Больной платит трижды

Болеть сейчас – непозволительная роскошь. За  все надо платить.  Конечно, у нас есть медицинский полис и мы прикреплены к поликлинике. Но лечимся ли мы бесплатно?
11:03 29.02.2012
0 3576
Болеть сейчас – непозволительная роскошь. За  все надо платить.  Конечно, у нас есть медицинский полис и мы прикреплены к поликлинике. Но лечимся ли мы бесплатно?
Недавно нам позвонила читательница и рассказала, как пыталась пробиться на прием к неврологу в своей поликлинике.
— У меня страшно болела спина (как потом выяснилось, был приступ остеохондроза), но в регистратуре сказали, что запись – на две недели вперед и талончиков нет. Предложили пойти на платный прием, — говорит Марина НЕЧАЕВА. — А когда от боли на стенку лезешь, согласишься на все.
О том, что у меня пытаются вытянуть деньги, в тот момент я и не думала. Поэтому, заплатив 450 рублей, была счастлива, что меня все же приняли. А сейчас поняла, что принять должны были бесплатно, по полису. Разве не так?
В поликлиниках могут быть платные кабинеты, но замещать бесплатную помощь платной врач не имеет права. Это указано и в Программе госгарантий. Однако на деле получается, что медицина все чаще становится для нас платной и обходится нам недешево. 

Простая арифметика

В ст. 41 Конституции РФ — а это главный документ, гарантирующий наши права, — написано: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».  Тем самым государство берет на себя заботу о нашем здоровье, потому что мы за него уже заплатили. И заплатили дважды!
Не верите? Считайте сами. Бесплатная медицина в нашей области финансируется, во-первых, из бюджета, во-вторых, из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). И бюджетные средства, и средства ФОМС — это наши с вами деньги. Ведь с любого вашего дохода взимается подоходный налог, часть которого направляется на здравоохранение. Прибавьте, что работодатель ежемесячно отчисляет определенную сумму от фонда оплаты труда в ФОМС. Вот и получается, что мы оплатили работу врачей дважды.

На что тратятся средства

Деньги, которые приходят из бюджета, поликлиники тратят на оплату коммунальных услуг, ремонты, частично — на лекарства и зарплату персонала. Доля бюджета — это примерно 55% от потребностей учреждения здравоохранения. Еще примерно 10% расходов покрывает обязательное медицинское страхование. Но это деньги целевые, они могут расходоваться только на зарплату, питание в больницах и медикаменты. Недостаток финансирования — 35–40%. Предполагается, что восполнить их должно само медучреждение за счет платных услуг и средств по линии добровольного медицинского страхования (дополнительная страховка от предприятия, где работает пациент). Но эти деньги только затыкают дыры в бюджете поликлиник.
Вот тут-то и приходится платить самому пациенту. Получается, что и пациент платит, и врач богаче не становится. И если бы бюджетное финансирование и ФОМС покрывали все расходы поликлиник и больниц, не было бы надобности в платных кабинетах.



Увы, калужане все чаще вынуждены обращаться
за платной медицинской помощью. В ожидании бесплатной очереди, которая
расписана на месяц вперед, можно окончательно потерять здоровье.


Результата не гарантируют

Конечно, когда идешь на платный прием, доктор к тебе относится более внимательно и доброжелательно. Получается, что мы платим за хорошее отношение к себе. Но частным клиникам нужна прибыль. Поэтому цель некоторых недобросовестных медиков — выманить из вас как можно больше денег, назначая все новые и новые анализы, процедуры, которые, возможно, вам и не нужны. А пациенты в состоянии стресса забывают поинтересоваться, зачем им та или иная процедура. Идет бесконечное лечение. Но ни за деньги, ни бесплатно результата не гарантирует никто!

Почему мы обречены на платную медицину

Вообще, здравоохранение любой страны не может быть нищим, потому что тогда оно не будет выполнять своих функций — охранять здоровье людей. Сегодня общепризнано, что для успешного оказания медицинской помощи затраты на здравоохранение должны составлять 6-10% валового национального продукта. Достаточно сравнить этот показатель с тем, который мы имеем в нашей стране (4%), чтобы понять, в каком глубоком кризисе пребывает отечественная медицина.
В 2010 году в Российской Федерации общие  затраты   на   здравоохранение  составили около 570 млрд. рублей, или 4% ВВП. Если принять финансирование  здравоохранения  сопоставимым с таковым в странах Восточной Европы и Балтии (не менее 6% ВВП), то в 2010 году недофинансирование отрасли составило 230 млрд. рублей (около 30% потребности), а в 2011-м этот показатель увеличился до 260 млрд. (также около 30% потребности).
Вот поэтому нас регулярно подталкивают к тому, чтобы мы пользовались платными услугами или давали деньги врачу на руки. Таким образом, одну и ту же медицинскую услугу мы сегодня вынуждены оплачивать трижды.

