В Калуге обменять мобильник большая проблема
На вопросы читателей о поправках в закон о защите прав потребителей отвечает главный специалист отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления экономики и имущественных отношений Калуги Татьяна Сальникова.
Что делать с телефоном?
— Здравствуйте, 2 декабря я купила мобильный телефон, на следующий день он «захрипел». Я повезла его в салон. Телефон взяли на экспертизу, которую обещали сделать в течение 20 дней.
— Вы подписывали какой-нибудь документ, когда магазин принимал ваш телефон на экспертизу?
— Нет, я ничего не подписывала.
— Но вам же магазин выдал квитанцию о принятии телефона?
— Да, выдал.
— А какое ваше требование указано в квитанции?
— Моего требования никакого там нет, а указано, что я его сдала на экспертизу на 20 дней, но устно я им говорила, что хочу поменять телефон на другой, качественный.
— В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»
(с изменениями от 25.10.2007) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков по своему выбору вправе потребовать:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
— Я им предъявляла требование о замене телефона!
— Вы им это устно предъявляли, а необходимо предъявить претензию в письменном виде. Вы или сами пишите претензию, или в документе, оформляемом в магазине, при возврате товара (обязательно указывайте требование потребителя). Экспертиза товара проводится в сроки, установленные законодательством: если потребитель выдвинул требование гарантийного ремонта, то экспертиза должна проводиться в сроки, установленные договором на гарантийный ремонт, но не более 45 дней, при замене на такой же или другой товар, в случае, если встал вопрос о причинах возникновения недостатка, в течение 20 дней, при возврате денег за товар ненадлежащего качества — в течение 10 дней. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы.
— Эти 20 дней, за которые они обещали сделать экспертизу, уже прошли...
— Приходите к нам с квитанцией, мы постараемся вам помочь.
— Они говорят, что мы, может быть, залили динамики водой, вот они и «захрипели».
— Выражение «может быть» неприемлемо. Я так думаю, что магазин принял у вас телефон не для проведения экспертизы, а пока лишь для проверки качества, т.е. диагностики, так как экспертиза проводится только если возник спор о причинах возникновения недостатков. «Может быть»— это не возникновение спора, а предположение, причем без оснований. Спор должен быть зафиксирован в письменном виде, т.е. потребитель должен получить ответ на свою претензию с обоснованным отказом в удовлетворении его требований (возникает спор).
— Я им позвонила, а они говорят, что я их неправильно поняла, они должны сделать экспертизу не в течение 20 дней, а в течение 20 рабочих дней.
— Нет, это неверно. Согласно действующему законодательству все сроки исчисляются календарными днями. Как я уже сказала, приходите к нам, будем разбираться с вашей ситуацией.
Не всякий товар можно поменять
— Здравствуйте, я купила сотовый телефон, могу я его поменять, если брака в нем нет, а просто он мне не нравится, неудобно пользоваться клавиатурой?
— Нет, не можете. Согласно «Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, телефонные аппараты возврату или обмену не подлежат.
— Татьяна Анатольевна, скажите, можно любой товар поменять или нет?
— Нет, В Перечне указаны такие товары, как:
- для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены, инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы ухода за детьми), лекарственные препараты;
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары;
- текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей-ленты, тесьма, кружево), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия), другие товары, отпускаемые на метраж;
- швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, чулочно-носочные);
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования;
- товары бытовой химии;
- мебель бытовая (гарнитуры и комплекты);
- изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (электробытовые машины и приборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, электромузыкальные инструменты, игрушки электронные, бытовое газовое оборудование);
- гражданское оружие;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Телевизор сломался
— Здравствуйте. 26 ноября был куплен телевизор. Через 2 недели оказалось, что у него экран бракованный. Обратились в сервисный центр. Телевизор увезли в Обнинск и 2 недели не отдают.
— Какое требование вы выдвигали?
— Ремонт. От 7 до 60 рабочих дней, представляете?
— В соответствии с законом (с изменениями от 25.10.2007) срок ремонта не может превышать 45 дней.
— Они говорят: напишем акт о том, что телевизор с браком, чтобы поехать потом в магазин и обменять этот телевизор или чтобы вернуть деньги.
— Если сервисный центр напишет такой акт, это будет хороший вариант, так как потребитель вправе выдвинуть только одно из требований. Вы выбрали гарантийный ремонт, и, только если телевизор неремонтопригодный, сервисный центр такой акт обязан написать.
Светлана Теплякова.
Об основных изменениях в Закон «О защите прав потребителей» читайте на следующей неделе.
Справка
Отдел по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления экономики и имущественных отношений находится по адресу: ул. Платова, 3, кабинет 103 .
Телефон — 53-81-57.