Калужан вынуждают проходить подготовку к школе
Кто решает?
Вопрос о готовности будущего первачка к школе весьма неоднозначный. Нужно ли уметь читать, писать, считать до десяти, чтобы пойти в школу? Или же достаточно, чтобы уровень развития ребенка отвечал необходимым психофизиологическим критериям, а всему научат в школе? Педагоги и психологи сходятся во мнении, что чрезмерно умелому ребенку в первом классе будет просто неинтересно.
С другой стороны, для ребенка не будет шоком новый вид деятельности, присутствие большого количества новых людей, да и само нахождение в доселе неизвестном помещении, если он за несколько месяцев до своего 1 сентября успел ко всему этому привыкнуть.
Вопрос в другом. Могут ли представители школы вынести приговор: «Ваш ребенок к школе не готов!» и «порекомендовать» вам воспользоваться услугами подготовительных курсов? Вопрос становится острее, если курсы платные. Практика показывает, что такое как раз возможно. В большинстве школ проводятся определенные вступительные испытания, хотя это незаконно. Про выманивание денег из родительских карманов можно сказать то же самое.
Чему учат?
Пришкольные курсы бывают самые разные. Есть курсы, рассчитанные на несколько месяцев, с осени по весну, есть всего лишь двухмесячные и даже двухнедельные курсы. Различны и расписания занятий: от двух раз в месяц до пяти раз в неделю. Обучать могут как счету, чтению и прочим составляющим программам первого класса, так и просто в игровой форме приобщать детей к коллективу и школе. Наконец, подготовить ребенка к школе могут как за деньги, так и за счет заведения — все зависит от конкретной школы. Но всех их объединяет одно: они абсолютно добровольны, никто не вправе вынуждать родителей отдавать малышей на подготовку.
Что говорит закон?
Основанием для зачисления в первый класс является лишь заявление на имя директора и медкарта ребенка. Если ребенок проживает в микрорайоне, закрепленном за определенной школой, и на момент 1 сентября он достиг возраста 6,5 года, то в эту школу его принять обязаны. В другую школу ребенка должны взять только в том случае, если есть свободные места, т. е. число детей в классе меньше 25. Никакие испытания не могут считаться основанием для отказа в зачислении.
В пункте 3.1.4 приказа № 433/01-02 от 12 августа 2005 г. по этому поводу сказано: «При приеме детей в первые классы образовательного учреждения любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам». Там же говорится, что учитель или психолог могут провести консультирование, но только по запросам родителей, и дать им исключительно рекомендации по подготовке ребенка к школе.* * (С полным текстом Приказа можно ознакомиться на сайте управления образования г. Калуги)
Так что если ваш ребенок «не прошел» какой-либо предложенный школьной комиссией тест и вам настойчиво «рекомендуют» отдать его на курсы, грозя отказать в поступлении, можете смело защищать свои права: закон на вашей стороне.
Что делать?
За помощью, если ситуация принимает явно конфликтный характер и своими силами ее разрешить не удается, необходимо обратиться в управление образования г. Калуги (Дзержинского 53, каб. № 36) или по телефонам:
56-39-08 — приемная;
57-73-74 — Колоскова Марина Анатольевна, начальник отдела общего и дополнительного образования;
57-90-53 — Енгалычева Наталья Николаевна, ведущий специалист отдела.
Константин ОВЧИННИКОВ.
Кстати
За гимназиями микрорайоны не закреплены. Но и это не может служить основанием для отказа в поступлении. Проведение специальных испытаний для первоклассников гимназиям также запрещено.
Комментарий специалиста
Педагог-психолог центра «Надежда» Татьяна КАМЕНСКАЯ:
— Я считаю, что при правильной организации вреда эти курсы не принесут. Многие дошколята не ходят в садик. Таким детям эти курсы позволят войти в коллектив и привыкнуть к новой для него деятельности, к школе. Если раньше он только играл, то теперь ему предстоит учиться. В то же время есть и определенные минусы. Если ребенок придет в первый класс, умея читать и писать, а его заново начнут учить, скажем, алфавиту, это может отбить интерес к учебе: «Зачем, если я это уже знаю».
Подготовительные курсы важны и с позиции наработки определенных умений и навыков, и с позиции адаптации. Есть, например, гиперактивные дети, которым очень трудно понять, зачем 40 минут сидеть, когда можно прыгать, бегать и стоять на голове.
В плане перегрузки очень важно соотношение учебной и игровой деятельности. Переизбыток информации, которую ребенок просто не в состоянии усвоить, вызовет только негатив к тому, что его заставляют делать.
Личный опыт
Ксения Иванова, мама будущей первоклассницы.
— В этом году нашей дочери предстоит пойти в школу. О том, куда пойти учиться, мы побеспокоились заранее. Выбор пал на школу, которая находится буквально в двух шагах от нашего дома. Однако, как выяснилось позже, особого значения это обстоятельство не имеет, так как несколько лет назад школа обрела статус гимназии. Поэтому, объявил на собрании родителей дошколят директор учебного заведения, учиться в школе будут лишь те дети, кто успешно отзанимался на подготовительных курсах.
Мы за нашу дочь особо не волновались — в садике ее хвалят, в пять с половиной лет дочка самостоятельно научилась читать и писать. Считать и складывать цифры тоже умела. Заниматься на курсах ей нравилось. Правда, нас немного удивило то, что уже через несколько занятий от пяти-шестилетних детей начали требовать читать целые рассказы. И это при том, что многие ребятишки не умели еще читать даже по слогам! А однажды им задали пересказ «Сказки о попе и о работнике его Балде». Мы тут же поинтересовались у педагога, не рановато ли детям такие произведения читать. Учительница сказала, что в самый раз. Но на наш вопрос: как объяснить ребенку, что такое «оброк», ответа она так и не нашла…
Итак, мы отзанимались три месяца. Учителя, когда мы спрашивали, как занимается наша дочь, практически в один голос отвечали:
— Все хорошо! Она выполняет все задания, очень успешный ребенок.
И каково же было наше удивление, когда мы не обнаружили в списке детей, рекомендованных к обучению в данной гимназии, нашу девочку. Когда попросили объяснить учителей причину такого решения, нам заявили, что и с логикой у ребенка проблемы, и с пространственным мышлением не все в порядке, и словарный запас у нее бедный. И вообще, сказала завуч, у вас было много пропусков. Пропуск, действительно, был. Один. По болезни. Учителя убедились в этом тут же, заглянув в свои журналы. Завуч извинилась. А мы решили сходить к детскому психологу и узнать наверняка, есть ли у нашей дочери проблемы с логикой, пространственным мышлением и т.д.
Специалист проверил девочку по тесту Векслера. Результат оказался впечатляющим: ребенок набрал 125 баллов. Хотя стандарт для ее шести лет равен от 86 до 116!
Многие знакомые советуют нам теперь «разобраться как следует» с этой гимназией. А мы подумали-подумали и решили, что не стоит она того. Если уж на подготовительных курсах там такие дела творятся, то чего ждать дальше? К тому же мы подыскали другую школу. С той лишь разницей, что там не заставляют дошколят пересказывать «Сказку о попе» и не проводят тестирований и собеседований.
Обратная связь
А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели?
Звоните нам в рабочие дни по телефону 79-04-54, оставляйте комментарии на нашем сайте www.kp40.ru