Количество жалоб растет
По статистике, только за полгода количество жалоб калужских пациентов возросло на 40%. Четверть из них — на вытягивание денег за медицинскую помощь по программе ОМС. Все конфликты поликлиники предпочли решить миром, и тем, кто документально подтвердил факт взимания денег (представил чеки на оплату, на приобретение медикаментов), их вернули. Всего выплачено 30 083 рубля.

запишите адресок
Куда жаловаться на медиков
1. В администрацию медицинского учреждения (главному врачу, его заместителю).
2. В министерство здравоохранения Калужской области (г. Калуга, ул. Пролетарская, д. 111, Правительство Калужской области):
  • отдел контроля качества медицинской помощи — тел.: 71–90–21; 71–90–22; 71–90–023;
  • отдел охраны здоровья матери и ребенка (по поводу качества оказываемой медицинской помощи детям и беременным) — тел.: 71–90–24; 71–90–42; 71–90–55; 71–90–18;
  • отдел организации лекарственного обеспечения (по поводу льготного отпуска лекарственных средств и лекарственного обеспечения в целом) — тел.: 71–90–45; 71–90–54; 71–90–53; 71–90–52;
  • Горячая линия «Здравоохранение» — тел.: 8–800–700–30–03;
3. В территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (г. Калуга, ул. Вилонова, д. 46) — тел.: 764–001; 764–002.
4. В Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования (по вопросам качества оказания медицинской помощи): г. Калуга, ул. Чичерина, д.1, телефон горячей линии: 72–45–46.

будь в курсе
За что нам приходится платить чаще всего?
  • За анализы, которые не влияют на постановку диагноза.
  • За дорогие лекарства при наличии более дешевых аналогов.
  • За платные процедуры (массаж, УЗИ, МРТ и т. д.).
  • За дополнительные осмотры у других врачей.
комментарий в тему
Поликлиники будут финансироваться одинаково
1 января 2012 года произошла реорганизация: муниципальные учреждения здравоохранения сменили подчинение и стали государственными. Теперь они подчиняются только министерству здравоохранения области. Что нам это дает?
— За последние годы была утрачена управленческая вертикаль в системе здравоохранения, — говорит министр здравоохранения Калужской области Сергей СТЕПАНОВ. — Медицина разделилась не только на государственную и частную, но и на медицину субъекта Федерации и муниципальную. Лечебные учреждения стали делить пациентов на «своих» и «чужих». Больницы и поликлиники в городах и даже в сельских районах области оказались в совершенно неравных условиях: кого-то муниципальные власти финансировали лучше, кого-то — хуже, а страдали от этого пациенты. Теперь, когда все муниципальные учреждения здравоохранения будут в государственной собственности, управленческая вертикаль начнет реально восстанавливаться.

Цены сравняют
Поликлиника получает деньги из Фонда медицинского страхования. У каждой услуги есть своя цена, которую определили министерство здравоохранения Калужской области и ФОМС. К примеру, прием терапевта и гинеколога в городской поликлинике стоит 234 рубля 82 копейки, кардиолога — 255 рублей 41 копейку, невролога — 269 рублей 13 копеек, эндокринолога — 214 рублей 23 копейки; УЗИ матки и придатков — 222 рубля 17 копеек, УЗИ щитовидной железы с пункцией — 399 рублей 14 копеек, исследование гемоглобина — 169 рублей 41 копейку, общий анализ мочи — 41 рубль 11 копеек. В платных кабинетах поликлиник услуги стоят дороже: консультация врача-специалиста высшей категории — 455 рублей; повторный прием — 315 рублей, консультация гинеколога–эндокринолога — 445 рублей, анализ мочи — 120 рублей, общий анализ крови — 245 рублей, УЗИ щитовидной железы — 500 рублей, УЗИ органов малого таза — 667 рублей.
— В поликлиниках Калуги платный прием стоит сейчас в 1,5–1,6 раза дороже по сравнению с ценами ФОМС, — говорит первый заместитель исполнительного директора территориального Фонда обязательного медицинского страхования Калужской области Фаик ИСМАИЛОВ. — Но в ближайшее время ситуация изменится. Платный прием и прием по отчислениям из ФОМС будут стоить одинаково. Сейчас люди часто жалуются на то, что в поликлиниках много платных услуг. Цены решено уравнять. Установит их министерство здравоохранения Калужской области. Тогда и заинтересованность врачей в платном приеме
отпадет.

