В ХIХ веке калужане пили чай из желудей и умело торговали
В Калуге не знали арифметики
В журнале «Урания», издававшемся при Николаевской мужской гимназии в 1804 году, вот как было написано про жителей нашего города: «Природные жители Калуги, до открытия губернии, весьма немногие имели понятие о науках. Нравы их были просты, обычаи нелепы. Из них за просвещенного почитается тот, кто хорошо читал священные книги и буквы в письме ставить исправно мог. Даже арифметика, наука необходимая для всякого состояния, едва ли до сего времени была кому известна; далее учиться не имели способа, да и ставили за грех более заниматься науками, кроме торгу».
Рынки были на площади Старый торг, Новый торг (сейчас Театральная), Дровяной площади (пл. Победы), на улицах Садовой (ул. Кирова) и у Московских ворот (ул. Ленина). Были две ярмарки — они работали по воскресеньям, средам и пятницам: на Крестовском поле (Недалеко от Пятницкого кладбища и возле церкви Жен-Мироносиц.
На Новом торге в ход шла глиняная посуда, ткани, продавали хлеб, фрукты и овощи. Зеленщики и молочники облюбовали Плац-парадную площадь. В 1894 году торговки попросились на площадь Старый торг, мол, тут все продается лучше. Но местные торговцы взбунтовались, и все осталось, как было.
Довольно значительной была торговля рыбой, которую закупали в Астрахани, на Дону, в Тамани и привозили в Калугу на 225 000 руб. ежегодно. Хлеб поставляли из Орла, Мценска, Ельца. В городе было 600 лавок. Общая торговля калужских купцов доходила до 12 млн. рублей в год.
Продолжался расцвет до начала 30-х годов ХIХ века. Появившаяся железная дорога привела к тому, что большинство товаров проходило мимо Калуги.
Покупку обмывали в трактире
У нас не было принято торговаться за каждую копейку, как в Москве, но были свои торговые ритуалы. Об этом пишет в своей книге «Калуга и калужане» Евгений Фридгельм.
Например, на Крестовском поле, где торговали скотиной, часто были такие сцены.
— Двадцать пять, — называл продавец цену за невзрачную лошаденку.
— Двадцать два, — сомневается покупатель и обходит кобылу, ощупывая ребра. Торговец упрям и пару минут настаивает.
— Эх, — наконец срывает картуз хозяин и шмякает его оземь. — Бог велит пополам делить. Твоя взяла! Двадцать три! С полтиной…
— Идет, — отвечает покупатель и лезет в карман за кошельком. — Давай молиться.
Они поворачиваются к колокольне церкви Петра и Павла и осеняют себя крестным знамением. Один приговаривает:
— Дай Бог, чтоб и тебе служила, так как мне.
Другой говорит:
— Праскавея Пятница, угодница Божия, помоги в добрый час.
Надев шапки, они идут в ближайший трактир пить за выгаданную разницу. Такова была традиция.
Без обмана не обходилось
Кроме продавцов и покупателей на рынке обитали шарманщики, бродячие ремесленники, сапожники, чинившие прямо здесь обувь, парикмахеры, писцы. Здесь же можно было нанять маляра, стекольщика, кровельшика, землекопа. Некоторые калужане приходили сюда не за покупками, а просто поглазеть, знакомых встретить.
За рынком шились брюки без штанины, сапоги на картонных подметках. Какому-нибудь деревенскому парню могли запросто всучить что попало. Придет он домой, развернет, а там вместо штанов — обноски.
Главная забава — медведь
Иногда на Калужских базарах появлялись балаганы, дрессированные медведи, тигры, цирковые силачи.
В 1928 году краевед Мария Шереметьева так писала про Калугу:
«Остановившись где-нибудь на Старом или Новом торгу, вожаки медведей начинают игру на своих инструментах, народ собирается, и Мартын Иванович на задних лапах обходит заранее всех с бубном, собирая деньги. Затем медведи по очереди изображают: как барышни, идя на гуляние, мажутся, красятся, пудрятся, как в праздничные дни пьяные на базаре шатаются, валяются и что с похмелья бывает, как буржуй ругается с бедняком…
Когда представление закончено, поводчик дает медведю дубину, говоря: «Ну-ка, Мартын Иванович, разгони народ!» Медведь бросается с палкой на народ, зрители от неожиданности расступаются, ребятишки разбегаются, и вожаки, прорвав кольцо народа, уходят со своими медведями».
Кстати
В 1908 году калужанам предлагалось заменить чай так: «Высушите в печке желуди, смелите и пережарьте эту муку — получится приятного запаха напиток».
Татьяна СВЕТЛОВА.
Ценник
В 1898 году цены в Калуге были такие:
- говядина 1-го сорта, черкасская или лучшего нагульного скота местных пород, стоила 10-12 копеек за фунт,
- мука ржаная — 70-80 копеек за пуд,
- масло коровье — 20-25 коп. за фунт.
В 1908 г. цены поднялись:
- говядина 1-го сорта продавалась зимой по 13-15 коп.
- мука ржаная — 1 р.30 к. и 1 р.40 к.,
- масло коровье — 35-40 копеек.