Вячеслав ГОРБАТИН: «Я главный задавальщик вопросов!»
Самый неугомонный и самый креативный депутат областного парламента рассказал нам о том, как 30 лет проработал токарем, как ушел потом в депутаты, а позже стал студентом, да так увлекся, что получил целых три высших образования.
Это с легкой руки Вячеслава Горбатина на карте Калуги появились улицы с нетривиальными названиями Противотанковая, Поднебесная и Весенняя. Это благодаря ему город обзавелся собственным гербом и гимном. Это Вячеслав Александрович предложил ввести в Калуге знак городского головы — мощную позолоченную цепь, которую градоначальники надевают по особо торжественным случаям. А еще Горбатин очень любит задавать неудобные вопросы, чем порой раздражает коллег-чиновников. Кстати, сам депутат называет себя именно так: главный задавальщик вопросов.
— Вячеслав Александрович, ходят разговоры, что вы все про всех знаете и что у вас якобы даже имеется досье на каждого чиновника. Это правда? — интересуюсь я у собеседника.
— Нет, это неправда, — отвечает Горбатин. — Никогда не вел дневники и не составлял картотек. У меня все в голове. Вот отец мой, тот с юности ведет дневники. Сейчас на их основе уже четвертую или пятую книгу пишет.
— А кто ваши родители?
— Отец и мать закончили ветеринарный техникум. Родился я в Сухиничах. Потом мы переехали на станцию Шлипово. После этого семья перебралась в село Неделино Малоярославецкого района. А школу я уже заканчивал в Ферзиковском районе. После школы учился в ГПТУ № 1 на токаря. На калужском машзаводе отработал больше 30 лет. Ушел оттуда в 1997 году, когда был избран депутатом городской думы.
Как депутаты названия улиц придумывали
— Я думал, что вот приду в городскую думу и, исходя из своей пролетарской сущности, буду либо поддерживать какие-то законопроекты, либо буду их отвергать, — говорит Вячеслав Александрович. — Оказалось, что ничего подобного. Надо было самим разрабатывать эти законодательные акты. Меня избрали председателем комиссии по депутатской и мандатной этике. В то время городские власти переименовали улицу Огарева в улицу Чижевского. Мы возмутились: как это так сделали, не посоветовавшись с нами? Я стал рыскать по законодательству, смотреть, какие есть наработки. Решили, что надо писать свое положение. Оно, кстати, и сейчас действует. Это вот был первый наш документ.
— Вообще, назвать улицу — это довольно-таки сложное дело, — признается Вячеслав Александрович. — Вот, например, интересная история у улицы Калужского Ополчения. Сначала хотели назвать ее Лихунами, она как раз в той стороне. Но члены комиссии сочли это название каким-то разбойничьим. А потом вспомнили, что в Калуге во время войны 1812 года формировалось ополчение. И как раз примерно в том краю. Вот так и родилось название улицы. Наша комиссия придумала улицу Поднебесную. Сейчас уже и не помню, как родилось это название. Или вот в Секиотово на одной улице появилось шесть или семь новых коттеджей, и местные жители попросили назвать их улицу. Поехали с депутатами в Секиотово. Пообщались со старожилами. А они нам и говорят: вот здесь во время войны был противотанковый ров. Мы подумали: а если мы назовем эту улицу Противотанковой? И назвали.
— Были моменты, когда народ не соглашался с нашими названиями, — продолжает депутат. — Например, на Северном нужно было назвать улицу. Думали-думали и назвали ее Базовой. После этого в думу пришли жители улицы и стали возмущаться. Мы интересуемся: «А какое название хотите?» — «Хотим, чтобы была улица Светлая». Мы согласились, и улица стала называться так. А еще однажды к нам поступила просьба назвать одну из калужских улиц именем Совета Европы.
Учиться, учиться и учиться!
— У вас три высших образования. Учились вы, будучи уже взрослым человеком. Зачем вам это понадобилось?
— В молодости желания получать высшее образование у меня не было. Может, потому что мотивации особой не было, — размышляет Вячеслав Горбатин. — Например, тот же инженер-технолог с высшим образованием получал тогда 120 рублей. А я, начинающий токарь, молодой пацан, уже зарабатывал 180. А когда пришел в городскую думу и начал заниматься депутатской работой, понял, что мне знаний не хватает, что где-то мне лапшу на уши вешают. И для того чтобы разобраться, что к чему, я пошел учиться в Северо-Западную академию. Там я закончил два факультета: финансы и кредит, а потом меня пригласили на государственное и муниципальное управление. А после я еще на факультете психологии
отучился. Когда защищался, хотел написать дипломную работу о влиянии слухов в органах государственной власти. Но не написал, потому что материал слишком сложно подобрать.
— Четвертое высшее получать не собираетесь?
— Нет, не собираюсь. Я где-то вычитал такую фразу, что лишнее образование — это вредное образование.
Про семью, дачу и забор из можжевельника
— Как жена относится к вашей столь активной общественной деятельности?
— Отрицательно, — вздыхает Вячеслав Александрович. — Есть какая-то ревность, что я семье мало времени уделяю. Раньше восьми появляюсь дома нечасто. Многие мероприятия ведь выпадают именно на вечер. Я, конечно, стараюсь как-то это компенсировать. Вот, например, сегодня идем на оперетту в театр.
— А чем вы увлекаетесь?
— Увлекаюсь фотографией. Фотоаппарат у меня всегда с собой. Еще нравится в выходной день ездить на дачный участок. Что там растет? Картошка, огурцы — это само собой. Где-то десять сортов сливы, яблони, груши есть, недавно жимолость собрали. Я вот в Германии был, видел там заборы из вечнозеленых деревьев. И решил сделать у себя на участке забор из можжевельника. Еще там недалеко есть лес. За грибами туда люблю ходить.
Банк целей
— Мне однажды по электронной почте рассылка пришла, — рассказывает депутат Горбатин. — «Банк целей» называется. Там предлагалось составить жизненный план на ближайший период. Я накидал примерно с десяток пунктов. Например, в моем плане есть пункт — приобрести быструю машину. Еще одна цель — научиться ораторскому искусству. Еще хочу до 1 января сбросить в весе 5 кг. А в феврале 2009-го, по моим расчетам, мы должны наконец принять гимн Калужской области.
— А чем будете заниматься, когда ваш депутатский срок закончится?
— Я пойду в депутаты еще раз.
— А если не получится?
— В этом случае возглавлю какую-нибудь общественную организацию, — размышляет Вячеслав Александрович. — Или создам какой-нибудь психологический центр.
А вообще, — говорит Горбатин, — мне не важно, где лежит моя трудовая книжка. Мне достаточно того, что я могу влиять на ситуацию, что я могу помогать людям, могу добиваться справедливости.