Книги калужанина забрали в библиотеку конгресса США
Известный калужский писатель раскрывает секреты калужской истории и рассказывает, как достичь успеха в писательском труде.
Писатель родился в газете
— Как появился Ларин-писатель?
— Видимо, поводом было то, что когда-то я работал в газете «Знамя», и можно было хоть как-то печататься. Тогда ко мне в руки попали кое-какие документы — так и появилась первая моя приключенческая повесть. А в то время редактор был в отпуске и его замещал Алексей Золотин. Был, помню, недостаток в материалах, и он спросил: «Вроде у тебя там есть какая-то повесть?»… Так, в десяти или двенадцати номерах была напечатана повесть «Завтра, в восемь вечера» — о калужском угрозыске в 1918 году.
Потом я ушел работать в краеведческий музей. Архив музея и его библиотека стали моей «мастерской». Там я наткнулся на такие исторические сокровища!.. Первым делом нашел материал о Богдане Хитрово. Роман «Оружейничий», который выпустил впервые в 1992 году, — это как раз о нем. Я съездил в Оружейную палату, покопался там в архиве. Узнал, что Богдан родился у нас, в своем родовом имении недалеко от Калуги, был правой рукой царя Алексея Михайловича, создателем Оружейной палаты и всех музеев кремлевских, одним из основателей города Симбирска. А некоторые сотрудники Оружейной даже не знали тогда об этом.
Меня также очень удивило то, что о нем никто еще не писал: это ведь такая величина! И жизнь у него насыщенная была: он и воин, и дипломат, и иконным приказом заведовал. То есть все работы по росписи и реставрации икон были под его руководством. Он искал по всей России иконописцев.
Этот исторический роман серьезным получился. За него я получил всероссийскую литературную премию имени братьев Киреевских. Сейчас хочу дополнить роман новыми сведениями о боярине и переиздать его.
Фандорин отдыхает!
— Почему вы начали писать еще и детективы?
— Ну, это мне просто интересно. Детективы, они ведь имеют своего читателя. Вот, к примеру, у меня вышло пять детективов и все они разошлись по Москве, не добравшись даже до Калуги, не говоря уже о России. Но и тираж там был всего по 20 тысяч — небольшой для этого жанра.
— Сколько времени у вас уходит на написание одной книги?
— Да по-разному. Иногда месяц, иногда
полгода. Все зависит от того, какой сюжет, как там все закручено и какого рода исходный материал. Есть еще такая особенность — насколько близка тебе тема. Вот, допустим, «Двойной крест» — о событиях, которые происходили в наши дни в Калуге, — мне это было интересно, потому и написал за месяц, хотя вещь достаточно объемная.
— Какие источники используете?
— Я в милицейских архивах был, когда они только открылись. Грубо говоря, завели меня тогда в комнатку без окон, где была только настольная лампочка и стул, принесли кучу дел 30-х годов и сказали: «Даем тебе
полчаса почитать, ничего не записывать». Что у меня осталось в памяти после этого получаса, того хватило на несколько повестей. Ведь в 30-е годы у нас свирепствовала преступность.
— Как у Акунина?
— Да что там! Покруче! Если универмаги грабились, то обязательно с массовыми убийствами, если дрались, то стенка на стенку микрорайонами и так далее. Да и милиция работала не так, как сейчас: технических средств всяких не было.
— Что же все-таки вам больше нравится писать – исторические романы или детективы?
— Мне, конечно, больше нравится история. Потому что Калуга расположена в центре России, и соответственно она переживала все события, которые происходили и в Киевской Руси, и в Московском государстве. Причем именно писать, а не переписывать.
Собственно, немного и написано про это, ведь писателей-историков очень мало. Здесь вся трудность в том, что нужно проделывать огромную работу: приходится много копаться в архивах, с редкими документами, желательно с первоисточниками.
«На гордость нет… времени»
— Я слышала, что ваши книги есть в библиотеке Конгресса США. Как они туда попали?
— Случилось это вот как. В 1993 году мы были на презентации нашего издательства «Золотая аллея» в Министерстве печати. После нее подходит ко мне мужичок один и говорит: я председатель московского отделения библиотеки Конгресса, и у нас есть ваши книги, трехтомник исторических романов. Мы купили десять экземпляров, и они там не залеживаются. Скоро планируем еще приобрести. Они там без перевода читаются. И это понятно: в Нью-Йорке очень много русских. Да и в других государствах знакомые, говорят, видели мои книги — в Чехословакии, например.
— Что вы думаете о современных книгах и писателях?
— Ну, я думаю, сейчас достойные авторы у нас есть. Поляков, Пелевин, Улицкая, тот же Акунин. Правда, пос-ледний — спорный в историческом плане: много врет. Но его вещи и не претендуют на историческую правду, а в приключенческом плане пишет он хорошо, ничего не скажешь. И с книжным рынком, и с писательским процессом в России сейчас все нормально. Есть новые авторы, талантливые, прямо душа радуется.
— Достаточно быть талантливым в наше время, чтобы добиться успеха?
— Нужно трудиться, — смеется Ларин. — Таланта надо только три процента. А вот если ты талантлив и умеешь трудиться, то ничего сложного, чтобы добиться успеха, нет. Как бы объяснить? Когда работаешь, ты не чувствуешь гордости какой-то особой за то, что написал, ибо некогда. Только один труд закончишь, сразу второй надо начинать. Потому что сам по себе процесс интересен. И это раньше писатели по плану, спущенному из издательства, работали, от мнений обкомов всяких зависели. А сейчас – пожалуйста, хоть обпишись.
Досье «Перекрестка»
Александр Константинович ЛАРИН, калужский писатель, автор детективных и исторических романов.
Окончил московский заочный университет искусств. Служил в армии. Занимался легкой атлетикой, теннисом, имеет 2-й разряд по боксу.
Работал в бюро эстетики ПО «Тайфун», в редакции газеты «Знамя» (художником-оформителем), областном краеведческом музее, издательстве «Золотая аллея».
Занимается живописью, иконописью, оформлением книг. Ходит в лес за грибами, иногда на рыбалку.
Любит читать Лескова, Мельникова-Печерского, Салтыкова-Щедрина.
Лауреат Всероссийской литературной премии имени братьев Киреевских, губернской премии имени Леонида Леонова. Член Союза писателей России.
Женат.
Сейчас закончил работу над новым историко-приключенческим эстетским романом, герои которого Альбрехт Дюрер, Александр Невский, Петр Первый. Продолжает работу над романом «Путь на звезду» и книги о 20-х годах прошлого века.
Юлия ЛАПЫГИНА.