ЕГЭ станет обязательным через год
О едином госэкзамене
— Здравствуйте. Вас беспокоит мама одиннадцатиклассника. Можно ли отказаться от сдачи ЕГЭ? Или это обязательно?
— В соответствии с принятым законом с 2009 года ЕГЭ станет обязательной формой аттестации.
— Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то альтернативы на случай, если эксперимент с ЕГЭ не удастся?
— ЕГЭ — это уже не эксперимент. Да, сроки его введения постоянно переносились. Но с 2009 года ЕГЭ станет обязательным. Может измениться процедура. Но сам ЕГЭ останется.
— Ожидать ли в 2008 году каких-либо серьезных изменений или дополнений в отношении госэкзамена?
— Наверное, вряд ли. Процедуры и контрольно-измерительные материалы совершенствоваться будут, например, на предмет соблюдения полиграфических норм. Но каких-либо серьезных изменений самой системы или нововведений не предполагается.
— Здравствуйте, скажите, пожалуйста, будет ли пополняться перечень сдаваемых посредством ЕГЭ предметов?
— Вопрос о перечне предметов решается на уровне субъекта РФ, т.е. области. Сейчас перечень не утвержден. Он появится в конце этого — начале следующего года. Школьнику нужно будет сдать пять экзаменов. Обязательные экзамены в форме ЕГЭ — русский язык и математика. Еще три должен выбрать выпускник. В 2006/2007 учебном году в форме ЕГЭ можно было сдавать следующие предметы: русский язык, математику, биологию, химию, обществознание, физику, историю, литературу, географию и иностранный язык (английский, немецкий или французский). Скорее всего, указанный перечень останется неизменным.
О вузах
— Добрый день. Это Мария Михайловна. Мой внук сдавал в этом году ЕГЭ. И при поступлении в институт были проблемы. Во многих вузах результаты ЕГЭ не принимаются. Скажите, так будет всегда или что-то изменится? Зачем нужен единый экзамен, который не котируется в вузах или результаты которого пересчитываются?
— Перечень вузов, которые смогут устраивать дополнительные вступительные испытания для абитуриентов, а также перечень направлений подготовки (специальностей) будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Идея единого госэкзамена, на мой взгляд, благая. Экзамен одновременно является и выпускным, и вступительным. Это дает возможность детям из некрупных и отдаленных населенных пунктов поступить в центральные вузы страны. В то же время ЕГЭ — форма объективной и независимой процедуры оценивания учебных достижений выпускников.
Что же касается недоверия к результатам ЕГЭ, то можно сказать следующее. Сейчас и школьники-абитуриенты, и образовательные учреждения находятся в условиях переходного периода, когда представители некоторых вузов считают ЕГЭ несовершенным и по-прежнему отдают предпочтение подготовке абитуриентов на базе собственных подготовительных курсов. Со временем, надеемся, эти недоработки будут исправлены.
— Меня зовут Николай. В следующем году я заканчиваю школу. По какому принципу выставляются оценки за ЕГЭ? Почему при поступлении в вуз у меня может оказаться другая оценка?
— Знания и умения учащихся оцениваются по 100-балльной системе. Приказами Рос-обрнадзора устанавливаются шкалы перевода баллов в отметки. Эти шкалы различны для разных предметов. Для поступления в вуз важно количество баллов. Можно иметь «пятерку» по итогам ЕГЭ в аттестате, но при поступлении в университет количества набранных баллов может не хватить для зачисления. Эти шкалы, а также много другой интересной и полезной для абитуриента информации можно найти на сайте поддержки ЕГЭ.
Об апелляции
— Здравствуйте. Мой сын был не согласен с выставленной ему оценкой. Действительно ли можно подавать на апелляцию? В каких случаях это делается и действенно ли это?
— Апелляции подаются по разным причинам. Чаще всего из-за того, что школьник недоволен количеством баллов.
