В школах отменяют сочинения
Написание сочинения на ЕГЭ, возможно, скоро перестанет быть обязательным.
Написание сочинения на ЕГЭ, возможно, скоро перестанет быть обязательным.
— Почему в школе так мало стали писать сочинений, а если и пишут, то очень короткие? — удивляется моя знакомая.
По ее словам, класс, в котором учится ее тринадцатилетняя дочь, в этом учебном году всего один раз писал сочинение. На четыре балла достаточно было странички текста. Можно ли научиться писать сочинение, если делать это 3-4 раза в год?
Объяснять, почему снизилась речевая культура выпускников школ, можно по-разному. Одна из причин — изменения в учебной программе. В 10-11-х классах вместо трех часов литературы в неделю осталось два. В общей сложности объем изучаемого старшеклассниками материала за два года уменьшился на 68 часов. Больше часов на изучение дается только в профильных гуманитарных классах.
По словам учителей-словесников, число уроков развития речи и количество контрольных сочинений в программе осталось то же. Нормы и объемы письменных работ прежние. Но текущих, тематических сочинений стало меньше. Во-первых, много времени отнимает подготовка к ЕГЭ. Во-вторых, идет ну просто повальное списывание со сборников и из Интернета, особенно, если сочинение домашнее. Поэтому многие преподаватели предпочитают давать мини-сочинения на основе отрывка произведения либо выдумывать какую-нибудь свою тему.
В одном из блоков заданий к ЕГЭ по русскому языку — написание сочинения по прочитанному тексту объемом около одного листа. По всеобщему мнению преподавателей, уровень этих письменных работ, мягко говоря, невысокий. Сочинение в традиционной форме (по произведению) как выпускной экзамен уже сдают по желанию. В прошлом году в Калуге его выбрали единицы.
По мнению некоторых преподавателей, сочинение скоро станет факультативной формой. Для этого есть основания. Школа уже не ставит задачей готовить к итоговому сочинению. Экзамен по литературе включает задание написать небольшое изложение с ЭЛЕМЕНТАМИ сочинения или рассуждения по прочитанному тексту. Может, в скором времени этими «элементами» и ограничится обучение написанию творческой работы. Но будет ли этого достаточно?
мнение специалиста
Заместитель декана филфака КГПУ имени К.Э. Циолковского Игорь КСЕНОФОНТОВ:
— Проверка работ ЕГЭ показывает, что выражать свои мысли выпускники могут с большим трудом. А уровень речевой культуры совершенно четко вытекает из объема прочитанных произведений: чем меньше человек читает, тем хуже он говорит и пишет.
Здесь, на мой взгляд, свою отрицательную роль сыграло изменение отношения к предмету «Литература». Из-за сокращения часов число изучаемых произведений сведено к тому, что называется минимумом. В результате из сферы читательского внимания выпали многие достойные произведения. К примеру, на единственный оставшийся в программе роман Достоевского «Преступление и наказание» отведено 4-5 уроков, столько же — на «Войну и мир», на весь «Серебряный век» — 6-7 уроков. У учеников просто нет мотивации к чтению.
В такой ситуации очень трудно научить школьника писать сочинение на литературную тему, тем более что сегодня в продаже имеется огромное количество сборников, можно списать и из Интернета. Думаю, решение проблемы здесь одно — формировать навык филологического анализа текста. Можно взять небольшой рассказ или отрывок из большого произведения и через него выйти на понимание всего текста. Это тоже сочинение, и списать в этом случае уже не получится.
советы в тему
Родителям:
- читайте с ребенком перед сном вслух. Попросите продолжить чтение, остановившись на самом интересном месте;
- всей семьей обсуждайте прочитанное;
- не навязывайте выбор книг: пусть лучше читает комиксы, чем совсем ничего;
- разрешите читать в любое время и в любом месте: в ванной, ночью и т. д.;
- не облегчайте детям жизнь, покупая сборники сочинений или перекачивая их из Интернета;
- не пользуйтесь сборниками: там много фактических ошибок;
- слушайте хотя бы аудиокниги.
Корреспондент «Перекрестка» прочитал выдержки из работ по ЕГЭ выпускников 2008 года, представленных для поступления на филологический факультет КГПУ имени К.Э. Циолковского. Суммируя мнения преподавателей калужского педуниверситета, проверявших работы абитуриентов, можно сказать, что таких «перлов» они давно не встречали в своей практике.
(Орфография и пунктуация сохранены).
«И как жаможет школьник без литературы».
«Моя сестра очень любит читать, хотя ей только 21 год».
«Первым прочитанным мной произведением была пьеса «На дне».
«Я читатель еще тот».
«Ведь того романтизма как в книге не найдешь в телевизоре».
«Толстой сказал Достоевскому, что красота спасет мир».
«Произведения Гайдара а также его отца Паустовского».
«Как изольешь семя, таким оно и вырастет».
«Дастстаевский».
«Автор встал в такую позицию, которая меня полностью удовлетворила».
«Меня прет с хороших книг».
а в это время
Экзаменов станет больше
В этом учебном году девятиклассникам придется сдавать четыре итоговых экзамена вместо двух.
К такому решению на прошлой неделе пришли на совместном совещании государственной и территориальной комиссий по вопросам итоговой аттестации учащихся.
К обязательным экзаменам по русскому языку и математике прибавились еще два экзамена по выбору. Все итоговые экзамены в 9-м классе будут сдаваться по так называемой «новой форме», то есть по форме, приближенной к ЕГЭ.
— Девятиклассники в скором будущем придут в 11-й класс, — говорит главный специалист отдела по надзору и контролю в сфере образования министерства образования Калужской области Галина ЛОПУХОВА. — То есть вскоре им придется сдавать ЕГЭ. А преемственность процедур в каком-то смысле облегчает задачи.
Другие нововведения коснулись итоговой аттестации в 11-м классе. Спектр экзаменов, которые можно сдавать в форме ЕГЭ, расширился. К 11 предметам прибавились еще два — литература и информатика.
Кстати, сегодня все вузы, находящиеся на территории Калужской области, принимают по результатам ЕГЭ.