У Казаряна летают не только голуби, но и спички
Ассистентка — Валентина Толкунова
— Большинство звезд, с которыми я выступаю, — это артисты вокального жанра. У нас теплые отношения, поэтому всегда по-доброму подшучиваем друг над другом.
«Только Мануэль Казарян работает без фонограммы», — любят говорить они.
Однажды мне, можно сказать, ассистировала Валентина Толкунова. Мы с ней работали на одном московском концерте, и ее выход был сразу после моего. А сцена небольшая, и очень неудобно было держать там птиц все время выступления.
— Раз уж вы после меня выходите, может быть, возьмете у меня птиц? — попросил я ее.
Она, правда, очень боялась, что они покусают или поцарапают. Мне все-таки удалось убедить ее, что мои птицы безобидны. Перед концертом мы потренировались: птицы садились ей на руки, на голову, и все прошло гладко.
Игра в бусы
— На конкурсе в Праге в 1989 году мне очень понравился один номер. Иллюзионист работал с куклами: они появлялись, исчезали, крутились в воздухе. На куклах были небольшие бусы. Функционально в номере они никак не участвовали, их роль была чисто эстетической. Они красиво смотрелись: сверкали и переливались. Это меня сильно впечатлило, но я об этом надолго забыл. А буквально несколько лет назад я увидел еще один номер с бусами. И в прошлом году из Карловых Вар, куда мы с супругой ездили на конкурс, я привез много разных бус из чешского стекла.
В прошлом году я наконец сделал номер с ними. Идея родилась почти 20 лет назад, а до ума довел только в прошлом году. Вы когда-нибудь видели номер с кольцами? Этот номер построен по тому же типу: бусы крутятся, переплетаются, переходят одни в другие, сверкают и переливаются.
В Индии все обязаны делиться секретами
— Некоторым фокусам меня научили во время поездки в Индию на профессиональный конкурс. Тогда я представлял Россию не как конкурсант, а уже как член жюри.
Конкурс длится 3-4 дня, и все это время там идет что-то вроде форума или симпозиума. Мы с коллегами из других стран общаемся, делимся опытом. Каждый участник обязан 1-2 авторских трюка раскрыть, поделиться секретами. Из того, что я привез из последней поездки в Индию, уже начал кое-что готовить к выступлению.
Программа иллюзионного жанра очень сложная. За 2-3 года я меняю 20-30% программы. И во многом за счет таких поездок.
Тяжело бывает переубедить зрителей, когда кто-нибудь один крикнет: «Я знаю, как это делается!»
«Мы на час ушли в свое детство!» — говорят люди мне после концертов. А это, я считаю, очень полезно. Людей сейчас сложно удивить. А иллюзионный жанр в 98 процентах случаев вызывает, по меньшей мере, улыбку.
досье «Перекрестка»
Мануэль Казарян
Иллюзионист-манипулятор.
Родился в г. Армавире, Армения.
Окончил Государственное училище циркового искусства, Всесоюзную творческую мастерскую, ГИТИС (ныне РАТИ).
Лауреат многих международных конкурсов.
Обладатель двух Гран-при.
Почетный член Академии магов Индии.
своими руками
Как это делается
Не попросить Казаряна показать нам хотя бы один фокус мы просто не могли. Мало того, нам удалось уговорить Мануэля раскрыть его секрет.
Поперек одной из карт, которые достает Мануэль, он кладет обычную деревянную спичку и начинает сгибать карту. На наших глазах спичка начинает подниматься над поверхностью карты.
— Я никогда не раскрываю секретов своих фокусов, — говорит Мануэль. — Вам раскрою, потому что вы так внезапно попросили об этом. В этом жанре раскрыть секрет может разве что отец сыну или дядя племяннику. Иначе фокус пропадает.
Мануэль берет в руки карту.
— Карта как карта, — говорит он. — Ничего особенного в ней нет. А теперь посмотрите сюда. — Подносит карту к темному фону и снова сгибает ее.
На самом деле здесь особо тонкие нитки. А ведь их не видно, даже если посмотреть очень близко. Иначе это не фокус!
Эти карты мне подарили мои коллеги индусы. Но их вполне можно сделать самим. Главное — найти нитки как можно тоньше. Сейчас и яйцо змеиное можно купить, а найти нитки, думаю, не составит труда.
— Из всех карт только одна «с секретом», — делится Мануэль. — На самом деле она состоит из двух карт и тончайшей нитки, при помощи которой и будет подниматься спичка. «Невидимую» нить нужно обмотать вокруг карты. Только не поперек, а вдоль, чтобы они могли держать положенную поперек карты спичку. Моя карта обмотана ниткой пять или шесть раз. Карту нужно держать рубашкой к себе. К ее оборотной стороне приклеиваем другую такую же карту. На клей ПВА она отлично приклеится. При помощи этого клея, кстати, я много своих вопросов решил — много реквизита сделал.