У губернатора украли коляску
Мы публикуем уголовные дела сыскного отделения калужской полиции.
Театральный скандал
Летом 1914 года в Калуге выступала театральная труппа господина Гайдамаки из Мариуполя. Гастроли заканчивались, пришло время разбирать декорации. Это дело поручили двум рабочим — Федорову и Голубеву.
Держите язык за зубами
— Мы вместе с Николаем работали, — давал показания Голубев, — разбирали разную мебель и заметили, что между двумя диванами лежит разобранная коляска. Пошли спрашивать: — «Чья?» Никто не признается. Вечером ко мне в комнату потихоньку пришел наш портной — Андрей Васильев Крылов, говорит: «Вы уберите эту коляску подальше. Я знаю, откуда она, — из сада губернатора». Я стал его расспрашивать, почему он так думает, но Крылов сказал только, что плохо нам будет, если кто узнает про эту коляску. С тем и ушел.
Семену Голубеву поведение портного показалось странным, и он решил позвонить по телефону полицмейстеру.
Прибывшие в театр сыщики рьяно принялись за дело. Во-первых, сразу выяснили, что найденная детская коляска действительно принадлежит губернаторской чете и несколько дней назад была украдена из беседки загородного сада. Вещь дорогая, штучный экземпляр, другой такой в городе больше нет. Во-вторых, опросили всех работников театра. Выяснилось, что в последнее время в труппе постоянно совершаются кражи. У нескольких актеров и актрис пропали костюмы, а буквально на днях исчезла алая атласная драпировка.
Жду денег по почте
Подозрения пали на портного. Пока Андрей Крылов, ни о чем не зная, трудился в театре, сыщики раскопали всю его подноготную. Депеши с запросами были отправлены по телеграфу в разные концы России. Выяснилось, что 28-летний портной сам родом из Тарусы, мещанин. Его жена Агния Сидорова Крылова с двумя малолетними детьми проживает в Новочеркасске. Недавно портной отправил в этот город какие-то вещи — посылку на два места. Однако жена не смогла получить их, потому что у нее не было средств выкупить посылку. Агния Крылова сообщила об этом мужу в письме и попросила прислать деньги.
Портной вооружен и очень опасен
История умалчивает, что же было в этих посылках. Зато доподлинно известно: собрав всю информацию о Крылове, полицейские провели в его доме обыск. Были найдены электрические принадлежности, пропавшие в свое время из театра в городе Лодзь: пять медных колпачков, 25 медных пластинок для камина, один слесарный инструмент под названием «дрель», но самое главное — сыщики обнаружили у Крылова 6-зарядный револьвер системы «Бульдог». Портной признался, что купил его с рук в Москве «на всякий случай». На этом записи в деле заканчиваются.
В магазине устроили засаду
В декабре 1913 года в канцелярию сыскного отдела Калуги явился купеческий сын Сергей Сергеев Алферов — заведующий гастрономом магазина братьев купцов Алферовых, что на Никитской улице.
Караул, грабят!
— С 11 декабря из кассы крадут деньги, по 5-10 рублей почти ежедневно, — заявил купец. — Из подвала товар выносят: чай, сахар, табак, конфеты, водку, разные русские и заграничные вина. Предполагаю, за год украли товару на 1000 рублей. Воры со двора дома Кулешовой спускаются в подвал, а оттуда по винтовой лестнице проникают в магазин. Дверь закрывается на небольшой замок, к которому легко подобрать ключ.
— Не знаю, кто, но наверняка это кучер и дворник вдовы Кулешовой, — читаем в заявлении, составленном купцом Алферовым, — Никанор Куракин и Алексей Мазин.
Первым делом надо выпить
Полицейские решили сделать в магазине на Никитской засаду. В подвале затаились городовые Петр Колесников, Петр Антипов и приказчик Николай Образцов.
В начале третьего ночи на лестнице послышались шаги. Кто-то отпер замок, отворил дверь и спустился в подвал.
— Мы прятались за бочками с вином, — пишет Колесников, — вошли двое мужчин. Один взял стакан со стола и обратился к другому: «Надо сперва выпить мадеры». Пошли они к бочкам, где мы сидели.
Тут городовые с приказчиком воришек и скрутили. Те попытались сначала бежать, но это им не удалось.
Как и предполагал купец, преступниками оказались дворник и кучер.
При обыске в комнате Куракина нашли 2 рубля 19 копеек, четверть чая, пять порожних бутылок и одну бутылку в виде кувшина. В каретном сарае были припрятаны две бутылки заграничного вина: одна — «Допель-Кюмель», другая — «Улуча» и один апельсин. У Мазина нашли 4 рубля 32 копейки и товара на 100 рублей.
В конце концов оба преступника в кражах сознались. На допросах они валили вину друг на друга. Однако дали показания, что на дело ходили регулярно, два раза в неделю. Промышлять начали с марта месяца. Сначала брали понемногу, а затем втянулись. Товар носили в закусочную лавку Егора Егоровича, что в Гостиных рядах.
Кроме преступников на этом деле пострадал и кассир — Сергей Федоров Теренин. Он раньше всех заметил недостачу в 5 рублей, испугался и уволился из магазина.
А насчет городовых начальство хлопотало, просило поощрить их. Однако поощрили их или нет, история умалчивает.