Вузы будут готовить недоучек?
Принятый Госдумой закон о двухуровневом высшем образовании после вступления его в силу фактически превратит бакалавриат и магистратуру в самостоятельные образовательные уровни.
Высшее образование первого уровня станет массовым. Бакалавров будут учить всего 4 года и готовить по
«укрупненным базовым направлениям» без «излишней» специализации. Бакалавр, таким образом, сможет претендовать лишь на рядовые должности.
Для того чтобы пойти в науку, занять руководящие должности, вести самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, необходима профессиональная, более углубленная специализация. Она останется только на высшем уровне образования – в магистратуре и в специалитете (непрерывном пятилетнем образовании).
Однако попасть в магистратуру будет не так легко. Во-первых, снова придется сдавать экзамены и участвовать в конкурсе. А во-вторых, магистров будет намного меньше, чем бакалавров. Как заявляют организаторы, количество мест будет определяться потребностями рынка труда.
И зачем, спрашивается, нам это? И кто согласится вместо обычного высшего «беспроблемного» образования учиться непонятно сколько, непонятно чему и зачем и непонятно, учиться или нет? Не лучше ли привычные пять лет студенчества – и диплом специалиста?
А вот не тут-то было! Если раньше вуз сам решал, какой системы ему придерживаться, то теперь все зависит от чиновников Министерства образования и науки. По новому закону именно чиновники будут решать, в каких вузах разрешить магистратуру и сколько там должно быть мест, а также сколько из них будут бюджетными, а сколько платными.
Непонятно и то, по какому принципу будут отбираться вузы, в которых останется старое доброе пятилетнее непрерывное образование. Ходят слухи, что прежний порядок останется в отношении педагогов и медиков. Мол, не может быть недоучителей и полуврачей. За комментарием «Перекресток» обратился к проректору по УВР и ЗО КГПУ им. К. Э. Циолковского Лидии Ивановне Христиной.
– Затронут ли эти изменения педуниверситет?
– Не знаю как врачей, а учителей точно затронут. Наш университет под эту систему попадает. Начало уже положено.
– То есть специалитета не останется?
– Нет. Мы также будем готовить бакалавров и магистров.
– Не получится ли так, что в результате мы наплодим недоучек?
– Получится, конечно. Однако прогнозировать сейчас сложно. Все зависит от того, как будет развиваться общество. Россия участвует в Болонском процессе. Мы тянемся к Западу.
– Повысит ли это качество образования или изменений не произойдет?
— Опять же сложно сейчас оценивать ситуацию. Бакалавриат – это базовый уровень. Окончив педуниверситет, совсем не обязательно быть учителем. Может, человек захочет стать геологом. Новая система предоставляет эту возможность.
– Но ведь далеко не все бакалавры смогут стать магистрами.
– К сожалению, это так.
Опрос Перекрестка
Что вы думаете по поводу новой системы образования?
Поинтересовались мы у студентов калужских вузов
Тома Заломова, 3-й курс:
– Кому нужно, пусть идут, учатся 4 года. Но, по-моему, лучше доучиться так, как есть. Чем дольше мы здесь будем учиться, тем лучше.
Константин Гришин, 2-й курс:
– Как нам объясняли, все сделано для того, чтобы унифицировать систему образования по западному образцу, чтобы наши дипломы принимались за рубежом. По-моему, это левые объяснения. Наши дипломы и так котируются во всем мире.
Сергей Трефилов, 1-й курс, выпускник техникума:
– Категорично против. Я не могу выбирать предметы, не зная, что они из себя представляют. Магистратура – это больше по науке. Я сам хотел бы пойти в науку. Но специалист есть специалист. Россия всегда славилась специалистами.
Константин Овчинников.