальная, и от того, что я с Сурковым познакомился, какого-то дискомфорта не испытываю. Я думаю, что какой-то ступор для меня может наступить тогда, когда что-то нехорошее предложат сделать. Но мне власть не предлагает делать какие-то заявления. Я не рок-музыкант, не имею большого влияния на широкие массы, и в этом смысле я защищен. Наверное, мне повезло.
«Всех художниками быть не заставишь»
— Вот вы упомянули паблик-арт — освоение искусством городских пространств. Как к этому явлению относитесь?
— Во‑первых, никто не знает, что же это такое. В принципе, всегда в городах как-то оформляли пространство, и присутствовали какие-то элементы в парках. На эту тему надо думать, но ясно, что нельзя везде поставить одинаковые штуки. Тем более, чтобы они всем понравились.
Вот по Парижу иду — там мне не все нравится, в Барселоне — тоже. У меня был опыт с Пермью, где огромные ворота стоят. Народ ругается, типа — это на их деньги поставили. Но больше, наверное, оттого, что смысла не понимают. Искус-ство — вещь вообще бессмысленная, но без него мы начнем опять в обезьян превращаться.
— У вас есть уникальный опыт сотрудничества с местным населением, вы создали целую артель…
— Сейчас в ней деревенские ребята, но есть и те, кого родители в город выпихивают, а они при возможности стараются нам помочь.
Понятно, что жизнь тяжела. И всех художниками быть не заставишь. Я на этом и не настаиваю. В нашей деревне работать негде. Но вот сейчас люди начали строиться, и может, время придет, когда начнут приезжать, а не уезжать из нее.
Андрей ГУСЕВ. Фото: Игорь РУЛЕВ.
Большое необычное сооружение, которое в эти дни возводится на большой площадке у Музея истории космонавтики, привлекает к себе горожан. Кто-то с удовольствием фотографируется на его фоне, кто-то долго и непонимающе разглядывает. А дети уже вовсю играют возле него, несмотря на то, что еще идет работа.
Автор этого арт-объекта — архитектор Николай Полисский, идеолог крупнейшего европейского фестиваля лэнд-арта «Архстояние», уже несколько лет проводящегося в Николо-Ленивце, что в Дзержинском районе. И собирающего много зрителей. Среди них не только калужане, но и москвичи, и даже иностранцы.
Из Калуги – в Гаагу
Теперь Полисский осваивает городскую территорию. Этот объект он назвал «Вселенская мысль». Можно предположить, что между «Вселенским разумом», появившимся в Николо-Ленивце в прошлом году, и этой «мыслью» существует некая связь.
— Возможно, — улыбается Николай Полисский. — В Калуге многое связано с космосом, и, наверное, поэтому появился именно такой объект. На его создание ушло два месяца. А концепция появилась после того, как нам показали площадку. Это уже творческая реакция на городские реалии, пример паблик-арта.
«Вселенская мысль» простоит в Калуге до 15 марта. В этот день в городе будет обсуждаться концепция Дома новой культуры. Предполагается, что арт-объект увидят вице-премьер Сурков и министр культуры Мединский.
— Потом мы увезем его в Николо-Ленивец, а в мае он поедет в Гаагу, — говорит о дальнейшей судьбе объекта Полисский. — Там будем ставить на аллее, тоже среагируем на пространство. В Гааге меня пригласили участвовать в выставке русской скульптуры. Там будет Зураб Церетели, ну и мы тоже. Предложений о выставках поступает много. Но это не самоцель.
Всю неделю работы по материализации «вселенской мысли» шли полным ходом.
Появится «Бабур»
— А сколько же материала ушло на создание этой «мысли»?
— Ушло кубов сорок дров. Мы их привезли на фуре. Это, спешу успокоить экологов, не деловая древесина. Никакой вырубки леса мы не ведем. Используем иногда покупной материал. А если что-то и вырубается — то в рамках статистической погрешности. Такого количества дерева, какое нам необходимо для работы, достаточно для обогрева всего лишь одного деревенского дома в зимний период.
— А как, кстати, перенесли зиму арт-объекты в Николо-Ленивце?
— Ничего, перезимовали. Мы обследование делали, лишь кое-где архитектура повреждена. Но это все исправимо.
— Чем следующее «Архстояние» удивит?
— Фестиваль будет. В начале июля мы откроем «Бабур». Так называют музей Помпиду в Париже. Красивейшее место, ироничное. И здание тоже необычное. Мы взяли один из самых известных элементов его оформления — раструбы труб — и попытались сделать из них нечто оригинальное.
— Вице-премьер Сурков, который собирается побывать здесь, у Музея космонавтики, про вас в свое время целое эссе написал. Вы с ним знакомы?
— Я с ним лично познакомился прошлым летом, когда он приезжал в Николо-Ленивец. Очень культурный, нормальный в общении человек.
Жизнь — вещь сложная и парадоксальная, и от того, что я с Сурковым познакомился, какого-то дискомфорта не испытываю. Я думаю, что какой-то ступор для меня может наступить тогда, когда что-то нехорошее предложат сделать. Но мне власть не предлагает делать какие-то заявления. Я не рок-музыкант, не имею большого влияния на широкие массы, и в этом смысле я защищен. Наверное, мне повезло.
«Всех художниками быть не заставишь»
— Вот вы упомянули паблик-арт — освоение искусством городских пространств. Как к этому явлению относитесь?
— Во‑первых, никто не знает, что же это такое. В принципе, всегда в городах как-то оформляли пространство, и присутствовали какие-то элементы в парках. На эту тему надо думать, но ясно, что нельзя везде поставить одинаковые штуки. Тем более, чтобы они всем понравились.
Вот по Парижу иду — там мне не все нравится, в Барселоне — тоже. У меня был опыт с Пермью, где огромные ворота стоят. Народ ругается, типа — это на их деньги поставили. Но больше, наверное, оттого, что смысла не понимают. Искус-ство — вещь вообще бессмысленная, но без него мы начнем опять в обезьян превращаться.
— У вас есть уникальный опыт сотрудничества с местным населением, вы создали целую артель…
— Сейчас в ней деревенские ребята, но есть и те, кого родители в город выпихивают, а они при возможности стараются нам помочь.
Понятно, что жизнь тяжела. И всех художниками быть не заставишь. Я на этом и не настаиваю. В нашей деревне работать негде. Но вот сейчас люди начали строиться, и может, время придет, когда начнут приезжать, а не уезжать из нее.
Андрей ГУСЕВ. Фото: Игорь РУЛЕВ.