Сколько и чему учиться, ученики могут выбирать сами
В этом году несколько калужских школ практикуют систему занятий по индивидуальным учебным планам.
Какой ученик не мечтал сам выбирать, какие предметы и в каком количестве ему изучать? Голубая мечта школьников всех времен и народов сбылась для учеников 19-й и 24-й гимназий и лицеев 36 и 48. Правда, сбылась отчасти. Совсем отказаться от какого-то предмета в пользу другого нельзя. Зато старшеклассники могут выбирать, изучать ли предмет на базовом уровне или на углубленном — профилирующем.
Выбрать профильный предмет ученик может, если в аттестате за 9-й класс у него тройки максимум по трем-четырем предметам, он сдавал экзамены и получил хорошие показатели по данному предмету.
Выбрать профиль десятиклассник может с письменного согласия родителей. Кроме того, у него есть три возможности изменить индивидуальный план: до первой недели октября, после окончания первого полугодия 10-го класса и после окончания 10-го класса.
— Пройдя через профильные классы, в этом учебном году мы решили попробовать индивидуальные планы, — говорит директор 48-й калужской школы Галина Зиновьева. — Ребенок, который учился, скажем, в физико-математическом классе, поступает на экономический факультет. Математика ему для поступления пригождается, физика — нет, зато нужно обществознание, на которое делается акцент совсем в другом профильном классе. Но так как по программе индивидуального обучения мы работаем только первый учебный год, говорить о результатах, по-моему, пока еще рано.
Практиковать индивидуальные планы раньше других калужских учебных заведений стал 36-й лицей.
— Мы пришли к выводу, что это очень перспективное направление, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 36 Калуги Наталья Терехова. — Куда более прогрессивное, чем профильные классы, которые мы практиковали 11 лет.
Индивидуальные учебные планы «отменяют» классы в традиционном их понимании.
— В том, что традиционные классы, где ребята в одном и том же составе ходят на все предметы, отмирают, я не вижу ничего плохого, — говорит Наталья Львовна. — Напротив, так, можно сказать, формируются кружки единомышленников. Одно время я наблюдала странную картину в коридорах. Математики-одиннадцатиклассники и на переменах держались вместе, той же группкой. Издалека было видно, что у них в компании шли какие-то горячие дискуссии. Когда однажды прислушалась, оказалось, что они решают задачи.
— Заниматься в одном классе с ребятами, которые так же, как и ты, интересуются этим предметом, разумеется, интереснее, — рассказывает ученик 10 «А» класса лицея № 36, участник многих научно-практических конференций по физике Дмитрий Меркулов. — Я давно поставил себе цель поступить в технический вуз, поэтому и приоритеты расставил. Физику, математику и русский язык я выбрал себе в качестве профилирующих предметов. Считаю, что таким образом я экономлю свое время, так как не концентрируюсь на предметах, которые мне не так нужны для моей дальнейшей учебы. Теперь даже учительница по физике с нами по-другому разговаривает. Как с людьми, которые уже что-то знают в предмете. Знаете, так даже учиться стало интереснее.
В отдельных случаях индивидуальные учебные планы становятся индивидуальным обучением в прямом смысле слова. Одиннадцатиклассник 36-го лицея Аркадий Глушенков занимается немецким языком в классе из… одного человека.
— Первое время было непривычно ориентироваться в новом расписании, — делится с нами Аркадий. — Хотя нам с расписанием еще повезло. Со слов моих друзей из другой калужской школы, где тоже в этом году ввели индивидуальные учебные планы, у них все еще более запутано. А тот факт, что я занимаюсь языком один, меня нисколько не смущает. Скорее, мне повезло.