Нужны ли в школах уроки православия?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, корреспонденты «Перекрестка»
побывали на факультативном занятии по основам православной культуры в
калужской школе № 8.
Споры о том, нужны или не нужны школьникам уроки по основам православной культуры, недавно разгорелись с новой силой. Поводом послужило выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на прошедших в Москве рождественских чтениях. Патриарх заявил, что он намерен активизировать диалог с государством по вопросу изучения религии в школе.
ОПК и... сказки Андерсена
Разобраться в этой проблеме мы решили с помощью тех учителей, которые ведут факультативы или кружки по основам православной культуры. В Калуге они существуют в 13 школах, участвующих в эксперименте по изучению ОПК. В их числе есть и школа № 8. Основы православной культуры здесь третий год ведет Вера Борисовна Капустина, учитель истории и обществоведения.
— Все занятия я разрабатываю сама, — говорит Вера Борисовна. — При подготовке пользуюсь учебной программой Бородиной. Но, вообще, пока я не знаю ни одного автора учебника, который мог бы вот такую программу просто и понятно донести до детей. Поэтому при подготовке к уроку я использую самую разную литературу — и историческую, и художественную, и духовную.
А еще, как выяснилось, Вера Борисовна использует на своих занятиях… сказки Андерсена!
— Потому что они имеют глубокое нравственное начало, — поясняет учительница. — С их помощью детям можно доступно объяснить, что такое терпение, прощение, самопожертвование. Сейчас вы сами все увидите.
Урок-дискуссия
Начинается урок. В классе 19 пятиклассников. Но постоянно факультатив посещают примерно 10 из них. Тема урока — «Дом и семья». Вначале — проверка домашнего задания. Школьникам нужно было придумать интересный рассказ о ком-либо из родственников.
Почти все рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, одна девочка даже принесла фотографию своих далеких родственников.
— Представляете, прошло столько лет, а вы помните о ваших родных. Это очень важно, — говорит Вера Борисовна. — Скажите, а вот бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры, все вместе — это что?
— Семья! — хором отвечают дети.
— Правильно. Вот сегодня мы и поговорим о том, что такое семья в православной культуре.
Дальше ребятам предлагают обсудить старинные русские пословицы о семье.
— «Не красна изба углами, а красна пирогами». О чем это? — спрашивает Вера Борисовна.
Пятиклассники охотно включаются в разговор:
— Если дом некрасивый, неказистый, то это еще не значит, что там живут плохие люди.
— Это значит, что в доме живет хорошая хозяйка.
— А как понимать: «Муж и жена — одна душа»? — снова спрашивают у детей.
— Ну, это значит, что муж и жена — это одно целое, — рассуждает одна из школьниц. — Что они помогают друг другу и все у них хорошо.
В форме такой дискуссии построен весь урок. Пятиклассники обсуждают отрывок из «Домостроя», тот его фрагмент, в котором речь идет о воспитании детей и об уважении младших к старшим. Потом ребятам читают библейскую притчу о блудном сыне, и они снова размышляют вслух о том, почему отец простил своего нерадивого отпрыска.
В конце урока дети слушают отрывок из «Гадкого утенка». Акцент делается на фразе: «Доброе сердце гордыни не знает». И в классе опять разгорается дискуссия о том, что такое гордыня и чем она отличается от гордости.
Урок подходит к концу.
— Давайте еще раз вспомним то, о чем мы сегодня с вами говорили, — предлагает учительница.
— О семье, о любви, об уважении к родителям, — перечисляют школьники. — А еще о прощении.
«Нужна хорошая программа!»
— На мой взгляд, такие занятия очень важны, — считает Вера Борисовна. — На каком еще уроке можно поговорить с детьми о нравственности, о любви, об уважении? На этих занятиях у детей есть возможность высказаться. Это очень важно, ведь они устают от того, что, как компьютеры, просто накапливают информацию.
И все же говорить об обязательности этого предмета, по мнению Веры Капустиной, еще слишком рано:
— Я думаю, вся проблема в том, что нет интересного, адаптированного курса. Когда будут такие уроки, когда будет интересно, тогда и общество не будет бояться этого.
мнения в тему
Владимир ТЫЛКИН, заместитель начальника управления образования г. Калуги:
— Изучение основ православной культуры — дело исключительно добровольное. Если родители школьника не возражают, то он может изучать этот предмет факультативно. Я считаю, что изучать основы православия нужно прежде всего в культурологическом аспекте, например, в курсе истории, литературы, мировой художественной культуры. Но не хотелось бы и перегибать палку. Как правило, родители ничего не имеют против этого предмета, если это не Закон Божий.
Сергей ЗЕЛЕНОВ, директор средней школы № 5 г. Калуги:
— В нашей школе основы православной культуры не изучаются. Это очень тонкий предмет, и пока я просто не вижу специалиста, который мог бы его преподавать. Есть соловей и есть воробей. Соловей консерваторию очно закончил, а воробей — заочно. Так и здесь. Человек, который преподает основы православной культуры, должен быть профессионалом с хорошей базой, которую на краткосрочных курсах получить невозможно. Так что пусть это будет человек в рясе, с академическим образованием. Но он должен пройти обучение методике преподавания данного предмета именно в школе.
Светлана Серегина, мама школьника:
— Я пока не могу однозначно ответить на вопрос, нужны или не нужны моему ребенку такие уроки. Я бы сначала посмотрела, что там рассказывают детям, с учителем пообщалась бы, а потом уже принимала решение.
обратная связь
Уважаемые читатели!
А как вы считаете, нужны ли в наших школах уроки по основам православной культуры? И какими должны быть эти занятия?
Ждем ваших писем по адресу: 248600, Калуга, ул. Комарова, 36, «Калужский перекресток», и на электронный адрес: kolosova@kp.kaluga.ru.