Константин Афанасьев: «Я стою, рукой махаю...»
Пожалуй, старейшим представителем журналистской профессии в нашем регионе сегодня является ветеран Великой Отечественной войны, сын репрессированного в 1937 году крестьянина и школьной учительницы-дворянки, 82-летний Константин Михайлович Афанасьев, более 55 лет непрерывно связанный с газетным делом. Ему слово.
Про «машу»…
— Эти 55 лет разделились для меня как бы на две неравные половины. В советской прессе я служил до 1989 года. В «Знамени», при Фомине. Он меня невзлюбил.
Я тогда занимался сатирической полосой — «ТутКакТут» называлась. Побрехушки всякие… Написал как-то в фельетоне: «Я стою, рукой махаю…». Он меня вызывает: «Нет такого слова — «махаю». Есть «машу»!» Я ему в ответ: «Иван Иванович, а как же «…мой бедный товарищ, махая крылом» у Пушкина?..» Скандал вышел: перечить редактору вздумал!
Я в то время уже был на пенсии, написал тут же заявление об уходе. А на второй день очутился на четвертом этаже Дома печати (три первых этажа на Марата, 10, тогда занимала партийная газета. — Прим. авт.) — у Игоря Бабичева, в еженедельнике «Молодой ленинец». Это были мои самые счастливые, блаженные, творческие годы … 90-е — это то время, когда можно было выговориться, вытрепаться, высказаться.
Мы не были зажатыми, идеологическими бойцами партии. Все-таки мы были циниками и знали, как организуются народные празднества, скорби и восхищения. Знали изнутри всю эту идеологию, как все делается. У кадровых журналистов и антисоветских анекдотов, и кукишей в кармане хватало. Но это все было в кулуарах.
Про СМИ и журналистику
— Я подразделяю современную журналистику на два рода. Это СМИ — средства массовой информации и собственно журналистика. СМИ — это все, что мы сегодня видим по телевизору, слышим по радио, читаем в печати. Их спектр огромен: это и серьезные многомесячные журналистские расследования, и кропотливый ежеминутный, ежечасный, ежедневный труд по выискиванию информации на потребу массовой аудитории. Это катастрофы, политические скандалы, текущие события… К СМИ я отношу и Анну Политковскую, и тех, кто пишет о том, что в семействе Аллы Борисовны появился новый «член». Это подвиг, но не журналистика!
Для журналистики необходим собственный взгляд на вещи и умение его донести. Не только анализировать, но и обладать чувством историзма. Для меня этими чертами в полной мере обладают Леонид Радзиховский и Андрей Колесников. Как говорил Гете: «Кто не видит вещим оком глуби трех тысячелетий, тот в невежестве глубоком день за днем живет на свете…». Эти традиции идут от Салтыкова-Щедрина, от Глеба Успенского. Они же были великолепными журналистами. Это идет от полемики журнальной. Например, «Москвитянина» — с «Отечественными записками», Щедрина с Катковым…
Про веру
— Когда была советская власть, у людей, переживших все: и военную бойню, и репрессии, и голодовки, и моры, и ужас перестроечный, и неразбериху 90-х годов, была одна штука. Вера!!! Вера в то, что все образумится, все обойдется. Что все будет хорошо! Но когда грянул гимн в 2001-м, я понял — все: мы пошли назад, и ничего хорошего уже не будет. Для меня стало ясно, что наступил полный стабилизец, когда утвердили «новый-старый» гимн. Который в 1939 году впервые был исполнен по завершении XVIII съезда. Я увлекался радиоделом и слышал, как его впервые передавали по репродуктору. Тогда его объявили как «гимн партии большевиков». Мы не смотрим вперед, мы смотрим — назад!
Подготовил Максим ДЕНИСОВ.
Послесловие. У Константина Михайловича значительно ухудшилось зрение. Свои статьи он сегодня записывает на диктофон. Родные помогают их перепечатывать и размещать на сайте. На прием, посвященный Дню печати, в отличие от празднования 90-летия газеты «Знамя», его не пригласили…
Справка «Перекрестка»
Константин Михайлович АФАНАСЬЕВ родился 12 ноября 1925 года в селе Мочалове Юхновского уезда Калужской губернии. В сороковые годы работал механизатором МТС, служил в армейском железнодорожном полку. В послевоенные годы — тракторист предприятия дорожного строительства и заведующий сельской избой-читальней.
В июле 1952 года окончил культурно-просветительную школу в Калуге и был принят на должность литературного сотрудника областной газеты «Знамя». Член редколлегии и секретарь парткома всесоюзной «Учительской газеты»; редактор заводской (КМПО) и строительной многотиражек — победительниц областных конкурсов; сотрудничал с 1991-го вплоть до закрытия в августе 2007 года с газетой «Деловая провинция».
(Подробнее узнать о жизни и творчестве краеведа-журналиста-писателя К.М. Афанасьева можно здесь)
Байки от Афанасьева
Как «Калужский курьер» «Калужский щелчок» на дуэль вызывал…
У нас в Калуге, когда в 1905 году была объявлена свобода прессы, появилось множество газет. Например, «Калужский курьер» и «Калужский щелчок». Первый жил за счет рекламы шустовского коньяка. А «Щелчок» издавался на средства калужского винного склада… Вот они между собой и цапались. Вплоть до прямых оскорблений и вызова на дуэль.
Как фуражка космонавта Берегового в «Учительской газете» ночевала…
Приехал как-то к нам в редакцию «Учительской газеты» дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Береговой. После встречи с коллективом и интервью — банкет. Раздухарился, поднялся с рюмкой коньяка в руке и говорит:
— А я-то думал, что учителя не такие, как все. Что они молодое поколение воспитывают… А то я недавно был в «Пионерской правде» — так там тоже напился…
В общем, пришлось на следующий день на редакционном автомобиле его фуражку в Звездный городок отвозить…