мнение врачей государственных клиник
Есть ли будущее у бесплатной медицины?
Виктор МИХАЙЛОВ, главный врач Областной детской больницы:
— Существуют государственные гарантии бесплатной медицинской помощи. Платная медицина не будет заниматься, например, онкологическими больными! Государственная медицина должна быть всегда. Те услуги, которые мы сейчас оказываем, платные клиники не оказывают. Да, у нас есть очереди. Но тот, кто срочно нуждается в приеме, будет принят сегодня же, обязательно, минуя запись. Врач пишет на карточке слово «cito», что означает «срочно», и оказывается экстренная помощь. Бывает, что пациент идет на платный прием, а мы его разворачиваем и направляем на ту же процедуру бесплатно.

Андрей КОРНИЛОВ, хирург урологической специализации:

— Чем лучше будет развиваться экономика нашей страны, тем больше денег будет вкладываться в модернизацию здравоохранения и тем больше будут получать врачи. А вы знаете, сколько сейчас получает хирург с 22‑летним стажем? Нам, врачам, все равно, кто будет финансировать медицину. Когда человек заинтересован в своей работе — и настроение улучшается, и качество обслуживания повышается.



Николай МАЛЯРОВ, главный врач поликлиники № 5:

— Пока будет существовать Фонд обязательного медицинского страхования, будет существовать и бесплатная медицина. 95% платных услуг у нас составляют профосмотры. Кабинеты платных услуг существуют в поликлинике для того, чтобы разгрузить потоки профосмотров. Есть очередь на УЗИ — 2–3 недели, но это предусмотрено законодательством. Если кто-то хочет срочно сделать эту процедуру, он идет в платный кабинет. Но этот поток составляет 3% от общего объема платных
услуг.

мнение врачей частных клиник
Лариса АНФАЛОВА, врач-кардиолог, директор крупной клиники:
— Наша клиника существует уже 6 лет. У нас работает 9 постоянных врачей и 30 совместителей. И я могу сказать, что платная медицина будет развиваться дальше. Платная и бесплатная медицина должны сотрудничать. Бесплатная гарантирована для детей, инвалидов, пожилых людей. Это — экстренная медицина, и она должна быть более оснащенной. И все должно быть прозрачно: есть платные клиники, есть — бесплатные. Не должно быть в госучреждениях платных кабинетов. Не должно быть очередей. Как кардиолог уверяю: не может больной человек ждать УЗИ сердца 2–3 месяца! Если поликлиника не справляется, вводите ночные дежурства, работайте в несколько смен. Полис гарантирует медицинскую помощь, но поликлиники не занимаются профилактикой. Если придет человек, скажет: «Мне 50 лет, хочу пройти полное обследование», ему сделают общий анализ крови, мочи и кардиограмму. Все! Потому что остальные мероприятия не входят в программу Фонда обязательного медстрахования. И, если что-то сделаешь сверх этого, сотрудники страховых компаний, которые дотошно проверяют врачей, скажут: «А на каких основаниях? У него были жалобы на боли в груди?» А мы в обследованиях не ограничены. И сейчас можем выявлять болезни на ранних стадиях, делать онкомаркеры, чтобы определить факторы риска онкологии. Конечно, цены высокие. Но мы платим за аренду помещения, за коммунальные услуги, за санитарные проверки, отчисляем большие налоги. Плюс оборудование и расходные материалы, которые тоже стоят очень дорого. Например, аппарат УЗИ — 2,5 млн. рублей, рентгеновский — 10 млн. рублей, а срок его работы — 5 лет.
К сожалению, у нас пока нет должного закона о медицине. У меня во Франции живет подруга, она — врач. В этой стране медицина на 80% — платная. Но там в госклиниках и частных медучреждениях приблизительно одинаковые цены, есть четкие стандарты. У нас такого нет. Недавно вышел закон «Об охране здоровья», но в нем прописаны только права пациентов. У врачей прав нет.
Александр КАРШИН, ЛОР-врач:
— Я работаю в частной клинике, потому что здесь у меня есть полчаса на пациента и я спокойно, не спеша, могу осмотреть его в полном объеме. Здесь правильно построена организация медпомощи, нет аврала. И я получаю адекватную своей работе, своей квалификации зарплату. Это избавляет меня от соблазна ждать материального поощрения (взяток) от пациентов. Кроме того, я здесь не делаю многих бестолковых вещей, которые заставляют делать в госучреждениях. Я не должен работать в рамках бесплатных лекарств, которые определены списком. И отвечаю только перед пациентом.

Светлана ЩЕРБАК, гинеколог:
— Будущее у бесплатной медицины есть. Я работаю в 4‑й женской консультации и по совместительству — в частной клинике. Но бесплатная медицина отводит мне 12 минут на одного пациента. При этом я должна принять 25 человек в день! Повезет, если кто-то не придет на прием или кому-то просто нужна консультация. За счет этого и выигрываем время. Некогда даже чай попить и в туалет сходить! Отношение к пациентам в платной и бесплатной клинике у меня одинаковое, оно не меняется. Но в частной я уделяю пациенту больше времени, могу дольше поговорить с ним, успокоить — работаю еще и как психотерапевт.

