Губернатор за пьянство сажал в тюрьму
Кроме того, он запретил поднимать цены, открыл первый в Калуге детский сад, а в своем доме устроил госпиталь.
Кроме того, он запретил поднимать цены, открыл первый в Калуге детский сад, а в своем доме устроил госпиталь.
Сергей Горчаков — потомок древнего княжеского рода — закончил юридический факультет Московского университета и поступил на государственную службу, сделав блестящую карьеру. Высокие чины на него сыпались один за другим. 6 апреля 1909 года, накануне своего 48-летия, он стал калужским губернатором. Но эта должность стала для него роковой.
В это время в губернии начались забастовки, аресты, народные восстания. Бастовали ткачи фабрики Исаева в деревне Ермолино. Уездный исправник по этому поводу подал рапорт князю, заверив, что им приняты меры к охране порядка на фабрике. Бунтовали против новой аграрной реформы крестьяне. Так, земский начальник Мосальского уезда писал 11 июня 1911 года Горчакову: «Большинство крестьян деревни Новая Александровка не допустили к исполнению межевых работ прибывшего в деревню землемера Талдыкина». Семь крестьян были за это арестованы. Горчакова же за проведение реформы наградили серебряным сувениром.
В 1912 году Горчаков построил Народный дом. Он находился на месте нынешнего концертного зала. А в 1913 году в Калуге открылся первый детский сад, первой воспитательницей в котором стала Анна Ленарт.
Готовил ветчину и разводил лошадей
В мае 1912 года в нашем городе открылась выставка Калужского общества сельского хозяйства, президентом которого был Горчаков. Губернатор лично демонстрировал экспонаты из своего хозяйства. Получил похвальный лист за приготовление ветчины, серебряную медаль за овес и тимофеевку (кормовая трава).
Горчаковы привезли на выставку и свою гордость — лошадей конного завода из Борятинского имения в Тарусском уезде. Скакунам вручили золотую и серебряную медали.
«Напился — в тюрьму!»
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, губернатор собирал ополчение. Супруга князя Анна Евграфовна организовала комитет по оказанию помощи воинам, их семьям и выделила в своем доме комнату для 10 солдат.
Горчаков объявил, что Калужская губерния находится на положении чрезвычайной охраны и издал постановление о запрете всяких народных собраний, шествий, «скоплений публики», а «также недобросовестных повышений цен на все жизненные припасы и предметы потребления…».
Запрещалось и чрезмерное употребление спиртного: «Все замеченные в нетрезвом виде на улицах и площадях, в ресторанах и вообще в общественных местах города будут привлекаться мною к самой строгой ответственности, вплоть до заключения под арест при тюрьме на три месяца».
Женат был трижды
В первый раз Горчаков женился на фрейлине двора его Императорского величества княжне Софье Дмитриевне Голицыной, но этот брак быстро распался. Второй его женой стала графиня Анна Евграфовна Комаровская. У них было двое детей: дочь Татьяна и сын Дмитрий, судьба которых неизвестна. Жизнь Анны Евграфовны сложилась трагически. Она была арестована и убита якобы при попытке к бегству.
Сам же князь Горчаков сначала уехал в Москву, где работал в журнале, а в 1918 году был арестован чекистами и сослан на поселение в Тобольскую губернию. Там он женился на некой Лидии Веселкиной, но и этот брак был расторгнут в 1925 году. А 3 июня 1927 года Горчаков скончался от тифа.
Что случилось с княгиней Горчаковой, мы расскажем вам в следующем выпуске рубрики «История нашего города».
справка «Перекрестка»
Сергей Дмитриевич Горчаков происходил из старинного княжеского рода, идущего от самого Рюрика. По семейному преданию, князь Иван Козельский имел прозвище Горчак, что, по словарю Даля, означает род травы, а также речной рыбы. Его потомки в начале XVI века взяли фамилию Горчаковы.
воспоминания современников
У Горчакова были добрые глаза
«Горчаков был тяжеловесным, добродушным человеком, тогда как его жена, похожая на мышку, была бойкая, в обращении признавала только мужское общество, — пишет в своих мемуарах Татьяна Аксакова-Сиверс. — Ее сестра Ван Зон была известной наездницей и брала призы на конных соревнованиях. Брат ее Комаровский оказался жертвой Тарновской — центральной фигуры прогремевшего на весь мир в 1910 году венецианского процесса (Комаровский влюбился в Тарновскую, а она заставила его составить завещание в ее пользу и подослала одного из своих любовников застрелить Павла, но тот остался жив. — Прим. ред.).
Зимой 1912 года мама и я приезжали в Калугу, где с большим размахом отмечались выборы губернского предводителя дворянства Николая Ивановича Булычева. Из Москвы даже был выписан хор цыган с Шурой Христофоровой во главе. На балу в Дворянском собрании блистала бриллиантами графиня Текла Орлова-Давыдова, а Сергей Дмитриевич Горчаков, взяв меня под руку, представлял гостям как свою «племянницу».
А вот воспоминания Леонида Зимонда:
«Горчакову было тогда, вероятно, лет около шестидесяти. У него была небольшая с проседью бородка и веселые добродушные глаза (во всяком случае, когда я изредка попадал во дворе в поле его зрения, — возможно, что он просто любил детей). Ничего надменного я в его облике не помню. А вот княгиня держалась очень важно и чопорно. Холодные, ничего не выражающие глаза смотрели прямо перед собой. Губы были плотно сжаты».
В Народном доме работали библиотека, спортзал, синематограф, проходили концерты и выставки.