С апелляцией можно обратиться в двух случаях. Первый — когда ученик заметил явные нарушения в процедуре проведения экзамена. В этом случае апелляция подается руководителю пункта, где проводится экзамен. Но таких случаев в практике проведения ЕГЭ в городе Калуге не было. Второй — это несогласие с оценкой. Вопрос об удовлетворении или отклонении апелляции решает создаваемая на областном уровне апелляционная комиссия.
Об оценках
— Везде говорят, что единая система повышает объективность оценки, мол, оценивают знания не собственные учителя, предвзято, а безличные машины. Насколько это оправданно?
— Автоматизированно проверяется только первые две части. Творческая же часть проверяется специалистами. Причем одну работу проверяют несколько специалистов по очереди и выставляют независимые оценки. Потом на основе этого коллегиально выставляется итоговая оценка. Непредвзятость налицо.
— Здравствуйте. Я набрал по математике баллов больше, чем мой одноклассник. А оценки нам поставили одинаковые. Почему?
— По математике действительно возникает много вопросов. В одиннадцатом классе школьники сдают алгебру. А в материалах ЕГЭ есть задания по геометрии. Был такой случай, когда два ученика набрали равное количество баллов, но одному поставили «четверку» по алгебре, а другому «тройку». Дело в том, что один из них допустил больше ошибок в алгебраической части.
О минусах
— Складывается впечатление, что одиннадцатый класс существует исключительно для подготовки к ЕГЭ. Не сказывается ли это на общей успеваемости выпускников?
— Очень многое зависит от учителей. Важно, чтобы учеба не превратилась в натаскивание. Проблема, конечно, существует, но стараемся ее преодолевать. Посудите сами: придя на экзамен, школьник должен знать, как работать с бланками, чтобы чисто технические ошибки не повлияли на оценку знаний. Так что без той или иной подготовки не обойтись. Что касается профильной подготовки, то это вопрос спорный. Существуют так называемые профильные классы, где большинство предметов изучается на базовом уровне, а часть (необходимые для дальнейшего обучения дисциплины) — более углубленно. Что лукавить, многие пользуются услугами репетиторов.
— Здравствуйте. Что вы думаете о тестовой форме единого госэкзамена?
— Критикуют ЕГЭ за качество контрольно-измерительных материалов, т. е. заданий. Очень часто они бывают недостаточно хороши. Не всегда вопросы поставлены корректно. В основном это относится к материалам по литературе и истории. Как историк я могу сказать, что недостаточно знать лишь цифры и даты. Важны причинно-следственные связи. К тому же история — наука политическая. Например, Октябрьская революция оценивается сейчас не так, как раньше. Думаю, неправильно при составлении заданий навязывать какую-либо одну определенную точку зрения.
О ЕМЭ
— Что такое Единый муниципальный экзамен?
— Ошибочно само название. В наших документах экзамен именуется как экзамен, организованный муниципальной экзаменационной комиссией. Одна из его задач — объективное оценивание.
Экзамен проводился в Калуге в 2007 году впервые и только по алгебре. И прошел он достаточно хорошо. По моему мнению, форма его проведения оптимальна для решения поставленных задач и себя оправдала.
Проводился экзамен на базе школ города. Организаторами в аудиториях были школьные учителя, которые сами не являются учителями математики или физики. Несколько школ, где было мало девятиклассников, объединялись. Дети выполняли задания, варианты которых разработаны по заказу Рособрнадзора и присланы в Калугу из Москвы. Специалисты эти работы шифровали, а затем комиссия, состоявшая из учителей математики различных школ города, проверяла их, не зная, кому из учеников принадлежит та или иная работа. Есть, конечно, и недостатки, есть над чем работать.
— Для чего введен Единый муниципальный экзамен и где будут учитываться его результаты? Он применяется только к тем, кто уходит из школы после 9-го класса?
— Существует сеть профильных школ, а также профильных классов в рамках самой школы. И для того чтобы определить, готов ли выпускник 9-го класса к переходу в такую школу или класс, и предназначен этот экзамен. В перспективе же было бы хорошо, если бы на основе муниципального экзамена осуществлялся прием в колледжи.
Подготовил Константин ОВЧИННИКОВ.