«Если мы не ударим кулаком по столу, американцы ударят нас по роже»
Как и предполагали многие эксперты, ситуация в Косово «разморозила» требования о признании своей независимости со стороны целого ряда других сепаратистских анклавов в мире. И естественно, в первую очередь этот процесс затронул Кавказ. При этом события вокруг Косово показали, что, несмотря на протесты России (которые на этот раз были достаточно громкими и весомыми), американцы все же продавили свою позицию.
Это очень серьезный прецедент. Он означает, что американцы, по сути, узурпировали право в единоличном порядке решать, какая норма международного права должна превалировать в том или ином случае. То ли право наций на самоопределение, то ли право государств на сохранение своей территориальной целостности.
Коллизии этих норм были и раньше. Однако они решались на базе консенсуса в рамках ООН, где силами, способными блокировать любое решение, традиционно были государства, обладающие ядерным оружием. В первую очередь США и СССР. Так ООН функционировала до 1990-х годов. Но на этот раз, когда Россия по инерции попыталась заблокировать односторонний вариант решения косовской проблемы через Совбез ООН, этот механизм не сработал. Так же как не сработали протесты России, Франции, Германии против вторжения американцев в Ирак.
Таким образом, мы видим, что «ялтинского мира» больше не существует. А американцы фактически присвоили себе право единолично принимать решения. Соответственно волна сепаратистских настроений во всех частях света после по-
явления косовского прецедента будет обращена к США как к мировому третейскому судье.
Поэтому и судьба Карабаха, и судьба власти в Армении (мы видим, как активно местные «оранжевые» после Косово взялись за дестабилизацию ситуации в этой стране), и инциденты между Грузией, Абхазией и Южной Осетией — все это звенья одной цепи.
Сейчас южные осетины и абхазы инициировали обращение к России о признании их независимости. Очевидно, что наш вариант решения ни в коем случае не будет признан американцами. Они будут действовать по собственной схеме. И вот тут Россия в отношении этих непризнанных республик (так же, как в свое время в отношении Косово) делает, на мой взгляд, совершенно неверное заключение. О том, что если ее решение признать эти республики будет недостаточным для их полного международного признания, то она и не будет этого делать.
Но тут возникает еще один важный момент. Ситуация с признанием Абхазии и Южной Осетии принципиально различная. Хотя Грузия является союзником Америки, совершенно очевидно, что Абхазия ни при каких обстоятельствах не вернется в ее состав. Вот почему американцы в последнее время стали активно работать с Абхазией, обещая оказать поддержку ее независимости, но при условии, что она отвернется от России и переориентируется на США.
А вот южные осетины, скорее всего, будут принесены в жертву. Поскольку им только одна дорога — в Россию. Соответственно эту антироссийскую карту разыграть невозможно. Поэтому в отношении Южной Осетии Америка займет позицию, что она является частью Грузии, а Абхазия — нет. Естественно, Россия будет возмущена очередным проявлением двойных стандартов. Но на обиженных, как известно, воду возят.
Теперь что касается Нагорного Карабаха. Я думаю, что статус-кво в отношении армянских территориальных завоеваний по итогам карабахского конфликта до сих пор в значительной степени опирался на военное присутствие России. Америка это, конечно, прекрасно понимает. Но, окрыленная своим последним успехом в Косово, она предлагает свой сценарий разрешения карабахского конфликта. Понятное дело, что в обход России. И американцы предлагают юридически продвинуть это дело в том случае, если власти Армении изменят свою внешнеполитическую ориентацию.
Я думаю, что мы сейчас присутствуем при фундаментальном процессе, который уже достиг критической точки X. Это момент истины для российской геополитики. Сначала мы колебались с противодействием признанию Косово, а теперь колеблемся признать Абхазию и Южную Осетию.
Не говоря уже о том, что мы крайне вяло ведем свою ситуацию по всему СНГ. У нас уходит из рук все, что только можно. Отсутствие системной политики со стороны России при наличии спорадических эмоциональных всплесков на фоне системной и последовательной работы со стороны американцев по всем наиболее сложным вопросам приводит к тому, что критическая масса негативных последствий такого положения вещей для России постепенно накапливается. Нам нужно сейчас стукнуть кулаком по столу. Однако Москва всякий раз считает, что для этого еще не пришло время. Нужно понять, что если мы не ударим кулаком по столу, то американцы ударят нас по роже. А шанс ударить по столу у России все еще есть (под столом я, разумеется, имею в виду абстрактный объект, а не США).
точка зрения
Какой урок должна извлечь для себя Россия из ситуации с Косово.
Накануне объявления косовскими албанцами независимости края наши СМИ с утра до вечера обсуждали, как относятся к этому разные страны. Российские дипломаты ссылались на складывавшуюся десятилетиями практику международных отношений. Апеллировали к ООН и ее авторитету. Призывали своих оппонентов сохранять правовые основы взаимодействия между государствами. Наша страна не уставала заявлять о том, что в результате объявления независимости Косово будет разрушен существующий миропорядок.
Однако все это никак не изменило положения сил. И результат налицо. Существующую ситуацию можно охарактеризовать в двух словах: горе побежденным. В роли таковых в данном случае выступают сербы. Их победило НАТО, победили США, которые бомбили Югославию. И сейчас, спустя девять лет, они попрежнему пожинают плоды поражения.
В конечном итоге сегодня все решает сила. А сила не на стороне сербов. Да, если бы Россия в свое время дала им зенитно-ракетные комплексы С-300, о которых они просили накануне натовских авианалетов, то, может быть, сейчас мы и не жевали бы эту бесконечную жвачку по поводу независимости Косово. Но тогдашнее руководство нашей страны приняло другое решение, не пошло на обострение. И возможно, было право. К чему же тогда нынешнее махание кулаками после драки? Все давно закончилось. Сербия потерпела поражение. И если местные власти все-таки хотят вернуть Косово, то им нужно собирать свои вооруженные силы и опять присоединять мятежный край, невзирая на НАТО и угрозы новых бомбежек. Никакими полумерами тут не обойдешься.
И здесь-то кроется главный урок для самой России, которая сегодня вместе с сербами расхлебывает эту ситуацию. Когда необходимо проявить силу, иного не дано. Если пришло время драться — надо драться, применяя любые доступные средства, вплоть до самых жестких. Чтобы потом не захлебываться в бессильной злобе: «Правовые основы подорваны! ООН против».
Нынешний мир изменился. В нем осталась одна супердержава, которая диктует свои правила. И разговоры о сохранении привычного мирового порядка никого уже не волнуют. Разумеется, до тех пор, пока они не подкреплены реальной силой и решительными действиями по защите своих интересов.
Александр ЛАПИН.