глас народа
Где лечат лучше?
Светлана ГОРОДНИЧЕВА:
— Мне нужен невролог, поэтому я пришла на прием к платному доктору. Ходила в свою поликлинику. Один раз, второй. Мне там не то что не помогли — просто отмахнулись. Отношение врача к пациенту очень важно.




Наталья ЗУЕВА:

— У меня, помимо основного полиса медицинского страхования, есть страховка от работодателя. Ходить лечиться я предпочитаю по ней. И считаю, что в платных клиниках лечат качественнее. И отношение врачей более внимательное — приятно к ним приходить. А главное — не приходится стоять в очереди.



Ирина ГРЕЧАНИНОВА с дочкой Полиной:

— Я с дочкой хожу в платную клинику, потому что нет очередей, врачи хорошо относятся к пациентам и потому что здесь лечат. У моей Полины — хронический тонзиллит. В детской поликлинике на Вилонова, где мы очень долго лечились, нам не помогли, все время ромашку прописывали. А здесь ходим на процедуры — и дочка чувствует себя лучше.


от редакции

Брать деньги с заболевших людей, которым в этот момент очень плохо, по меньшей мере, неприлично и недостойно. И хорошо бы на работу в больницу принимали врачей только с высокими нравственными принципами. Но, к сожалению, приходится сталкиваться даже с вопиющими случаями, когда смертельно больным людям отказываются бесплатно сделать обезболивающий укол или врач выписывает БАДы, за рекламу которых ему платит фармацевтическая фирма. Не говоря уже о взятках! Вот за что надо серьезно наказывать. Конечно, есть у нас замечательные врачи, настоящие профессионалы, честные и чуткие люди. И обидно, что они получают нищенскую зарплату за то, что возвращают людей к жизни, проводят уникальные операции. Но в самой печальной ситуации оказываемся мы, пациенты, потому что нам приходится выстаивать очереди, терпеть пренебрежительное отношение врачей и отдавать свои деньги, потому что бесплатное, гарантированное Конституцией здравоохранение превращается в платное.

обратная связь
Дорогие читатели!
А как лечитесь вы — платно или бесплатно? Расскажите нам о своем опыте общения с врачами. Звоните в редакцию по тел.: (4842) 79–04–54, или пишите по адресу: 248000, г. Калуга,
ул. Космонавта Комарова, 36, «Калужский перекресток». Электронная почта: st@kp.kaluga.ru

Автор: Светлана ТЕПЛЯКОВА.
Фото Игоря РУЛЕВА.
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
eyJpdiI6InVpM0tkRGZDdmpyeHdncWZNc3dydGc9PSIsInZhbHVlIjoiMUhGM0o3V2k2SllzWlgrMVpFbDFQNUUwWnVXZG03Y01zalhoQjN6dnFEUWRhT2JUNFB5d1lscFYybElVZWRSQXpKVHRKakhQakVKeGhvQmhlV0d0Y1l5ZCs1YWdjTCswTFM1WWtmKzh1UkoyRWlqcG9XZ2F3d2NIWjIvbWZwVC9rUkxLRit2cVpCN1NIVTNPOGExeWhxSmxtVDZGeThCTlU4dnVNUmFEeHBYeTJtSnRhZ2FUSzlHSVJzNmo0TklJRG9jN2FHc3A2amphZmNJcDAwRFNkbWpxWXNObEc0bmsyUFlHeEQwV3FSTjRhbHhsZEJtZXVxT1ZKeFBSZGw5eXl2QTFPMEpyRVpvT1hHdm1Gb2FOUE90YTNyVUR0ejFoK0ljbng3bjFSc2NBQm1oTTdjV0c0bWRjT0VUMHBMUyt2UERTcmZOM2RpaG5hNG9ldXZ4UXZkMDc2ZWZySkFRODF4eXVoc3AvTjQyT3ZvSWJxWW9oZ0RpbzMvZUlNQ3pINzBmL3orZU81elE1YThJb1lkSTJiK25VRjdwRUd0ZzlsbVdURm9YczkyY3ZxaVB4Uko3NXZsTjRMaXY1ejRiRCIsIm1hYyI6IjA0NTVkMzE4NGEzODA5ZmNlZDg1NGUyNWM2MGM4MWYxZGI4ZTI0ZTUxZDU4NmI3OTllZDUxYzIyNWM5ZGFlY2IiLCJ0YWciOiIifQ==
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