Людмила Кудрявская: «Мы переписывали Высоцкого под себя»
Любительский театр – это далеко не то же самое, что театр профессиональный. Тем более театр поэтический. Но оказывается, это экзотическое явление уже 35 лет существует в Калуге. Как? Об этом мы беседуем с режиссером калужского литературно-поэтического театра Людмилой Кудрявской.
Здесь все как в семье
- Коллектив театра – это хорошие друзья. И даже больше – почти семья. У нас есть свои традиции. Например, отмечать закрытие сезона на природе и встречать старый Новый год в театре. Если на Новый год все собираются семьями, то у нас есть дополнительная возможность встретить его с «другой» семьей. Какой бы ни был день недели, что бы ни происходило, ровно в 22:00 мы бываем в театре с бутылкой шампанского и фруктами.
Что такое любительский театр? Это когда люди в свободное время собираются в том месте, куда им хочется прийти, с теми людьми, которые им приятны.
О нас, к сожалению, мало кто знает. А мы столько лет постоянно по средам работаем. У нас 15 спектаклей в репертуаре. Первый спектакль театра состоялся в 1973 году, и в этом году мы отмечаем свое 35-летие.
Таких театров, как наш, сейчас уже почти нет. Тем более редкость, когда у любительских спектаклей существует постоянный репертуар. Обычно поставят что-то, покажут раз-другой.
Ни за что не променяю любительский театр на профессиональный. Абсолютно уверена, это мое. У нас ведь кто играет? В основном люди, состоявшиеся каждый в своей сфере. По большому счету, сюда они приходят отдыхать, любимым делом заниматься, а не делать карьеру и зарабатывать деньги. А вот атмосферу профессионального театра, прямо противоположную нашей, я не люблю…
Читайте по рукам
- Однажды нам запретили ставить спектакль «Лицей, который никогда не кончается» про Пушкина, потому что его автор Юрий Корякин находился в «черном списке». В отместку за 10 дней мы приготовили «Корабль дураков» Себастьяна Брандта. Это автор XV века, но у него сказано про все, в том числе и про власть. Буффонадный спектакль с потрясающими декорациями, с огромными куклами, с говорящим попугаем, живой собакой имел успех. Именно с ним нас в первый раз отправили на Всероссийский фестиваль любительских театров в Рязань. Мы стали лауреатами, но со сложностями. По правилам в любительском театре не должно быть ни одного профессионального актера. Мы отыграли и уехали: все ведь заняты на работе. На следующий день к нам приезжает режиссер из Москвы. В жюри, видимо, решили, что среди нас профессионалы есть. Смирнова спросил, Степанова спросил, кого-то из девочек.
- Посмотрите на мои руки! – говорит режиссеру Смирнов. – Они же рабочие. Какое отношение к профессиональному театру я имею?!
Степанов тоже тогда термистом на заводе работал.
Из профессионалов на данный момент в литературном театре всего двое – я и композитор Сергей Дусенок. Нам очень повезло, что с нами работает такой человек.
За время своего существования театр успел сменить множество мест «обитания». Не знаю, как бы он выживал, если бы ему не помогал машиностроительный завод. За что его руководству огромное спасибо.
При странных обстоятельствах…
- В год смерти Высоцкого мы поставили спектакль «Нерв». Он до сих пор идет.
Я не предполагала, что вообще когда-либо его поставлю, хотя Высоцкий был «рядом» постоянно… Один мой друг учился вместе с ним в школе. А еще у меня часто появлялись свежие записи Высоцкого, потому что другие друзья преподавали в Московском университете на физмате, где Высоцкий традиционно исполнял новые песни.
В год, когда Высоцкий ушел из жизни, у нас с ребятами зашел разговор о том, что будем ставить.
- Высоцкого, – неожиданно говорю я. А ничего для постановки еще не было. И вот в течение всего одной недели в Калугу чудесным образом попадает пластинка с песнями Высоцкого, записанная в Болгарии. Мы с нее переписываем песни хорошего качества. У нас появляется возможность выбрать слайды с Владимиром Семеновичем. Мне попадается сборник с песнями, посвященными уходу его из жизни. Потом ко мне попадает рукописный «Нерв».
Я решила, что сделаю спектакль, как стук сердца, поэтому мне нужны алые костюмы. Модную тогда плащевку нашла в одном ателье именно в том количестве, которое мне нужно было. Причем столько метров в ателье раньше никогда не было! Да еще алого цвета. Комбинезоны из этой плащевки до сих пор нам служат.
Вот такие интересные обстоятельства…
Как спасали спектакль
«Нерв» мы и в Обнинск возили. Выступали в зале человек на 500. Были и те, кто стоял. А ведь тогда ребята еще не так хорошо, как сейчас, читали. Наверное, нас оценили за подвиг. А в Боровске в нас помидорами бросали.
- Антисоветского поэта привезли! – говорили нам.
Но все это было потом.
А вначале спектакль нужно было сдавать, пройти через комиссию. И я пошла на компромисс. Это было первый и последний раз в жизни.
- Читаем только про любовь и про войну, – сказала я своим ребятам. – Никаких социальных вещей. Все фрагменты, которые могут не понравиться цензуре, читать не будем. Иначе нам никогда не пройти эту комиссию.
Но когда на спектакль, который мы показывали для комиссии, начали подтягиваться зрители, я поняла, в какую ситуацию попала. Вижу, что пришли люди достойные, которые любят и знают Высоцкого, а я им тут такой урезанный вариант сейчас показывать буду. Ну, все, думаю, прощай моя репутация. В глазах таких приятных и образованных людей упасть нельзя!
А у меня ведь, по сути, тогда и выбора не было. Знаю, что долго еще после этого к нам отношение было своеобразным. Уже потом мы этот спектакль много раз показывали. Он успех имел. Но такого количества, как в первый раз, он никогда не собирал…
Досье «Перекрестка»
Людмила Константиновна Кудрявская.
Родилась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Выпускница экспериментальной группы режиссерского отделения Института культуры.
Режиссер народного литературно-поэтического театра.
Заслуженный деятель культуры Российской Федерации.