Легко ли в Калуге стать известным?
Каждый художник стремится представить свои творения публике. О первых шагах в этом направлении «Перекресток» поинтересовался у калужского фотохудожника Павла АСТРАХОВА.
Где в нашем городе можно показать свои работы, где начинающему фотографу выставиться проще? Это один из главных вопросов. В Калуге нет площадок, где можно сделать что-то выдающееся, большую, качественную экспозицию, не говоря уже об инсталляции или слайд-шоу — считает Астрахов. На его взгляд, не хватает Дома творчества, где для этого будут созданы все условия.
Удобно выставляться в Доме музыки. Особенно для начального уровня, если выставка узкая. Места там не много, но и договориться об организации выставки не сложно. Иногда выставки проводятся в Танеевском зале. Есть витрина магазина «Какаду», выставить там свои работы тоже достаточно просто. Главный критерий — чтобы в работах было что-то особенное, захватывающее, чтобы они не были банальными фотографиями из семейного альбома. Есть галерея «Образ», но это уже другой уровень, и там постоянные очереди.
— В основном, молодежь пытаются именно провести через организацию. Пытаются подвести к чему-то, дать совет. Люди любят, выдавая за помощь, поставить другого в рамки, — говорит Павел.
И все же последнее слово должно оставаться за автором. Отбор работ для предстоящей выставки — очень важный шаг. По мнению Павла, выставлять надо только те работы, которые нравятся самому.
Сколько стоит?
Ни в одном из вышеназванных мест за предоставление своих помещений под выставку денег не берут. Главное — договориться. Вопрос денег, тем не менее, важен, но немного в другом плане. В плане оформления работ. Особенно это важно для начального уровня. Багет, стекла, паспарту — все стоит денег. Определенных требований к оформлению выставляемых работ в Калуге, как правило, не предъявляют. Так что все зависит от желания автора и его финансовых возможностей. Можно ограничиться только стеклом — относительно дешево и достаточно стильно. А можно и багет на заказ.
— Вообще рамки можно даже арендовать, но не думаю, что в Калуге это развито на достаточно высоком уровне, — говорит Павел.
О конкурсах и творчестве
Еще одна сфера, в которой можно «засветиться» — это различные конкурсы. Насколько это важно для провинции, которой является по сравнению с Москвой Калуга, — вопрос неоднозначный.
— Нельзя сказать, что это бессмысленно — отправлять свои работы на конкурсы. Но это не особенно важно, — считает Астрахов. — Всегда побеждают оригинальные работы. А если только слать, слать, слать работы, и ничего не получать, ничего не выигрывать — это бессмысленно.
У самого же Павла за плечами не одна победа в различных конкурсах, много публикаций в фотоизданиях. Этим портфолио он обоснованно гордится и считает его хорошей базой для дальнейшего развития.
По мнению, калужского фотохудожника, участие в конкурсах, в том числе и журнальных, не самоценно. Важен результат. Конкурс — это не подпитка. Это — стимул. Выиграл — есть желание двигаться дальше. Но такое движение, по словам Астрахова, слишком медленное. Двигаться надо быстрее, на опережение.
— Удивительно, когда калужскому фотографу удается обогнать время, — говорит Павел.
— Вы опередили?
— Да, опережаю. Временами, — таков был ответ.
Создание нового, не существовавшего прежде, выход за границы традиции — вот что, если следовать мысли молодого фотографа, означает движение. Но Калуга с ее депрессивной атмосферой, по его словам, город рамок.
— А в рамках должны быть только фотографии.
— В Калуге есть интересные авторы, но они не известные, работают в стол. Они творческие люди, но не могут проявить себя. Отчасти это определяется сегодняшним состоянием молодежи, нежеланием двигаться. Если человек способен развиваться, то может великолепно развиться и сам. А научить его могут лишь азам. До остального надо доходить самостоятельно.
О двух выставках в одном зале
— Как родились такие названия двух выставок, проходящих сейчас в Доме музыки, и почему именно эти группы работ вы объединили?
— Общая концепция все равно есть. Она, как бы, вокруг меня. «Концепция резонанса» — это репортажные снимки, то есть мое видение вокруг, люди, жизнь, какая-то, может быть, суета. Влечение к мелочам, скорее всего, к каким-то тонким жизненным моментам. Это должно вызывать эмоции, то есть в этом и заключается резонанс. А «Концепция дис-резонанса» — это уже когда через меня проходят какие-то мои жизненные понятия, мысли. Опять же из резонанса что-то можно взять. Все это проходит через мой внутренний мир, и получается концепция дисрезонанса.
А связующее — это то, что я могу, допустим, с помощью своего внутреннего мира воплощать какие-то находки в концепции резонанса. И наоборот, из концепции резонанса, из накопленного опыта обычной жизни, общения с людьми могу перенять какие-то эмоции, чувства, и перенести их в концепцию дисрезонанса. В этом и заключается общая концепция.
Личное дело
Павел Астрахов родился в Одессе, но не прожив там и года, семья переехала в Калугу. Сейчас ему 20 лет. Первый раз он взял в руки камеру в семь лет. А четыре года назад состоялась его первая персональная фотовыставка. Прошлый год был особенно удачен для молодого фотографа. Он неоднократно становился победителем и лауреатом различных российских и международных конкурсов.
Константин ОВЧИННИКОВ.