Все школы Калуги подключились к Интернет
На уроках информатики, которые во многих школах вводятся уже с седьмого класса, помимо навыков работы с компьютером детям прививают навыки работы с сетевыми ресурсами. Пользуются Интернетом и на других уроках. Всемирная паутина дает новые образовательные возможности учителям-предметникам. Говорят, от таких тематических уроков детей за уши не оттащишь. Многие школьники занимаются различными исследованиями, пишут доклады, участвуют в чтениях, конференциях и т. д. Интернет-ресурсы здесь также являются ощутимым подспорьем. В каждом компьютерном классе есть свой график доступа в сеть. Согласно этому графику школьники могут пользоваться Интернетом во внеурочное время. Но если учитель свободен, а воспользоваться сетевыми ресурсами нужно срочно, то можно и вне графика.
Интернетом активно пользуются и преподаватели, даже в большей степени, чем школьники. Однако уровень необходимых знаний у учителей-пользователей часто ниже, чем у ребят. Поэтому ежегодно около 400 преподавателей проходит обучение работе с электронно-образовательными ресурсами, а также использованию Интернета в образовательном процессе. В общем, школьный Интернет ничем не отличается от нешкольного, кроме одного момента: выйти со школьной точки доступа в сеть за пределы образовательного портала практически невозможно.
«Нет!» насилию
«Пользователям запрещается посещать сайты, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство РФ (порнография, эротика, пропаганда насилия, терроризма, политического и религиозного экстремизма, национальной, расовой и т. п. розни, иные ресурсы схожей направленности)», — прописано в одном из пунктов примерного регламента работы в сети.* Как же это требование соблюдается?
Во-первых, установлены фильтры, и на ряд сайтов зайти просто не получится. Однако фильтр — штука ненадежная. Так, к примеру, совершенно случайно по ссылке на одном из школьных сайтов удалось перейти на страницу явно эротического содержания. Да и ресурсы сети постоянно обновляются. Поэтому существует второй уровень «защиты» — личный контроль преподавателя. Он следит за тем, чтобы осуществлялся доступ только к образовательному порталу и пресекает обращение к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу. Существует список сайтов, включенных в этот портал. Он также помогает найти тот или иной ресурс. Так что без контроля школьники за компьютерами не сидят. Кроме того, в каждой школе ведется журнал учета работы в сети, в котором регистрируются пользователи. А в 1-й школе есть даже электронный журнал посещенных сайтов (на его основе составляется рейтинг наиболее посещаемых страниц). Практически возможность несанкционированного доступа к запрещенным ресурсам исключена.
Школьные сайты
Подключение школ к Интернету позволило 38 школам города создать собственные сайты. Их задачами называют систематическое информирование школьников и педагогов о деятельности школы, презентацию их достижений, реализуемых образовательных программ, формирование позитивного имиджа школы. А что конкретно можно найти на сайте школы? Во-первых, общую информацию о школе (адрес, телефоны, руководство, история, традиции и т.д.). Во-вторых, на некоторых сайтах есть информация о порядке поступления в эту школу, что может оказаться весьма интересным для родителей. В-третьих, то, что относится к образовательному процессу: справочные материалы о программах, материалы по организации учебного процесса, режиме обучения, о постоянно действующих направлениях работы школы (научно-исследовательская деятельность, результаты олимпиад и т. д.), о передовом педагогическом опыте. И наконец, материалы о текущей жизни школы. На некоторых есть форумы. Однако большая часть сайтов калужских школ находится в стадии разработки, и информация на них ограничивается в основном первым пунктом. Из-за этого «начинка» от сайта к сайту выглядит однообразной. Художественное же решение у каждого сайта свое. Есть даже «шедевры». Вероятно, в связи с этим (чтобы активизировать творческий потенциал учащихся и преподавателей) в апреле пройдет конкурс «Лучший web-сайт МОУ». Победитель, набравший большее количество суммарных баллов, будет награжден ценным призом и почетной грамотой городского головы.
— Теперь школы имеют возможность общаться со школами даже других регионов, получать информацию от партнеров и передавать свои разработки, — говорит начальник отдела мониторинга и анализа развития системы образования управления образования г. Калуги Ирина Федорова.
* Подробнее о правах и обязанностях пользователей и о других вопросах организации школьного Интернета можно узнать из постановления городского головы от 04.07.2007 № 143-п «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность муниципальных общеобразовательных учреждений в сети Интернет»:
Константин ОВЧИННИКОВ.