Калужский писатель «поставил» фингал Дане Борисовой
Сериал «Медвежья охота» по книге калужанина Петра Катериничева будет показан этой весной на Первом канале.
«Николаев хотел убедиться, что я не придурок»
Герои книги «Охота на медведя» ворочают миллиардами долларов. А писатель Петр КАТЕРИНИЧЕВ живет в ничем незамечательной калужской квартире, носит потертые джинсы и непроходящую небритость. Автора бестселлеров, которые печатают крупнейшие издательства страны, за этой картинкой и не разгадать. Между тем из литературного мира волей случая он сделал первый шаг и в мир киноиндустрии.
— Три года назад исполнительный продюсер сериала купил мои книги. Прочел и поручил меня разыскать, – вспоминает Катериничев. — Искали долго и нашли случайно через единственный в Киеве русский литературный журнал «Радуга». Там главный редактор — мой друг старинный. Он позвонил в Калугу. Так мы встретились с будущим режиссером сериала и исполнителем главной роли Валерием Николаевым. Он, по-моему, очень талантливый и умный актер. И при этом скромен, хотя и снимался в Голливуде у Спилберга. Мы с ним встретились в кафе. Перед началом работы он захотел со мной познакомиться лично: а может, я придурок! Всякое бывает! Потом мы поехали к нему домой. (К слову, там портрет Спилберга, как раньше портреты Ленина, висит на почетном месте.) Он долго спрашивал, как я вижу отдельные моменты книги. А потом и говорит: «А сейчас я, Петр, расскажу, про что ты на самом деле написал!» И рассказал! Где-то у нас мнения не сошлись! Ведь у меня мышление литературное, а у него кинематографическое.
Биржу «сняли» на ночь
— Я имел свободный доступ на съемочную площадку, но не ездил, — разъясняет автор. — Да и в написании сценария по книге не участвовал. Они профессионалы, знают лучше меня.
— Не обижает, когда твою книгу без тебя переиначивают?
— Нет. Просто книгу экранизировать – это провал. У литературы и кино совершенно разные выразительные средства. Основная сюжетная линия романа – биржевые игры, речь идет о десяти миллиардах долларов. Описывается предвыборная кампания в России. Банкиры махинациями хотят подчинить будущего президента. А какой-то брокер им противится. Он не альтруист, скорее патриот. Из сленга банкиров и название фильма. «Медведь» на языке финансистов — это брокер, играющий на понижение.
— А откуда у калужского писателя сведения о жизни биржевого мира?
— У меня любимой книгой в детстве был «Финансист» Драйзера. Кроме того, я специально общался с биржевиками во время написания книги. Кстати, в фильме была снята одна из брокерских контор России. На заднем плане в массовке сидят реальные трейдеры. Шефы пригласили их выйти на съемку ночью. Днем ведь они работают. Съемки продолжались более двух недель с 8 вечера до 6 утра. Вот так они сидели и изображали сами себя. Получилось здорово и без фальши!
Дана Борисова играла блондинку
— В фильме снимались знаменитые Эммунауил Виторган, Василий Ливанов и Дана Борисова. У нее роль интересная – красивой, но глупой блондинки. Попадание получилось идеальное. Для Даны это был дебют в кино. По сценарию любовник в пылу ревности поставил ее героине огромный синяк под глазом. Таким образом я стал косвенным виновником «увечий» популярной телеведущей. Но синяк, конечно же, был нарисованным, — уточняет Петр Катериничев.
Вертолет одолжили на один дубль
Вопрос о том, насколько прибыльно писать книги для экранизации на Первом канале, Петр Катериничев оставляет без конкретного ответа.
— На моем благосостоянии это не отразилось в лучшую сторону. Проблема в том, что в этом мире существует строгое деление авторов. Я в числе начинающих в кино. Так что сумма вышла смешная. Многие знаменитые актеры за день съемок получают больше. Да и создателям сериала пришлось ужаться. Бюджет был небольшим. Режиссер Валерий Николаев выкручивался как мог. Доходило до абсурда. Для съемок сцены в Крыму нужен был вертолет, а денег его арендовать не было. Помогла гастролировавшая в городе певица Таня Буланова. Хорошая знакомая Николаева, она заикнулась о проблеме в разговоре с военными. Один генерал тотчас пригнал вертолет. Правда, предупредил: горючего надолго не хватит. Стали снимать первый дубль. У съемочной группы вышла заминка. А на второй горючего уже не было. Приходилось экономить на всем. Вот Дана Борисова одолжила на время свой серебристый «Мерседес».
Первой жертвой сериала стал чайник
— Когда я в первый раз смотрел фильм, поставил чайник кипятить. А он сгорел! – сетует Петр Катериничев. — Мне было интересно: что там дальше будет?! Хотя книжку я читал! Хорошо сыграли! Написать роман – все равно что вышить гобелен вручную. А написать сценарий – это сложить из кубиков домик. Причем тебе изначально дают столько-то желтеньких, столько-то зелененьких. А потом приходят и требуют: надо еще пару кубиков поставить. На практике это означает, что к тебе подходит продюсер и говорит: «Видишь девушку? У нее папа очень нужный. Надо ей рольку написать хорошенькую».
Тем не менее эти особенности работы в кино пыл калужского писателя не охлаждают. Петр признается: он стал писать сценарии, и один уже готов. Пока говорить, о чем и в каком жанре, не собирается. И верит: «Медвежья охота» — это только начало.
Личное дело
Петр КАТЕРИНИЧЕВ родился и живет в Калуге. Закончил историко-английский факультет КГПУ им. Циолковского и литературный институт им. Горького в Москве. Работал учителем в школах Калуги и Киева. В настоящее время — профессиональный писатель. Автор 11 книг криминальной прозы, среди которых «Редкая птица», «Огонь на поражение», «Игра теней». Лауреат международной литературной премии «Высота». Награжден дипломом «Росзарубежцентра» за вклад в развитие русской литературы.
Ольга КУЗЬМИНА.