В Калуге Гагарин строил музей и охотился на лося
Он возложил цветы на могилу К. Э. Циолковского и заложил первый камень музея космонавтики. И сейчас в музее хранится мастерок, которым работал первый космонавт. А еще в фондах музея есть планшетка, на которой Гагарин во время космического полета делал записи карандашом. Почерк корявый, некоторые слова написаны неразборчиво: «9 часов 42 минуты. Взлетели. Самочувствие хорошее. Слышу «Амурские волны». Связи с Землей нет». Еще хранится копия письма Гагарина директору Калужского стекольного завода. Рабочий этого предприятия Миронов как-то написал Гагарину, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Гагарин обратился к заводскому начальству: «Прошу разобрать письмо Миронова, чтобы помочь в обмене квартиры». Просьбу космонавта уважили. Когда Гагарин просил, ему никогда не отказывали. Когда музей космонавтики только строился, Гагарин помогал. Нужен был алюминий, пожаловались Гагарину, и он ускорил его доставку.
Часы в подарок
Во время первого приезда в Калугу из-за множества официальных мероприятий Гагарину не удалось посетить дом-музей Циолковского. Но он написал записку Марии Константиновне, дочери ученого. Она болела. Гагарин желал ей здоровья и обещал приехать. Слово свое он сдержал, в 1964 году приехал неофициально с группой друзей в дом Марии Константиновны. Они долго беседовали, она ему подарила несколько работ Константина Эдуардовича. Незадолго до приезда Гагарин прислал дому-музею в подарок настенные часы. Их повесили рядом с часами Циолковского. Когда Юрий Алексеевич приехал, сел писать отзыв — и вдруг одновременно забили и одни часы, и вторые. Говорят, что он был растроган.
Любил охоту и частушки
У жены космонавта, Валентины, в Калуге была дальняя родня — семья Желобовых. Гагарины несколько раз к ним приезжали. В ноябре 1967 года в калужских лесах Юрий Алексеевич охотился на лося. Космонавта во время этой забавы берегли, не дай бог, какое несчастье случится. Но егеря свое дело знали хорошо, выгнали сохатого Гагарину прямо под выстрел. Затем в охотничьем домике неподалеку от деревни Черкасово было застолье: Гагарин с друзьями пел частушки, не стесняясь в выражениях.
Музей открывали космонавты
В апреле 1959 года группа ученых — специалистов в области реактивной техники и космонавтики — обратилась в редакцию газеты «Литература и жизнь» с предложением создать в Калуге Государственный музей истории космонавтики. Был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект, было принято 250 заявок, но победил проект большого коллектива архитекторов во главе с Бархиным. 13 июня 1961 года Юрий Гагарин заложил первый камень в основание здания. А открыл музей 3 октября 1967 года летчик-космонавт Андриян Николаев. Открытие приурочили к 10-летию запуска первого искусственного спутника Земли.
история одной фотографии
«Гагарин подарил мне цветы и расписался на пачке «Беломора»
Валерий Ильич Антипин, военный летчик, подполковник, был знаком с Юрием Гагариным.
— Они познакомились летом 1960 года в гарнизоне Чкаловский, где жили космонавты до окончания строительства Звездного, — рассказывает племянник Валерия Антипина, наш постоянный читатель Олег Советкин. — Дяди уже нет в живых, но сохранились его мемуары. Вот что он пишет:
«Однажды мой товарищ, зная, что я интересуюсь космосом, предложил сходить на спортивную площадку, где будущие космонавты играли в волейбол. Ребята все были веселые, с хорошей выправкой, старшие лейтенанты. В перерыве между соревнованиями познакомились. Я рассказал, что из Калуги, Гагарин оживился, стал расспрашивать про Циолковского. Я, наверное, первый, кто предложил Гагарину посетить город. Говорили о рыбалке, общих знакомых, но основной темы (космической) не касались, тогда было табу. Я сказал Гагарину, что хотел бы стать космонавтом. Юрий Алексеевич ответил, что сейчас это невозможно из-за моей комплекции (весил Валерий Антипин 80 кг при росте 175 см, а объем корабля был 6х3 м2. — Ред.). Однако Гагарин заверил, что в дальнейшем некоторые ограничения будут сняты.
В 1961 году 12 апреля, мы были на аэродроме, когда объявили, что в космос полетел Гагарин. Я подумал: «Неужели тот парень?» Посмотрел его фото — точно, он! Все радовались, обнимались, целовались, поздравляли друг друга, хотелось сделать что-то необычное, — хватаем ракетницы, стреляем. Отметили это «Ликером «Шасси» (так летчики называли спирт, разбавленный водой. — Ред.).
Второй раз я встретился с Гагариным, когда он приехал в Калугу 13 июня 1961 года. Мы на мотоцикле приехали на Калугу II, думали, что Гагарин приедет поездом, но потом узнали, что он прилетает в Воротынск, и помчали туда. С трудом я прорвался через охрану в первые ряды встречающих. Юрий кивнул, узнал меня, обнял, поцеловал. Я поздравил его, спросил: «Как полет?» Он ответил: «Все нормально!» Потом сказал, что собирается на Родину съездить. Кортеж двинулся в Калугу, мы — за ним. На площади Ленина (Старый торг. — Ред.) был митинг, собрался весь город, народу пришло столько, что Гагарин забеспокоился о здоровье детей и пожилых, чтоб никто не пострадал, и попросил калужан успокоиться. Меня Гагарин взял с собой на трибуну, после митинга договорились встретиться в Чкаловском. Гагарин дал мне букет роз, и попросил подарить его моей маме и расписался на пачке «Беломора». Однако встретиться больше не получилось».