«Хулиганы строем ходили на мои дискотеки»
С Валентином мы встретились в его киностудии, где он снимает свою телепередачу «Кругооборот» уже 17 лет. Когда входишь в полутемный подвальчик, сразу бросается в глаза обилие плакатов рок-звезд недавнего прошлого. Это Кен Хенсли (группа «Uriah Heep»), «ДДТ», «Чайф», «Алиса», «Ария», «Наутилиус», «ЧИЖ», «Текила Джаз», «Аквариум»... «Да это целый храм!»— думается невольно.
— Это все, кто посетил нашу телестудию, — поясняет хозяин подвальчика.
Первая калужская дискотека прошла в столовой
— Как я стал диджеем? – начал разговор Валентин. – Ну, это пошло еще со школьных лет, когда мы с ребятами собирали виниловые диски. Тогда многие были «помешаны» на этом. Слушали, конечно, все самое популярное тогда: «The Beatles», «Deep Purple», «Rolling Stones», «Queen», «ДДТ», «Арию», «Алису», «Воскресенье» и другие. Стоили пластинки, как и сейчас, дорого: виниловая – 60 рублей, двойной альбом 110-120 рублей, а это в те времена была средняя зарплата. Сегодня же стоимость виниловых пластинок начинается от двух с половиной тысяч рублей.
Само дискотечное движение началось в нашем городе в 1978-м, где-то сразу после Нового года. Началось оно, могу гордо сказать, у меня дома. Тогдашний директор студенческого клуба Вера Петрова, «крестная мама» всех наших калужских дискотек, собрала нескольких человек у меня на квартире и, показывая нам журнал «Клуб художественной самодеятельности», сказала:
— Вот, смотрите, в Прибалтике есть такое дело — дискотека. Почему бы и нам не устроить?
Ну, мы подумали и решили попробовать. Встал вопрос, кто будет ведущим. Я упорно отказывался, но она сказала: «Нет, будешь ты». И вот в феврале 78-го года первая дискотека в нашей области состоялась в стенах пединститута, в столовой корпуса на Степана Разина. На ней тогда звучала не танцевальная музыка, как принято ее сейчас называть, а «The Beatles», «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Uriah Heep»; танцевали под такие, казалось бы, не совместимые с танцами группы. Но, тем не менее, народ под них «сходил с ума».
«Кошки» помогали готовиться к концертам
— Почему сейчас не проводите подобные концерты в Калуге?
— Сейчас дела с этим обстоят совсем по-другому. Изменился менталитет людей, изменились музыкальные пристрастия, изменилась и сама дискотека. Она начиналась как обмен информацией — музыкальной и тематической. С помощью слайдов люди узнавали, что происходит в мире рок-музыки. Но это были не только музыкальные программы, но и такие, которые касались общечеловеческих ценностей. Вот это было такое просветительское, воспитательное, если хотите, в дискотеке. Ничего плохого в этом смысле нет. Ведь к нам на дискотеки приходили ребята далеко не паиньки, особенно в концертный зал. Раньше была такая группировка «Кошки» — постоянные наши зрители. Приходили по сто человек, строем. Но у нас был с ними чисто джентльменский договор: «Если вы хотите сюда приходить, здесь должен быть порядок». И там был порядок. Они даже приходили, помогали нам монтировать наши программы, чтобы мы физически успели все подготовить к выступлению. Сегодня, как я понимаю, все здесь изменилось в сторону коммерции и клубной музыки.
Все рок-звезды – обычные люди
— Как вы оцениваете сегодняшнюю нашу рок-сцену?
— Я задавал подобный вопрос Бутусову, когда он последний раз сюда приезжал. Я спросил его: «Что нового ты видишь на российской рок-сцене?» Он сказал, что «если бы такая существовала, я бы о ней знал». А потом мысль свою развил: что «рок-н-ролл» – это определенный жупел, в который в молодости поигрались, и хватит, существует понятие «музыка вообще» и «эстрада». Эстрада — это необязательно какая-то попса голимая, а это то, что играют со сцены для людей, в том или ином направлении. И хорошая или плохая у нас эстрада — это уже другой вопрос.
— Кто ваши кумиры?
— Нет, их совсем нет. Не сотвори себе кумира, как говорится. Когда я начинал только работать над программой «Кругооборот», для меня это тоже были чуть ли не полубоги — ну как же, Шевчук, Кинчев… А потом, не примите это за бахвальство, поработав с ними, начинаешь понимать, что это тоже обычные люди, у которых тоже может болеть голова.
Юлия ЛАПЫГИНА.
Был случай
— Вот, помню, брал я интервью у Жириновского. Спросил, что он слушал в молодости. Он мне и говорит: «Не помню, это давно так было… Ну, «Песняров», «Битлз», а, классика еще нравится…». А это как раз после путча было, 91-й год. Я и говорю: «Ну да, наверное, «Лебединое озеро» любите?». Он сразу замолчал, а потом так: «Аха-ха, да-да, очень люблю «Лебединое озеро». И пальцем погрозил. Он актер, конечно, очень хороший. С тонким чувством юмора.
Досье «Перекрестка»
ФИО: Валентин Альбертович Черняк
Учился: пединститут, исторический факультет
Работал (-ет): преподавал историю, политэкономию и английский язык в гидромелиоративном техникуме. Сейчас работает заведующим техническим сектором областного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы.