Мы охраняли ленинградское небо
Я видел белый флаг на штабе Паулюса!
— Сам я родом из Камышина — это на Волге. Когда война началась, учился на втором курсе сельскохозяйственного техникума. Через наш городок по железной дороге проходили все грузы на Сталинград. Вот немцы Камышин и «облюбовали»: когда темнело, ставили так называемые «свечки» и бомбили. Мы сами копали траншеи для бомбоубежищ. Как заслышим гул «мессеров», сразу туда прячемся. Летом в колхоз ездили — сажать табак для фронтовиков.
25 февраля 1944 года мне повестка пришла, а 28-го мы в товарных вагонах уже ехали в Сталинград. Немцев к тому времени оттуда выгнали, но в городе не было живого места. На площади Павших борцов видели универмаг, в подвале которого находился штаб Паулюса! На нем даже кусок белого флага остался. Особенно жутко было смотреть на черные проемы в домах вместо окон. Но что поделаешь — мы же на войну приехали, а не на прогулку!
Из артиллерии — в авиацию
— Прошли через санпропускник и отправились под Ленинград, во Всеволожск, — там формировалась зенитно-артиллерийская бригада. Мы получили пушки и на «студебеккерах» поехали в Марьино. Штаб нашей бригады расположился в Стрельне. Командир меня часто туда с бумагами посылал. Блокаду сняли еще в январе, но немецкие авианалеты продолжались. Мы должны были охранять ленинградское небо от фашистов. Помню, как увидим немецкий самолет, команда «Огонь!» идет по всем дивизионам.
В апреле 1945-го нас внезапно сняли и направили на II Дальневосточный фронт.
9 мая мы встретили в Хабаровске. Наш командир — капитан Субботин — всю батарею выстроил и сказал только одно слово: «Победа!» Мы стали кричать «ура!», пилотки в воздух бросать. Вечером нам всем фронтовых 100 грамм налили.
Три месяца занимались военной подготовкой. А 8 ав-густа был дан приказ наступать на Японию. Как маршал Василевский попер Квантунскую армию, нас начали перебрасывать на
I Дальневосточный, Забайкальский фронты, на Тихоокеанский флот и Амурскую флотилию.
У меня есть медали «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За боевые заслуги». Закончил войну в звании сержанта. До 1948 года мы оставались в Хабаровске, пока нас с другом Мишей Домарчуком не уволили в запас и не направили в ИВАТУ — Иркутское военное авиационное техническое училище.
Александр и Александра
— В 1950 году после училища оказался в Польше. Была такая военно-авиационная школа механиков — там готовили машины к вылету и встречали их после полета. Меня назначили старшим инструктором. Самолеты знаю как свои пять пальцев. Хоть сейчас дайте мне любую деталь «МиГа» или «Ила» — и я на ощупь определю, для чего она нужна!
Через год я приехал домой и… женился. С Шурой мы знали друг друга еще со школы. Потом наши пути разошлись. Встретились мы, когда наступал Новый 1944 год. Как меня на фронт забрали, мы переписываться начали. Все наши письма храню до сих пор. Первую открытку я послал ей на 8 Марта. Пока воевал, Александра в Саратове в институт поступила, учительницей стала.
Никогда не забуду, как ее после долгой разлуки увидел. Я только-только с дороги, и тут моя Шура идет мне навстречу, румяная, красивая, в цветастом платьице. Засмущался я, а Александра улыбнулась, первая со мной заговорила…
Помню, когда мы расписывались, жарища стояла страшная — дышать нечем было. Свадьбу через год сыграли, как только я в следующий отпуск приехал. У нас дочь Танечка родилась. Когда Танюшка подросла, я их в Польшу перевез, и 1954 год мы встречали уже все вместе. А в 1955-м появился сын Валера.
Потом я поехал в Фергану на капитанскую должность, получил диплом московской артиллерийской академии имени Дзержинского. Закончил службу в ракетных войсках в Ивановской области. В звании подполковника был уволен в запас и отправлен с семьей в Калугу — обживать новую квартиру.
Ни минуты без дела
Сейчас Александр Иванович Усачев — заместитель председателя городского комитета ветеранов, каждые вторник и четверг — на рабочем посту. Вместе с коллегами они помогают участникам войны, встречаются с призывниками, со школьниками, вузовцами. Недавно по приглашению Тимирязевской академии Усачев приезжал в Анненки, общался со студентами. После официальной встречи было чаепитие со сладостями.
Александр Иванович и сам любит потчевать гостей собственными разносолами. На своем дачном участке под Корекозевом он выращивает груши, яблоки и готовит из них очень вкусное варенье (проверено на себе. — Прим. ред.).
Каждый год Александр Усачев ездит в Питер — повидаться с сыном и внучкой, сочиняет стихи, пишет мемуары.
— Я все время чем-то занят, — признается Александр Иванович. — У меня куча новых планов, идей. Главное — не останавливаться на достигнутом. А спокойствие — это как душевная подлость.
Лилия БУЛАЕВСКАЯ.