Калужане носили кресты-«бесогоны»
С ХVII века в Калуге считали, что святой Никита изгоняет бесов, а Никитский храм пользовался большой популярностью.
С ХVII века в Калуге считали, что святой Никита изгоняет бесов, а Никитский храм пользовался большой популярностью.
В 1626 году писцом Плещеевым была составлена опись Калуги. В ней на месте Никитской церкви значится деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Все дело в том, что в 1638 году царь Алексей Михайлович вотчину боярина Ивана Романова — село Спасское (ныне Киевка) — приказал переселить в Калугу. Селяне облюбовали место рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы, помогли перестроить его и попросили в память о Никитской церкви, которая находилась в их селе, сделать один из пределов храма пределом великомученника Никиты. С тех пор храм в народе стал называться Никитским. Многие жители Калуги носили нательный крест с изображением святого вмч Никиты, побивающего плеткой беса. Такие кресты в народе именовались «бесогоны».
Пропавшая рукопись
Знаменита Никитская церковь и тем, что протоиерей Стефан Иванов, служивший в этом храме, в 1823 году нашел и переписал рукопись Ханыкова «Летопись калужская» 1791 года. В этой летописи рассказана вся история нашего края.
Стефан Иванов был потомственным священником. Родился он 26 июля 1754 года в семье дьячка Воскресенской церкви Иоанна Алексеева. Известно, что у Иванова была сестра Евдокия и жена Матрона Михайловна. Переписанную рукопись батюшка спрятал в ризне. А через год, в 1824 году, Стефан Иванов умер. Его похоронили у паперти построенной на его деньги каменной церкви в селе Воскресенское.
Вот небольшой кусочек этой рукописи, посвященный Никитскому храму:
«Сия церковь перенесена из-за Никитского рва, где ныне Козья слободка, принадлежит городу, и на месте том, где была церковь, стоит и ныне деревянный крест. А во время писца Плещеева тут им описана ветхая часовня и принадлежащая церковнослужителям земли десятина, коя занята кладбищем с 1771 года. А ныне кладбище отменено и вынесено к городищу от Яченки. Здесь же построена церковь святого Николая Чудотворца взамен той, которая была в городе, а на новое кладбище перенесена церковь святой мученицы Параскевы, потому и называется Пятницкое кладбище…
Надобно полагать, что храм тогда был деревянный, во имя Рождества Богородицы с приделом святителя и чудотворца Николая, а великомученика Никиты придел уже после переселения слобод в 1658 году выстроен вновь с колокольнею каменною, которыя доселе существует. А придел
св. Николая с того времени не существует».
Храм мешал строительству Гостиных рядов
Никитская церковь несколько раз перестраивалась и горела. К ее реконструкции приложили руку архитекторы Ясныгин и Соколов. Кстати, при строительстве Гостиных рядов храм мешал. Но его не стали трогать, и Гостиные ряды построили только до Никитской церкви. За землю, примыкавшую к Никитской церкви, одно время воевал Гончаров — оспаривал свои владения. Но безрезультатно.
Интересен и такой факт: пока в Калуге возводили Кафедральный собор, что в городском парке, здесь размещалась кафедра правящих калужских архиереев.
Сначала военный склад, потом кинотеатр
С 20-х годов ХХ века церковь грозились разобрать: было такое решение облисполкома. Но потом передумали и сделали там военный склад. Позже снесли верхние ярусы колокольни, центральный купол и открыли детский кинотеатр «Пионер». Не так давно церковь все же отдали Епархии, но повоевать священнослужителям за нее пришлось немало. Одиннадцать лет Епархия просила вернуть храм верующим, но чиновники отказывались, говоря: «Когда будет в городе детский кинотеатр, тогда вернем церковь». Только в октябре 2004 года его передали Епархии.
особое мнение
Никитский храм восстанавливают неправильно?
— Никитская церковь — старейшая в городе, — говорит калужский архитектор и краевед Иван Дмитриевич БЕЛОВ. — Сведения о ней относятся к 1626 году, но церковь существовала и раньше. Это был очень красивый храм: изящная колокольня «московской» школы с «гирляндами», 5 главок — у нас такой прием почти не применялся. Архитектор Соколов — последний, кто переделал Никитскую церковь: абсиду обустроил колоннами. Над колоннами был купол и главка. Я долго следил за этим храмом. Сейчас церковь восстанавливается, но на старых фотографиях 1780 года, сделанных Гольбергом, совершенно другая звонница. При восстановлении ее подняли на целый ярус, и получилась безобразная колонна, напоминающая минарет. Таких форм у колокольни не бывает. Окончательная кладка должна быть на уровне верха центральной главки. А сейчас у колокольни добавилось две высоты (должен быть еще один, боевой ярус), есть и другие несоответствия! Могу сказать, что не чувствуется ни архитектуры, ни дизайна. Я ходил в министерство культуры, но никто не может предоставить мне чертежей. Ушел безвозвратно уникальный стиль московской школы.